Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Путешествие в Буквенное царство, Звуковое государство»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Беляева Татьяна Викторовна

Конспект занятия с детьми с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovoe_zanyatie_.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

г. Рубцовск  Алтайского края

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  № 41 «Золотая рыбка»

__________________________________________________________________________

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89

тел.: 4-21-84; e-mail: ds41rub@yandex.ru

Конспект 
итогового занятия по обучению грамоте

 в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

 на тему:

«Путешествие в Буквенное царство,

Звуковое государство»


Учитель-логопед: Беляева Татьяна Викторовна

Рубцовск, 2023

Форма проведения: интегрированная  образовательная деятельность

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,

« Речевое развитие»,

 Возрастная группа: подготовительная

Тема занятия: «Путешествие в Буквенное царство, звуковое государство»

Цель: создание условий, способствующих закреплению у детей знаний о буквах и звуках, закреплению правильного произношения определенных звуков.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие :

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование:  диктофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; мячики с надписями слогов, звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности

Задачи:1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности

              2. Способствовать активизации детей

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети входят в группу, приветствуют гостей ,встают в круг, взявшись за руки и говорят:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

дети выполняют гимнастику перед зеркалами

  Прежде, чем начать заниматься- подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные,  проведём артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»

Толстые внуки приехали в гости               (дети надули щеки).

С ними худые - лишь кожа да кости           (втянули щеки, не открывая рта).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись      (широкая  улыбка)

Поцеловать они всех потянулись               (имитация поцелуя)

Утром проснулись - в улыбочку губы        (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы       (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи                  (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим              (соответственные движения языка).

В это время звучит  голос из волшебной шкатулки:

«Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

 

 

 

2. Основная часть

Цель: создание условий, способствующих систематизации у детей знаний о буквах и звуках, тренировке и закреплению правильного звукопроизношения

Задачи:

  • Способствовать закреплению у детей навыков и умений связной речи, навыков контроля и самоконтроля.
  • Воспитывать уверенность  в своих силах и речевых возможностях. Развивать воображение, внимание, усидчивость, наблюдательность и внимание к образцам речи учителя-логопеда и своих товарищей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети вступают в активный диалог с педагогом отвечают на вопросы.

   

 

Ответы детей

дети повторяют за педагогом

Дети на ощупь отгадывают букву и подбирают слово, начинающееся на эту букву.

ответы детей

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Ответы детей: Л и Р

Дети проявляют активность, отвечают на вопросы,  выполняют задание

дети сопровождают речь движением.

Дети повторяют за педагогом

Каждый ребёнок берет карточку с изображением, называет слово и определяет количество слогов- с помощью мяча отбивает слоги ( школа, учитель, мел, указка, доска, парта)

Дети, разбиваясь в пары, собирают мячи одинакового цвета. На каждом мяче записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова. С получившимся словом придумывают предложение.

дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).

 Ну что, ребята, поможем царице Грамматики?  Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук). Вопросы- какие звуки вы знаете?

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). Что такое буква?

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я …(предложение).

Но как мы туда попадём в это царство? На чем можно  отправиться в путешествие?

Предлагаю отправиться на поезде!

  Мы отправляемся в  Звуковое царство, Буквенное государство– Хорошо! Едем на поезде! Чтобы наш весёлый  поезд тронулся нам нужно его завести, сказав волшебные слова:

«Мчится поезд, скрежеща, Жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща!»  И еще необходимы билеты- Но билеты не простые, они заколдованные. Чтобы первую букву узнать, вам надо ее пощупать и слово назвать..

 

 1. Вот мы и оказались в Звуковом царстве, Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы.

Вы загадки разгадали

В волшебную страну попали

Но смотрите впереди очень мощные замки.

Чтобы буковку забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается. (картинки  часы, вазы, слон)

 Замки открыли- букву получили. (Д)

2.  Буквоед приготовил следующее задание-«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте

Полученное слово вслух вы прочитайте.

И звуковой анализ выполняйте.

Молодцы!!Букву новую получи- (Р)

3. Следующее задание от Буквоеда:

Назови звук, который повторяется чаще всего:

Работа, парта, рука, Родина

Лампа, пол, укол, палка.

