Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе. «Как Алёнушка братца спасала»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе.
«Как Алёнушка братца спасала»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obuchenie_gramote.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе.
«Как Алёнушка братца спасала»
Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте.
Образовательные задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о звуках;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги;
- закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи;
- закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию фонематического восприятия и артикуляционной моторики;
- способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;
- Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух;
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
- приучать детей аккуратно и бережно относится к пособиям;
- воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;
Материал и оборудование: Компьютер,презентация с иллюстрациями из сказки «Гуси – Лебеди»: печка, яблоня, речка, избушка, поляна, пирожки, яблоки с вопросами, подборка картинок с разным количеством слогов, фишки и карточки для звукового анализа слов, пирожки, яблоки с заданиями, мольберт.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси - лебеди», разучивание физминутки.
Ход занятия:
Звучит музыка из сказки.
-Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте поздороваемся и подарим друг другу хорошее настроение! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Вдохнем через нос в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохнем через рот все обиды и огорчения (вдох - выдох).
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?
- Дети: Да!
Воспитатель: Какие герои бывают в сказках?
- Дети: Добрые и злые.
Воспитатель: А вы бы хотели помогать добрым героям?
- Дети: Да.
Воспитатель: По неведомым тропинкам
Идет сказка- невидимка.
Ровно в полдень динь-динь-дон
Ты услышишь тихий звон.
Это сказка к нам вошла,
Тише, тише - вот она.
Воспитатель: А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки).
- Дети: Гуси – лебеди.
Воспитатель: Давайте ее вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась Алёнушка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.
Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути?
- Дети: Печку. (Слайд - печка)
Воспитатель: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Печка: Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.
-Воспитатель: -Дети, хотите помочь Алёнушке?
- Дети: Да. (воспитатель берет из печки «пирожки» и читает вопросы).
Вопросы:
- Из чего состоит предложение? (из слов)
- Из чего состоят слова? (Из звуков)
- Какими бывают речевые звуки? (гласные и согласные)
- Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»? (они поются)
- Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
- Что можно составить из звуков? (слоги)
- Что можно составить из слогов? (слова).
- Назовите слова. (Дом, кот, дерево, забор).
- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
Воспитатель: -Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка дала девочке пирожок, и указала куда гуси – лебеди полетели. А что же было дальше?
Дети: «Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».
Воспитатель: (Выставляется картинка яблоня). А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты выполнишь задания, а задания написаны на яблочках». Воспитатель называет слова, а дети определяют место звука Ф в слове (фазан, жираф, туфли, фикус, кофейник).
Воспитатель: Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке выполнить задание яблоньки. Побежала девочка дальше, вышла на полянку и решила отдохнуть. И мы тоже отдохнем.
Физминутка:
Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись, и друг другу улыбнулись.
По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.
Воспитатель: А на полянке девочка увидела много цветов, на каждом цветке – изображены картинки, их нужно разделить на три группы. (На столе лежат цветочки, на обратной стороне картинка , дети по очереди переворачивают цветок, называют слово, определяют (хлопают)сколько звуков и убирают в корзинку с соответствующим номером. Если ребенок затрудняется, то дети помогают)
1 корзинка – слова состоящие из одного слога,
2 корзинка– состоящие из 2 слогов.
3 корзинка-из 3 слогов.
Воспитатель: -А что же дальше было?
Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.
Воспитатель: -А речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слова «Гуси».?
Звуковой анализ слова гуси. Работа за столами с карточками.
Воспитатель предлагает произнести слово гуси так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Ггуси»,- читает ребенок слово с указкой.
- «Что мешает произносить этот звук?» (Язычок).
У доски и на местах дети обозначают звук [г ] синей фишкой.
Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения второго звука в слове гуси. С указкой он читает слово интонационно выделяя звук [ у], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают самостоятельно за столами .
Следующий ребенок определяет третий звук в слове гуси. Он читает слово интонационно выделяя звук [ с’ ] синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук.
На вопрос воспитателя, что мешает во рту, когда мы произносим звук [ с’ ], ребенок отвечает: - «Язычок и зубы». Звук [ с’ ] мягкий согласный обозначается зеленой фишкой.
И наконец вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука [ и ], читая слово с указкой и задерживая её под четвертой клеточкой. Называет звук [ и ], отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой, также определяет место ударения в слове. Одновременно дети работают самостоятельно за столами.
гуси — слово из 2 слогов: гуси. Ударение падает на 1-й слог.
Обозначение ударения.
В слове 4 звука. Цветовая схема: гуси
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием, помогли Алёнушке. За это речка сказала девочке, где братца искать.
-Итак, теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки. Давайте поможем Алёнушке их открыть.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Нужно выполнить задание.
-У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на разные звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
Слова начинаются на твердый и мягкий согласный.
-Вот и открылся замок и Алёнушка спасла братца. Тут и отец и мать пришли.
-Ну вот наше путешествие и подошло к концу.
-Смогли мы помочь Алёнушке?
-Ребята, а что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия?
-Что было сложно?
-Хотели ли бы вы еще помогать сказочным героям?
-За нами сегодня наблюдали сказочные персонажи и им бы очень хотелось узнать понравилось ли вам у них в гостях. Если вам понравилось путешествие, задания были интересными, и вы не скучали, прикрепите к яблоньке красные яблоки.
- Если вам было скучно и не интересно- зелёные яблоки. Всем большое спасибо. До новых встреч в стране сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».
Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе на закрепление гласных звуков, составление и разбор предложений....
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Поможем девочке спасти братца»
Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"
Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"
Данное занятие можно использовать как итоговое в конце года в старшей группе...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Итоговое занятие по обучению грамоте....
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»...