Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буквой Х»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)
Конспект разработан для детей с ОВЗ. В нем представлены игры, упражнения, задания для знакомства со звуками Х, Хь и буквой Х. Элементы можно использовать на индивидуальных занятих логопедами, воспитателями с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_h.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буква Х.
Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;
- научить четко произносить звуки [Х], [Хь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;
- учить определять место звуков [Х], [Хь] в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЫ; проанализировать слова МУХА МУХИ, составлять звуковую схему этих слов.
- продолжать формировать понятие звук, буква.
Материал: изображение буквы Х, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: художник, хоккеисты, охотник, петухи, хлеб; звуковые схемы; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2.
Ход:
- Дыхательное упражнение: ветерок
- Знакомство со звуком [Х].
Я назову слова, а вы скажите какой первый звук во всех словах?:
хлеб, холодно, хоккей, ходули
Когда мы произносим [Х], то
- губки и зубки свободны;
- кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка придвинута к твердому небу, образую щель для теплого воздуха;
- горлышко «не работает» (положить руку на горлышко)
- Звук [Х] согласный, его петь нельзя, так как горлышко не работает.. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.
3. Фонетические упражнения
Девочка греет замершие ручки: ХХХ…
Фонетическая зарядка. Дети произносят слоги: ах (удивились), ох (устали), ха-хи (смеемся), ух (рубим дрова)
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Х]»:
н, х, ф, х, г х, о, х, г, х, х х, к, х, т, х, д хомяк, хатка, нос
га, ох, го, хам ху, ок, уха, ха, аху, ко, хи, хан художник, худо, сын
5. Работа с картинками.
На доске висят картинки: художник, хоккеисты, охотник, петухи, хлеб. Дети подбирают звуковую схему для каждой картинке.
6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [х] в отгадках. Придумать предложение с этими словами:
Голова на ножке, Не вкусно без соли, Мягок, а не пух,
В голове горошки. Не сытно без… Зелен, а не трава.
(горох) (хлеба) (мох)
Легкий, а не пух, С красным гребнем,
Мягкий, а не мех, Зерно клюет,
Белый, а не снег, Голосисто поет.
Но оденет всех. (хлопок) (петух)
Посадили зернышко,
Выросло солнышко.
(подсолнух)
7. Знакомство со звуком [хь].
Какой первый звук во всех словах? Хижина, хитрость, хищник [хь]
Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
8. Подвижная игра на дифференциацию звуков.
Поднять руки к плечам, если услышите твердый звук [х]; положить руки на пояс, если – мягкий звук [хь] в словах: хитрый, художник, хищник, хомячок, хижина, ходули, хлопок
9. Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н, к, г, х.
Дети достают букву и называют ее.
10. Подвижная игра «Найди свой домик»
У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».
- А сейчас, вы своим буквам найдете домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Дети выходят и раскладывают буквы в свой домик.
11. Четвертый лишний
ха-ха-ха-хя ху-ху-хю-ху художник, хижина, хобот, ходули
хо-хо-хё-хо хе-хе-хэ-хе хижина, хищник, хатка, хитрый
хи-хи-хы-хи оха-оха-охя-оха
12. Звуковой анализ слова, используя квадратику с изображением петуха и звуковой схемы слова (под картинкой нарисованы 5 кружочков)
13. Знакомство с буквой Х.
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольная подружка.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Х?
- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву Х.
14. Анализ и чтение слогов: ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЫ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
15. «Найди свой домик» на листе горизонтально изображены пройденные буквы, а под буквами два домики. (Один – с красной крышей, а другой – с сине-зеленой). Дети проводят черным карандашом линии от каждой буквы к соответствующему домику.
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Х], мягкий звук - [Хь]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
16. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 18: дети закрашивают букву Х наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.
17. Игра с массажным шариком «Су-джок»
«Здравствуй мячик дорогой…»
Здравствуй мячик дорогой, Катать шарик между двух ладоней вперед-
Поиграй чуть-чуть со мной назад, правая рука сверху
Что бы пальчики мои Катать шарик между двух ладоней вперед-
Стали очень сильными назад, левая рука сверху
Нужно сжать тебя рукой Сильно сжать шарик в правой руке
И раскрыть ладошку. Раскрывают ладошки и перекладывают
шарик в другую руку
А теперь рукой другой Сильно сжать шарик в левой руке
Мы сожмем немножко.
Каждым пальчиком нажми
И немного подержи.
Раз, два, три, четыре, пять Держать шарик в левой руке и прижимают
каждый палец правой руки к иголочкам
Нужно пальчики менять. Перекладывают шарик в правую руку.
Раз, два, три, четыре, пять Держать шарик в правой руке и прижимают
каждый палец левой руки к иголочкам.
Вот и кончили играть!
18. Физкультминутка
Раз –согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет по формированию предпосылок к обучению грамоте на тему «Звук и буква «Ш»
Структура НОД разаботана с учётом ФГОС. К занятию прилагается презентация....
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»
Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т; - научить детей различать звуки [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ]....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Задания и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидвукльных занятиях...
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»
В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"
В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»
Конспект разработан как итоговое занятие по обощению, дифференциации по ознакомлению с шипящими звуками: Ш, Ж, Ч, Щ и буквами. Включениы игры, упражнения, задания для дальнейшего знакомства, закреплен...