Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей компенсирующей направленности группе . Тема «Осень».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кондратьева Валентина Васильевна

Обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей компенсирующей направленности группе № 7 «Речевички»

Тема «Осень».

Учитель логопед: Кондратьева В.В.

г. Советский

Лексическая тема «Осень»

Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить и расширить представление об осени, ее приметах;

-  уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

- совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций, согласовывать числительные два, две с существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти;

- тонкой и общей моторики;

-  дыхания и правильного речевого выдоха;

-  координации речи с движением.

Коррекционно - воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, контроль  за собственной речью.

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

- воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности.

Оборудование: бумажные листочки на ниточке, фигурный кленовый листочек из пластика; цветные карандаши, картинки с изображением листочков, слайды.

Приемы и методы работы:

Словесный: художественное слово, беседа,игры.

Наглядный: использование наглядных  материалов: слайды, картинки с изображением листочков

Игровой:  игры с Листочком, Осенью.

Предварительная работа: беседа о временах года, наблюдение на прогулке, дидактические игры.

Индивидуальная работа: добиваться от Миши правильного произношения звуков «с,ш».

I. Организационный момент 

Логопед встречает детей

 Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.

Сегодня к нам на окно прилетел кленовый Листочек. Но это не простой Листочек, а волшебный. Он помогает преодолевать трудности и выполнять разные задания.

Сейчас Листочек пригласит  вас в гости, а к кому – догадайтесь:

Листья с веток облетают,

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.
Урожай собирают.

 Когда это бывает?
(осенью).

Логопед: Верно. Он приглашает вас в гости к Осени. На место сядет тот, кому листочек ляжет на ладонь и попросит сказать слова наоборот.

         Игра «Скажи наоборот»:

 Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели  ...

У дуба ствол толстый, а у березы

У клена листья большие, а у березы ..  

У березы ствол светлый, а у клена …

Осень ранняя – осень (поздняя)

Птицы прилетают – птицы (улетают)

Дождь начался – дождь (закончился)

Листья на деревьях – листья (на земле)

II. Основная часть

- Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, я думаю, что вы легко справитесь и с остальными. Итак, волшебный Листочек приглашает нас в гости к Осени. (Слайд)

1. Упражнение «Подбери слова»

Логопед: Вы сейчас посмотрите на картинку и подберёте как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой? какая?, а волшебный Листочек вам в этом поможет.

а) Осень какая? (холодная, дождливая, разноцветная, …).

Погода осенью  какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая)).

Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).

б) Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопросы, что делают? что делает?

Листья осенью (что делают?) (Листья осенью желтеют, опадают и т.д.)

Дождь осенью  (Дождь осенью моросит, идет и т.д.)

 Урожай осенью (Урожай осенью убирают).

Птицы осенью  (Птицы осенью улетают).

Деревья осенью (Деревья осенью роняют листья).

 Звери осенью (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки).

2. Игра «Какое слово лишнее?»

Логопед: А теперь я буду называть слова. Вы должны сказать какое лишнее. Будьте внимательны.

Лисичка, белый гриб, мухомор, подберезовик.

Яблоко, груща, лимон, помидор.

Воробей, ласточка, аист, цапля, трясогузка.

Зонт, куртка, шапка, перчатки, шарф.

Логопед: Вот ещё одна загадка.

(слайд «Листопад»)

А когда дует ветер, послушайте, что бывает (звуковой слайд «Листопад»).

3. Упражнение «Листопад»

Встаньте около стульчиков. Возьмите тот листочек, который вам нравится больше всех, поднесите его ко рту, сделайте глубокий вдох, а потом тихонечко подуйте на него, не надувая щек. А теперь с силой подуем на листочки.  Вот какой листопад у нас с вами получился.

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение.

Дети выполняют упражнение 3-4 раза.

4. Упражнение «Где листочек?»

- Листопад прекратился, но один листочек остался и решил поиграть с вами.

Скажите, куда упал листочек?

Дети отвечают, используя предлог на.

(Показ слайдов)

- Листочек упал на землю.

- Листочек упал на крышу.

- Листочек упал на крыльцо.

- Листочек упал на траву.

- Листочек упал на девочку.

5. Упражнение «Закончи предложение» 

  Сейчас называю слово, а вы повторяете его со словом «осенний, (осенняя, осеннее или осенние)».
Лист.
Дети: осенний лист
Логопед: Ветка.
Дети: осенняя ветка
Логопед: Дерево.
Дети: осеннее дерево
Логопед: Лес
Дети: осенний лес
Логопед: Букет
Дети: осенний букет
Логопед: Погода
Дети: осенняя погода. 

6. Динамическая пауза « Осенние листья».

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья жёлтые летят,

Под ногами шелестят.

(На каждую строчку четыре шага в такт).

7. Согласование числительных два, две с существительными (слайд два, две)

- Посмотрите на картинки и скажите, что изображено на них.

Ответы детей.

- На картинке два листочка.

- На картинке две лужи.

- На картинке два дерева.

- На картинке две тучки.

- На картинке два зонтика.

8. «Раскрась листочек».

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. За это вам Листочек приготовил подарки-раскраски. Возьмите их и раскрасьте

- Листочки у вас получились очень красивые.

III. Итог занятия

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии? (показ слайда, где отражены все части занятия)

- Мы рассказывали об осени; отгадывали загадки; говорили, куда упал листочек; говорили о двух предметах.

- Что мы делали на занятии?

- Мы играли с листочками, делали листопад, раскрашивали листочки.

- Что понравилось?

Оценка работы детей: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо играли с Листочком, отгадывали загадки, отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Поможем девочке спасти братца»

Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"...