Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Путешествие в Буквенное царство, Звуковое государство»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
г. Рубцовск Алтайского края
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
__________________________________________________________________________
658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89
тел.: 4-21-84; e-mail: ds41rub@yandex.ru
Конспект
итогового занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
на тему:
«Путешествие в Буквенное царство,
Звуковое государство»
Учитель-логопед: Беляева Татьяна Викторовна
Рубцовск, 2023
Форма проведения: интегрированная образовательная деятельность
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
« Речевое развитие»,
Возрастная группа: подготовительная
Тема занятия: «Путешествие в Буквенное царство, звуковое государство»
Цель: создание условий, способствующих закреплению у детей знаний о буквах и звуках, закреплению правильного произношения определенных звуков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.
- Закрепить графический образ букв.
- Закреплять навык чтения слогов и слов.
- Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Коррекционно-развивающие :
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать память и внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
- Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: диктофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; мячики с надписями слогов, звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности Задачи:1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности 2. Способствовать активизации детей | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети входят в группу, приветствуют гостей ,встают в круг, взявшись за руки и говорят: Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. дети выполняют гимнастику перед зеркалами | Прежде, чем начать заниматься- подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные, проведём артикуляционную гимнастику. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ» Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки). С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта). Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка) Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя) Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка) С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка). В это время звучит голос из волшебной шкатулки: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл». |
| ||
2. Основная часть Цель: создание условий, способствующих систематизации у детей знаний о буквах и звуках, тренировке и закреплению правильного звукопроизношения Задачи:
| ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети вступают в активный диалог с педагогом отвечают на вопросы.
Ответы детей дети повторяют за педагогом Дети на ощупь отгадывают букву и подбирают слово, начинающееся на эту букву. ответы детей У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово. Ответы детей: Л и Р Дети проявляют активность, отвечают на вопросы, выполняют задание дети сопровождают речь движением. Дети повторяют за педагогом Каждый ребёнок берет карточку с изображением, называет слово и определяет количество слогов- с помощью мяча отбивает слоги ( школа, учитель, мел, указка, доска, парта) Дети, разбиваясь в пары, собирают мячи одинакового цвета. На каждом мяче записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова. С получившимся словом придумывают предложение. дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба). | Ну что, ребята, поможем царице Грамматики? Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны: Один мягкий и свистит Другой твёрдый и шипит Третий вовсе запоёт Хоть кто его произнесёт… (звук). Вопросы- какие звуки вы знаете? Черные птички на белой страничке Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). Что такое буква? Сначала я никак не мог Прочесть с двух букв Свой первый… (слог). Звук я к звуку подберу И его произнесу Если буквы в ряд сложу То его потом прочту…(слово). Много слов я соберу Меж собой их подружу Понятным будет изложение То получу я …(предложение). Но как мы туда попадём в это царство? На чем можно отправиться в путешествие? Предлагаю отправиться на поезде! Мы отправляемся в Звуковое царство, Буквенное государство– Хорошо! Едем на поезде! Чтобы наш весёлый поезд тронулся нам нужно его завести, сказав волшебные слова: «Мчится поезд, скрежеща, Жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща!» И еще необходимы билеты- Но билеты не простые, они заколдованные. Чтобы первую букву узнать, вам надо ее пощупать и слово назвать..
