Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи на тему: "Дифференциация звуков Т-Д с использованием интегрированных игр "Звуковые кубики""
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

конспект занятия по дифференциации переднеязычных звуков т-д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 37 "Веснянка" городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи

 на тему:

 "Дифференциация звуков Т-Д с использованием интегрированных игр "Звуковые кубики""

                                                                 Учитель-логопед 1 категории

                                                                 Каримова Рузиля Камиловна

                                                             

г. Октябрьский, 2016г.

Программное содержание: закрепить навыки четкого различения звуков Т и

Д изолированно в слогах, словах, фразах. Закреплять навыки преобразования слогов, слов, предложений. Различать буквы Т и Д. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук и общую моторику тела. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, развивать усидчивость.

Оборудование:        кукла озвученная Буратино, картина-панно «Дом»,

предметные картины: топор, молоток, дрель, бульдозер, трактор, экскаватор, ведро, лопата, кубики звуковые, счетные палочки, карандаш простой, карточки с изображенными предметами (молоток-дом) и недопечатанными словами (т)очка-(д)очка; (п)ачка- (т)ачка; (д)ом - (т)ом).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

В кабинете детей встречает игрушка Буратино.

Буратино: Доброе утро, ребята! Я сегодня к вам в гости пришел, но не один, а со своими большими друзьями. Я думаю, что сегодня у вас я опять узнаю много интересного о звуках и буквах. Я тоже готовился к вашему занятию и выучил загадку. Отгадаете?

Стоит бычище,

Проклеваны бочища. (Дом)

Выставляется картина Дом.

Логопед. Дети, чтобы построить дом нужны разные предметы: инструменты, транспорт и другие вещи. Назовите их (логопед выставляет картины предметные: топор, дрель, молоток, экскаватор, бульдозер, трактор, лопата, ведро).

Дети называют эти предметы.

Логопед. В этом доме живет семья: папа, мама, сын и дочь.

Выставляются фигурки детей.

Логопед. Дочку зовут Таня, а сына Даня.

  1. Выделение звуков из слов. Сравнение звуков [т], [д] по артикуляционноакустическим признакам.

Логопед: Какой первый звук в имени девочки, а в имени мальчика?

Дети: звук [т]; звук [д].

Логопед: Чем похожи звуки [т], [д].

Дети: они согласные, твердые.

Логопед: Как мы их произносим?

Дети: губы и зубы чуть открыты, кончик языка как молоточком стучит за верхними зубами.

Логопед: Чем отличаются звуки [т], [д]?

Дети: Звук [т] - глухой согласный, а звук [д]— звонкий согласный звук.

Логопед: Буратино, дети! Сегодня мы будем учиться различать звуки [т], [д]. Дети, с помощью наших кубиков расскажите Буратино еще раз: чем похожи и чем отличаются звуки [т] и [д].

  1. Различение звуков [т], [д]в слогах.

Логопед-Буратино. Ребята, я знаю очень интересную, но трудную игру со слогами «Наоборот». Поиграем.

Буратино произносит слоги со звуком [т], а дети со звуком [д].

Буратино: та-та-та        Дети: да-да-да

та-та-та        да-да-да

ту-ту-ту        ду-ду-ду

ты-ты-ты        ды-ды-ды

Буратино: А я знаю еще одну игру со слогами. Но в этой игре надо быть очень внимательным и не мешать друг другу «Запомни и повтори 4 слог».

Буратино: та-да-та-да        Дети: да-та-та-да

та-да-да-та        да-да-та-да

та-да-да-та        да-та-да-да


Буратино: та-да-та-да        Дети: да-та-та-да

та-да-да-та        да-да-та-да

та-да-да-та        да-та-да-да

  1. Сравнение звуков [т], [д] в слогах.

Логопед: Буратино, дети! В названиях каких предметов, которые нужны для стройки дома, есть звуки [т], [д]?

Назовите слова со звуком [т].

Дети: Молоток, топор, экскаватор, трактор, лопата.

Логопед: На этой картине (про дом) также есть предметы со звуком [т]. Назовите их.

Дети: Утки, труба, калитка, трава, картина.

Логопед: А теперь назовите слова, в названиях которых есть звук [д].

Дети: Ведро, дрель, бульдозер.

Логопед: А на картине?

Дети: Дом, дым, дуб, дорога, ведро.