.

 Правильно!  И сейчас мы  с вами будем выделять эти звуки из слов- если слышим Л-хлопаем, если Р- топаем.

Рама,   лама,  роза,   лоза,  вал,  вар, торт, порт

 Болото, работа, укроп , клоп,  лампа, рампа,

 Стол, пол,  карта, парта ,  лом, ром.

4.  Здесь ветер сильный погулял

И звуки все разбросал.

Игра «Замени звук». Упражнение в образовании новых слов, путём замены звука «р-л» (слова– паронимы).

Рак – лак, бар – бал, борт – болт, игра- игла

Ров – лов, жир – жил, стар – стал

Рот – лот, пир – пил, рожь – ложь

Рама – лама, мир – мил, город – голод

Мы различали и находили звуки Л- Р в словах. Букву новую получи- У

Физминутка

Весёлая разминка « Есть у нас игра такая»

 Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп - другая                   Хлопки в ладоши.

Правой левую ладошку

Мы пошлепаем немножко.                        Шлепки по левой руке.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче  делай.                         Шлепки по правой руке.

А потом, потом, потом

Даже щечки мы побьем.                             Легкое похлопывание по щекам

 Вверх ладошки!

Хлоп, хлоп, хлоп!                                        Хлопки над головой.

По коленкам - шлеп, шлеп, шлеп                Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай                         Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлепай.                              Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной

 Хлопаем перед собой!                          Шлепки за  спиной и перед  грудью.

Справа - можем,

слева - можем!

И крест- накрест руки сложим!                    

И погладим мы себя,

Вот какая красота!                              Поглаживанuе по рукам, груди, бокам.

5.«Повтори- не ошибись!»

 1. У САШИ В КАШЕ СЫВОРОТКА ИЗ ПРОСТОКВАШИ.

2.ХОХЛАТЫЕ  ХОХОТУШКИ  ХОХОТОМ    ХОХОТАЛИ: ХА-ХА-ХА!

3. ЛЕНА  ИСКАЛА  БУЛАВКУ,     А БУЛАВКА  УПАЛА ПОД  ЛАВКУ.

4.ОГОРЧЁННАЯ  СОРОКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ С УРОКА.

ВЕСЬ УРОК  БОЛТАЛА  С СОЙКОЙ И ДОМОЙ  ВЕРНУЛАСЬ  С ДВОЙКОЙ.

5. НАШ  ПОЛКАН  ПОПАЛ  В КАПКАН.

6.ЛАРА  У  ВАЛИ ИГРАЕТ  НА  РОЯЛЕ.

7.МЁД  В  ЛЕСУ МЕДВЕДЬ  НАШЁЛ, МАЛО  МЕДУ, МНОГО  ПЧЁЛ.

8.МАРИНА  ГРИБЫ  МАРИНОВАЛА,МАРИНА  МАЛИНУ ПЕРЕБИРАЛА.

9.САША  ЛЮБИТ  СУШКИ,СОНЯ – ВАТРУШКИ.

10.У  ИВАШКИ РУБАШКА,      У  РУБАШКИ  КАРМАШКИ.

Молодцы!!Букву новую получи- Ж

6.«Раздели слова на слоги»

Впереди гора стоит,

Она из слов вся состоит.

Разобрать его вам нужно

Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». 

Логопед:  Молодцы! Букву новую получи- Б

7. Чтобы слово вам узнать

Мячики нужно собирать.

Мячики собираются-

Слово на нём читается

 Молодцы!!Букву новую получи -А

 Вот и собрали мы все буквы, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами ? Буквы все разного размера?

Голос Царицы:

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.

Я желаю вам друзья делать добрые дела

И дружить и дорожить

И добро друзьям дарить».

 

отгадывание загадок

Звучит волшебная музыка.

(Звучит волшебная музыка.

3. Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи: закреплять умение детей обобщать и делать выводы; развивать желание делиться своими впечатлениями.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Отвечают на вопросы.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернись

И друг другу улыбнись.

Прощаются.

Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного.

Спрашивает, что им понравилось больше всего, что показалось трудным, что самым интересным?

Подводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Итоговое занятие  по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....