Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Задания и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидвукльных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakosmtsvo_s_f.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»
Цели: - научить четко произносить звуки [Ф], [Фь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;
- учить определять место звуков [Ф], [Фь] в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: ФА, ФО, ФУ, ФИ, ФЫ; анализировать и сравнивать слова ФИМА и ФАТА, составлять звуковую схему этих слов.
- продолжать формировать понятие звук, буква.
Материал: изображение буквы Ф, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: конфета, конфеты, вафли, зефир, флаги, флажок, лев; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и школе «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2
Ход:
- Знакомство со звуком [Ф].
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию»
- Это предмет мебели. В него люди вешают свою одежду. Что это?» (Шкаф)
- Какой последний звук в слове шкаф? [Ф]
Когда мы произносим [Ф], то
- нижняя губа приближена к краям верхних зубов, по середине остается узкая щель для прохождения воздуха;
- верхние зубки слегка видны;
- горлышко «не работает» (положить руку на горлышко)
- Звук [Ф] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.
2. Фонетические упражнения
Кот фыркает:ф-ф-ф…
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ф]»:
ф, м, ф, о, п о, ф, и, ф, т к, ф, м, ф, ф, п
фа, по, во, фам фу, ом, уфа, ва, афу, фо, фи, ва
4. Работа с картинками.
На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [Ф] в начале слова. 2. Звук [Ф] в середине слова. 3. [Ф] в конце слова. На доске висят картинки, в которых звук [ф] в начале или в середине слова, или в конце: вафли, флажок, лев.
5. «Заменить первый звук на [Ф]»
Бантик- пара- норма- марш- плот-
6. Знакомство со звуком [Фь].
На доске висят картинки: зефир, конфета. Логопед произносит их выделяя голосом звук [фь].
- Какой одинаковый первый звук во всех картинках? [фь]
Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков.
«Поднимите синий сигнальчик, если услышите звук [ф], зеленый сигнальчик, если услышите звук [фь]»
8. Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф.
Дети вытягивают букву и называют ее
9. Четвертый лишний
фа-фа-фа-фя фо-фо-фё-фо филин, фазан, фотоаппарат, фотограф
фе-фе-фе-фэ фю-фу-фю-фю Филя, Фома, Федя, Федора
10. Звуковой анализ слов, используя цветные квадратики:
ФА-ТА ФИ-МА
11. Знакомство с буквой Ф.
Подбоченясь, пляшет лихо
Ф – большая щеголиха.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ф?
- Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц, камней) букву Ф.
12. Анализ и чтение слогов: ФА, ФО, ФУ, ФИ, ФЫ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Ф], мягкий звук[Фь]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 11: дети закрашивают букву Ф наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.
14. Игра с массажным шариком «Су-джок»
Шарик, шарик, ты колюч Катать шарик между двух ладоней по кругу
Для меня к здоровью ключ!
Ты на ежика похож, Катать шарик между двух ладоней вперед-
До чего же ты хорош! назад, правая рука сверху
Я люблю с тобой играть, Катать шарик между двух ладоней вперед-
Я люблю тебя катать назад, левая рука сверху
Я сожму тебя немножко, Сильно сжать шарик в правой руке
Покраснеет пусть ладошка. Сильно сжать шарик в левой руке
Каждым пальчиком прижму Держать шарик в левой руке и прижимают
каждый палец правой руки к иголочкам
И другой рукой начну! Держать шарик в правой руке и прижимают
каждый палец левой руки к иголочкам
А теперь последний трюк: Перекидывают между рук
Он метает между рук!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет по формированию предпосылок к обучению грамоте на тему «Звук и буква «Ш»
Структура НОД разаботана с учётом ФГОС. К занятию прилагается презентация....
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»
Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т; - научить детей различать звуки [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ]....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»
В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буквой Х»
Конспект разработан для детей с ОВЗ. В нем представлены игры, упражнения, задания для знакомства со звуками Х, Хь и буквой Х. Элементы можно использовать на индивидуальных занятих логопедами, воспитат...
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"
В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»
Конспект разработан как итоговое занятие по обощению, дифференциации по ознакомлению с шипящими звуками: Ш, Ж, Ч, Щ и буквами. Включениы игры, упражнения, задания для дальнейшего знакомства, закреплен...