Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе. «Как Алёнушка братца спасала»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе.

«Как Алёнушка братца спасала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obuchenie_gramote.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе.

«Как Алёнушка братца спасала»

Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте.

Образовательные задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о звуках;

- совершенствовать навыки звукового анализа;

- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги;

- закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи;

- закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию фонематического восприятия и артикуляционной моторики;

- способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать    слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;

- Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух;

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, контроль  за собственной речью.

- приучать детей аккуратно и бережно относится к пособиям;

- воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;

Материал и оборудование:  Компьютер,презентация с иллюстрациями из сказки «Гуси – Лебеди»: печка, яблоня, речка, избушка, поляна, пирожки, яблоки  с вопросами, подборка  картинок с разным количеством слогов,  фишки и карточки для звукового анализа слов, пирожки, яблоки с заданиями, мольберт.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси - лебеди», разучивание физминутки.

Ход занятия: 

Звучит музыка из сказки.

 -Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте поздороваемся и подарим друг другу хорошее настроение! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Вдохнем через нос в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохнем через рот все обиды и огорчения (вдох - выдох).

Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Какие герои бывают в сказках?

Дети: Добрые и злые.

Воспитатель: А вы бы хотели помогать добрым героям?

Дети: Да.

 Воспитатель: По неведомым тропинкам

Идет сказка- невидимка.

Ровно в полдень динь-динь-дон

Ты услышишь тихий звон.

Это сказка к нам вошла,

Тише, тише - вот она. 

Воспитатель:  А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки).

- Дети:  Гуси – лебеди.

Воспитатель:  Давайте ее вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.

- Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась Алёнушка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.

Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути?

Дети: Печку. (Слайд  - печка)

Воспитатель: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?                                            

   - Печка: Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.

-Воспитатель:  -Дети, хотите помочь Алёнушке?

Дети:  Да. (воспитатель берет из печки «пирожки»  и читает вопросы).

Вопросы:

  • Из чего состоит предложение? (из слов)
  • Из чего состоят слова? (Из звуков)
  • Какими  бывают речевые  звуки? (гласные и согласные)
  • Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»? (они поются)
  • Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
  • Что можно составить из звуков? (слоги)
  • Что можно составить из слогов? (слова).
  • Назовите слова. (Дом, кот, дерево, забор).
  • Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

Воспитатель: -Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка  дала девочке пирожок, и указала куда гуси – лебеди полетели. А что же было дальше?

Дети: «Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».

Воспитатель:  (Выставляется картинка яблоня). А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты  выполнишь задания, а задания написаны на яблочках». Воспитатель называет слова, а дети определяют место звука Ф в слове (фазан, жираф, туфли, фикус, кофейник). 

Воспитатель:  Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке выполнить задание яблоньки. Побежала девочка дальше, вышла на полянку и решила отдохнуть. И мы тоже отдохнем.

Физминутка:

Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись, и друг другу  улыбнулись.
По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.

Воспитатель:  А на полянке девочка увидела много цветов, на каждом цветке – изображены картинки, их нужно разделить на три группы. (На столе лежат цветочки, на обратной стороне картинка , дети по очереди переворачивают цветок, называют слово, определяют (хлопают)сколько звуков и убирают в корзинку с соответствующим номером. Если ребенок затрудняется, то дети помогают)

1 корзинка – слова состоящие из одного слога,

2 корзинка– состоящие из 2 слогов.

3 корзинка-из 3 слогов.

Воспитатель: -А что же дальше было?

Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.

Воспитатель: -А речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слова «Гуси».?

Звуковой анализ слова гуси. Работа за столами с карточками.

Воспитатель предлагает произнести слово гуси так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Ггуси»,- читает ребенок слово с указкой.

- «Что мешает произносить этот звук?» (Язычок).

У доски и на местах дети обозначают звук [г ] синей фишкой.

Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения второго звука в слове гуси. С указкой он читает слово интонационно выделяя звук [ у], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают самостоятельно за столами .

Следующий ребенок определяет третий звук в слове гуси. Он читает слово интонационно выделяя звук [ с’ ] синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук.

На вопрос воспитателя, что мешает во рту, когда мы произносим звук [ с’ ], ребенок отвечает: - «Язычок и зубы». Звук [ с’ ] мягкий согласный обозначается зеленой фишкой.

И наконец вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука [ и ], читая слово с указкой и задерживая её под четвертой клеточкой. Называет звук [ и ], отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой, также определяет место ударения в слове. Одновременно дети работают самостоятельно за столами.

гуси — слово из 2 слогов: гуси. Ударение падает на 1-й слог.

Обозначение ударения.

В слове 4 звука. Цветовая схема:  гуси

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием, помогли Алёнушке. За это речка сказала девочке, где братца искать.

-Итак, теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки. Давайте поможем Алёнушке их открыть.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Нужно выполнить задание.

-У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на разные звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Слова начинаются на твердый и мягкий согласный.

-Вот и открылся замок и Алёнушка спасла братца. Тут и отец и мать пришли. 

-Ну вот наше путешествие и подошло к концу.

-Смогли мы помочь Алёнушке?

-Ребята, а что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия?

-Что было сложно?

-Хотели ли бы вы еще помогать сказочным героям?

-За нами сегодня наблюдали сказочные персонажи и им бы очень хотелось узнать понравилось ли вам у них в гостях. Если вам понравилось путешествие, задания были интересными, и вы не скучали, прикрепите к яблоньке красные яблоки.

- Если вам было скучно и не интересно- зелёные яблоки. Всем большое спасибо. До новых встреч в стране сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе на закрепление гласных звуков, составление и разбор предложений....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Поможем девочке спасти братца»

Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"

Данное занятие можно использовать как итоговое в конце года в старшей группе...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»...