Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_zvuk_r.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте
“Звук [р]. Буква Р”
(подготовительная группа).
Тема. Звук [р]. Буква Р.
Цель. Познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р.
Задачи::
1). Уточнить правильную артикуляцию звука [р];
2). Учить выделять звук [р] из слов, давать его
характеристику;
3). Закрепить умение определять место звука [р] в словах;
4). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-ёх
звуков;
5). Совершенствовать навык фонематического синтеза;
6). Учить читать слоги и слова с новой буквой;
7). Систематизировать знания об овощах и фруктах, домашних
животных, профессиях.;
8). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной
выразительностью речи;
9). Развивать мелкую моторику;
10). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к
занятиям.
Оборудование: фланелеграф, наборное полотно, карта путешествия изображением станций. предметные картинки на [р], рабочая тетрадь, пособие для определения места звука в слове, таблица слогов и слов с буквой Р, детали для конструирования буквы Р, картинки с изображением домашних животных, муляжи овощей и фруктов, цветные карандаши, цветные ручки, мяч.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.
- Основная часть
1). Постановка цели занятия.
- Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие, познакомимся с новым звуком и с новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы?
( Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)
2). Знакомство с новым звуком:
а) Выделение звука [р] из слов;
-Отгадайте загадку:
Цветное коромысло
Над городом повисло. (Радуга)
- Определите первый звук в этом слове.
-Отгадайте другую загадку:
Не конь, не птица,
А нос, как спица. (Комар)
- Определите последний звук в этом слове.
б) Уточнение правильной артикуляции звука [р], его
характеристика и обозначение;
Произнесите еще раз этот звук [р-р-р]. Это упражнение называется “моторчик”.
Возьмите в руки зеркала и проверьте правильно ли вы произносите [р]:
- губки свободны;
- зубки сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и
вибрирует;
- посередине язычка идет теплая воздушная струя;
- “горлышко” работает.
-На что похож звук [р]? (рычит собака)
Символ звука: собака громко рычит:[Р-Р-Р] (выставляется картинка на фланелеграф)
-Дайте характеристику звука [р]
(согласный, твердый, звонкий)
- Как будем обозначать этот звук?
(кружком синего цвета)
в). Повторение слоговых рядов.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у Ромы в руках шары.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
г).Определение места звука [р] в словах;
- А теперь мы отправляемся на поезде в путешествие.
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз бежит,
-Тороплюсь! – гудит.
-Чтобы определить, в каком вагоне каждый из вас поедет, нужно определить место [р] в словах и расставить картинки в соответствующие вагончики.
-Все заняли свои места, поезд отправляется.
д). Отбор овощей и фруктов, домашних животных, в названии которых есть [р]
1-я станция “Сад-огород”
- В корзинку нужно собрать овощи и фрукты, садовые ягоды, в названии которых есть[р].
(картофель, помидор, морковь, груша, смородина, крыжовник, виноград)
2-я станция “У бабушки в деревне”.
-Найдите на картинке домашних животных, в названии которых есть [р].
(корова, баран)
- Какую пользу приносят эти домашние животные?
Из молока делают много продуктов: творог, кефир, простоквашу и др.
-Повторите скороговорку:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
е). Работа в тетради. Звуковой анализ слова “РОЗА”
3-я станция “Цветочная”
-Поезд прибыл на следующую станцию, которая называется “Цветочная”. Откройте тетради на странице 21. Какие цветы здесь изображены? (роза, ромашка)
-Как вы думаете, почему здесь нарисованы эти цветы? (Названия цветов начинаются со звука [р])
-Сейчас вы будете художниками. Вы должны раскрасить цветы, при этом нужно сказать, что вы делаете. (например: Я раскрашиваю розу красным карандашом).
-Переверните страничку. Выполните звуковой анализ слова “РОЗА”.
-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику.
([Р] - согласный, твердый, звонкий)
-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику
([О] – гласный)
-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику
([З] - согласный, твердый, звонкий)
-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику
([А] – гласный)
- Сколько звуков в этом слове? (4)
- Назовите 3-ий звук (з), 2-ой звук (о).
-Сколько в слове гласных звуков? Согласных звуков?
- Сколько в этом слове слогов? (2)
4-я станция. Физкультминутка “ПОЕЗД” (речь с движениями)
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз бежит,
-Тороплюсь! – гудит.
На остановках выполняется упражнение по фонематическому синтезу. Логопед называет звуки и бросает одному из детей мяч, ребенок должен назвать все слово целиком.
(р, а, к, - рак т, о, р, т - торт
р, ы, с` - рысь р, ы, б, а - рыба
р,у,к,а - рука ш, а, р – шар)
3). Знакомство с буквой Р. Чтение слогов и слов с новой буквой.
5-я станция. “Чтение и письмо”.
а)-Что мы должны знать, чтобы читать и писать? (буквы)
-Звук [Р] обозначается буквой Р.(выставляется на фланелеграф)
- На что похожа буква Р?
б).Конструирование буквы Р
- Сконструируйте букву Р из бумажных деталей.
в). Письмо буквы Р в рабочих тетрадях
- Для чего нам нужна большая буква?
г). Чтение слогов и слов с новой буквой.
-Теперь прочитайте слоги и слова по таблице.
д).Письмо слова с новой буквой
- В тетради под схемой напишите слово “РОЗА”, обозначая звуки соответствующими буквами.
е).Составление слов из разрезных слогов.
- Подберите слоги так, чтобы получились слова.
РЫ БА
РО ЗЫ
РА МА
РУ КА
6-я станция. “Добавлялки”.
Наш поезд прибыл на следующую станцию. Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].
В столовой работает …(повар)
Стены красит … (маляр)
Подстригает людей …(парикмахер)
В магазине работает …(продавец)
Лечит детей … (врач)
Дом строит … (строитель)
(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)
- Составьте каждый своё предложение с данным словом и на -чертите его схему.
Проверка выполнения задания.
3. Подведение итогов занятия.
- Наш поезд прибыл на конечную станцию в детский сад.
-С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дайте его характеристику.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ЗВУК И БУКВА «М», подготовительная группа
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква А" (подготовительная группа)
Материал к занятию по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква У" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква И" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква О" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква Ы" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква Э" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...