Физкультминутка (стоя за столами)

Строим дом        (стучать кулачками)

Дом большой        (сделать крышу над головой)

И с крылечком        (ладонь горизонтально приставить к ладони

вертикально)

И с трубой

Будут жить в доме том (хлопки перед собой)

Зайка        (прыжки, ладони над головой)

Мишка        (руки к бокам)

Со слоном        (ладони к ушам наклоны головой)

  1. Логопед: Буратино! Мы с ребятами поиграем в игру со словами. Надо запомнить по 2 слова и повторить их (логопед называет пары слов, дети по 1, по очереди повторяют их).

Игра «Запомни и повтори».

Логопед: дачка-тачка        Дети: повторяют

дочка-точка Даня-Таня уточка-удочка дверь-тверь

Логопед: А теперь нужные слова по смыслу договорите в предложениях. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Домик в саду зовется... (дачка)

Чтоб возить траву нужна ... (тачка)

Толстая книга зовется... (том)

Строители построили большой ... (дом)

В конце предложения мы ставим ... (точку)

Мама очень любит свою... (дочку)

Во дворе растет зеленая... (трава)

Рома во дворе рубит... (дрова)

  1. Буратино: Ребята, а вы любите фокусы? И я люблю. Но мои фокусы не с предметами, а со звуками. Я скажу слова, а вы в них звук [т] поменяйте на звук [д]


Буратино:

Дети:

трава

дрова

катушка

кадушка

уточка

удочка

вата

вода

плоты

плоды

точка

дочка

  1. Логопед: Буратино! А ты знаешь звуки [т], [д] обозначаются буквами. Посмотри, сейчас их дети составят из счетных палочек.

(дети из счетных палочек составляют буквы Т и Д).

Логопед: Молодцы, Скажите, а на что похожа буква Т? А буква Д?

Дети: Буква Т похожа на молоток, буква Д - на дом с крылечком.

  1. На карточке напечатаны слова, под ними в словах пропущены буквы Т и Д. Подумайте и вставьте их правильно.

.ОМ

.ом

.ачка

.ачка

.ушь

.уш

у. очка

у. очка

Том-дом        тачка-дачка        тушь-душ уточка-удочка

  1. Буратино хохочет.

Логопед: Что случилось? Что за смех без причины?

Буратино: Мне так понравилось у вас на занятии. Я так развеселился, хочется ребят рассмешить. Есть у меня игра «Смешилки». Я скажу смешные предложения, а вы их справьте.

  • Трава рубят на дровах ( Дрова рубят на траве).
  • Мама уронила кадушку в катушку (Мама уронила катушку в кадушку).
  • Дедушка везёт дачку к тачке (Дедушка везёт тачку к дачке).
  • Папа уточкой поймал удочку (Папа удочкой поймал уточку).
  • Мальчик дом строит том (Мальчик Том строит дом).

Точка в предложении ставит точку (Дочка в предложении ставит точку).

  1. Итог.

Логопед: Я вижу, Буратино, тебе сегодня заниматься с ребятами очень понравилось. Спроси у ребят, что им больше понравилось на занятии? Ответы детей.

Логопед: Запомните слова со звуками [т], [д], на следующем занятии я попрошу вас их назвать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Звуки Д и Дь"

Цель: Правильное произношение и различение звуков Д и Дь.Задачи:1. Обучать правильному произношению звуков, различать их артикуляцию.2. Различать звуки Д и Дь на слух в слогах, словах.3. Продолжать об...

Конспект итогового фронтального занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитие речи.

Конспект итогового фронтального занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи в логопедической подготовительной к школе группе....

Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".

Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».

Предлагаю Вашему вниманию конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».Цели:Нау...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ на тему: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д»

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`] и букв Т – Д.Задачи занятия: Коррекционные:закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;развивать ...

Конспект подгруппового занятия для старших дошкольников с ТНР и нарушением зрения на тему: «Дифференциация звуков с, з. Знакомство с обитателями необычного зоопарка».

Цель: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [с], [з], и их дифференциации; познакомить со скороговорками.Задачи:Коррекционно - обучающие:упражнять в сравнении и различении, правильном произ...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР тема: «Поможем Лунтику»

Конспектподгруппового занятия по обучению грамоте для детей с ЗПРтема: «Поможем Лунтику»...