1. Вот мы и оказались в Звуковом царстве, Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Вы загадки разгадали В волшебную страну попали Но смотрите впереди очень мощные замки. Чтобы буковку забрать сумей замок ты открывать. Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается. (картинки часы, вазы, слон) Замки открыли- букву получили. (Д) 2. Буквоед приготовил следующее задание-«Зашифрованное слово» Цифры по порядку быстро расставляйте Полученное слово вслух вы прочитайте. И звуковой анализ выполняйте. Молодцы!!Букву новую получи- (Р) 3. Следующее задание от Буквоеда: Назови звук, который повторяется чаще всего: Работа, парта, рука, Родина Лампа, пол, укол, палка. . Правильно! И сейчас мы с вами будем выделять эти звуки из слов- если слышим Л-хлопаем, если Р- топаем. Рама, лама, роза, лоза, вал, вар, торт, порт Болото, работа, укроп , клоп, лампа, рампа, Стол, пол, карта, парта , лом, ром. 4. Здесь ветер сильный погулял И звуки все разбросал. Игра «Замени звук». Упражнение в образовании новых слов, путём замены звука «р-л» (слова– паронимы). Рак – лак, бар – бал, борт – болт, игра- игла Ров – лов, жир – жил, стар – стал Рот – лот, пир – пил, рожь – ложь Рама – лама, мир – мил, город – голод Мы различали и находили звуки Л- Р в словах. Букву новую получи- У Физминутка Весёлая разминка « Есть у нас игра такая» Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, хлоп - другая Хлопки в ладоши. Правой левую ладошку Мы пошлепаем немножко. Шлепки по левой руке. А потом ладошкой левой Ты хлопки погромче делай. Шлепки по правой руке. А потом, потом, потом Даже щечки мы побьем. Легкое похлопывание по щекам Вверх ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп! Хлопки над головой. По коленкам - шлеп, шлеп, шлеп Хлопки по коленям По плечам теперь похлопай Шлепки по плечам. По бокам себя пошлепай. Шлепки по бокам. Можем хлопнуть за спиной Хлопаем перед собой! Шлепки за спиной и перед грудью. Справа - можем, слева - можем! И крест- накрест руки сложим! И погладим мы себя, Вот какая красота! Поглаживанuе по рукам, груди, бокам. 5.«Повтори- не ошибись!» 1. У САШИ В КАШЕ СЫВОРОТКА ИЗ ПРОСТОКВАШИ. 2.ХОХЛАТЫЕ ХОХОТУШКИ ХОХОТОМ ХОХОТАЛИ: ХА-ХА-ХА! 3. ЛЕНА ИСКАЛА БУЛАВКУ, А БУЛАВКА УПАЛА ПОД ЛАВКУ. 4.ОГОРЧЁННАЯ СОРОКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ С УРОКА. ВЕСЬ УРОК БОЛТАЛА С СОЙКОЙ И ДОМОЙ ВЕРНУЛАСЬ С ДВОЙКОЙ. 5. НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН. 6.ЛАРА У ВАЛИ ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ. 7.МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЕДУ, МНОГО ПЧЁЛ. 8.МАРИНА ГРИБЫ МАРИНОВАЛА,МАРИНА МАЛИНУ ПЕРЕБИРАЛА. 9.САША ЛЮБИТ СУШКИ,СОНЯ – ВАТРУШКИ. 10.У ИВАШКИ РУБАШКА, У РУБАШКИ КАРМАШКИ. Молодцы!!Букву новую получи- Ж 6.«Раздели слова на слоги» Впереди гора стоит, Она из слов вся состоит. Разобрать его вам нужно Будет путь тогда открыт. Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Логопед: Молодцы! Букву новую получи- Б 7. Чтобы слово вам узнать Мячики нужно собирать. Мячики собираются- Слово на нём читается Молодцы!!Букву новую получи -А Вот и собрали мы все буквы, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами ? Буквы все разного размера? Голос Царицы: «Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей. Я желаю вам друзья делать добрые дела И дружить и дорожить И добро друзьям дарить». |
отгадывание загадок Звучит волшебная музыка. (Звучит волшебная музыка. | ||
3. Заключительная часть Цель: подведение итогов. Задачи: закреплять умение детей обобщать и делать выводы; развивать желание делиться своими впечатлениями. | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Отвечают на вопросы. Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова: Шире наш чудесный круг, Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернись И друг другу улыбнись. Прощаются. | Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного. Спрашивает, что им понравилось больше всего, что показалось трудным, что самым интересным? | Подводится итог занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема "Скоро в школу"...
Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж....
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе № 15 Тема: «Путешествие по стране знаний» Возрастная группа: дети 6-7 лет
Закрепление полученных знаний (подготовка к обучению грамоте)....
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....