Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей компенсирующей направленности группе.. Тема «Поможем девочке спасти братца».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кондратьева Валентина Васильевна

Обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей компенсирующей направленности группе № 7 «Речевички»

Тема «Поможем девочке спасти братца».

Учитель логопед: Кондратьева В.В.

г. Советский

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей компенсирующей направленности группе.

Тема: «Поможем девочке спасти братца».

Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о звуках;

- совершенствовать навыки звукового анализа;

- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги;

- закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи

Коррекционно-развивающие задачи:

- способствовать развитию фонематического восприятия и артикуляционной моторики;

- способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;

- совершенствовать навык правильного речевого дыхания,  координацию речи и движений;

Коррекционно - воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность, контроль  за собственной речью.

- Приучать детей аккуратно и бережно относится к пособиям;

- Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;

Материал и оборудование: иллюстрации из сказки «Гуси – Лебеди»: печки, яблони, речки. избушки, поляны, пирожки, яблоки  с вопросами, подборка  картинок с разным количеством слогов,  фишки и карточки для звукового анализа слов, кассы букв и слогов.

Приемы и методы работы:

Словесный: художественное слово, беседа.

Наглядный: использование наглядных  материалов: иллюстрации из сказки «Гуси – Лебеди», картинки.

Игровой:  игра – путешествие по сказке.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси - лебеди», разучивание артикуляционной гимнастики, физминутки деление слов на слоги, работа в кассе.

Индивидуальная работа: добиваться от Каролины  полных ответов.

Ход занятия: - Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Вдохнем через нос в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохнем через рот все обиды и огорчения (вдох - выдох).

Круг дружбы»

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе будем очень дружно на вопросы

На вопросы отвечать

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

- Логопед: Дети, вы любите сказки?

- Дети: Да!

Логопед: Какие герои бывают в сказках?

- Дети: Добрые и злые.

- Логопед: А вы бы хотели помогать добрым героям?

- Дети: Да.

 - Логопед: Что бы помогать героям  сказки нужно подготовиться - мы будем много говорить, поэтому  сейчас выполним гимнастику для язычка:

- «Толстушка» - «худышка»

- «Лопаточка»

- «Часики»

- «Качели»

- Логопед:  Вот теперь мы готовы помогать героям сказки.

 -( Показ иллюстрации сказки.) Кто помнит, как называется эта сказка?

- Дети:  Гуси – лебеди.

- Логопед:  Давайте ее вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.

- Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.

Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

- Логопед: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути?

- Дети: Печку. (Выставляется картинка  - печка)

-Логопед: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?                                               - Печка: Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.

- Логопед:  Дети, хотите помочь девочке?

- Дети:  Да. (Логопед берет из печки «пирожки»  и читает вопросы).

Вопросы:

  • Какими  бывают речевые  звуки? (гласные и согласные)
  • Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»? (они поются)
  • Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
  • Что можно составить из звуков? (слоги)
  • Что можно составить из слогов? (слова).
  • Назовите слова. (Дом, кот, дерево, забор).
  • Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
  • - Логопед: Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка  дала девочке пирожок, и указала куда гуси – лебеди полетели. А что же было дальше?

- Дети: «Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».

- Логопед:  (Выставляется картинка яблоня). А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты  выполнишь задания, а задания написаны на яблочках». Но вначале сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Раз – два – три – четыре – пять» с кольцом

Су-Джок (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Логопед называет слова, а дети определяют место звука Ф в слове (фазан, жираф, туфли, фикус, кофейник). 

Логопед:  Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке выполнить задание яблоньки. Побежала девочка дальше, вышла на полянку и решила отдохнуть. И мы тоже отдохнем.

Физминутка:

Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись, и друг другу  улыбнулись.
По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.

- Логопед: А на полянке девочка нашла домики и картинки. Картинки нужно распределить по домикам:  в домике с цифрой один живут картинки в названии, которых один слог; в домике с цифрой два живут картинки в названии, которых два слога; в домике с цифрой три живут картинки в названии, которых три слога. (Работаем в парах).

- Логопед: А что же дальше было?

- Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.

- Логопед: А речка говорит: «Помогу, если правильно выложите слова в кассе и сделаете звуковой анализ слов ФОН, МОХ». Делаем звуковой анализ слов.

Логопед:  Молодцы, справились с заданием, помогли девочки. За это речка сказала девочке, где брата искать.

Итак, теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Баба Яга не отпускает братца,  пока мы не выполним следующее задание – назвать слова со звуком Ф.

тут и отец и мать пришли.  Какое задание было самым интересным? Какое задание было сложным? Какое задание было легким?

Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте.

Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту.
Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка!» и помашем ей рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе на закрепление гласных звуков, составление и разбор предложений....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Поможем девочке спасти братца»

Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей компенсирующей направленности группе . Тема «Осень».

Обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте....