Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект разработан как итоговое занятие по обощению, дифференциации по ознакомлению с шипящими звуками: Ш, Ж, Ч, Щ и буквами. Включениы игры, упражнения, задания для дальнейшего знакомства, закрепления и обобщения, а также для дифференциации этих звуков и букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_shzhchshch.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»
Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;
- продолжать учить четко произносить звук [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
- продолжать учить определять количество услышанных звуков, их последовательность в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук»;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- продолжать учить читать слоги: ША, УШ, ЖА, ЖУ, АЧ, ИЧ, ЩА; проанализировать слово ЩУЧ-КА, составить звуковую схему этого слова;
- продолжать формировать понятие звук, буква;
- упражнять в словообразовании.
Материал: изображение знакомых букв, бабочки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; картинки: клещи, щепки, щавель, щука, ящик, расческа, шапка, шар, шоколад, душ, машина, мешок, кошка, катушки; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетради Нищевой Н.В.
Ход:
- Дыхательное упражнение: подуй на бабочку
- Дифференциация звуков: [Ш] - [Ж] «Узнай по описанию»
- Этот предмет. Он нужен для рисования. Он может быть разным по цвету: простым или цветным (красным, синим, зеленым…). Назови это слово и последний звук в нем. (Карандаш)
- Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, травой. У него очень длинная шея. Назови все слово и первый звук в нем. (Жираф)
Сравни артикуляцию звуков [Ш] и [Ж] (найди общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»)
- Звук [Ш] какой, вспомни? Каким цветом обозначим?
- Звук [Ж] какой, вспомни? Каким цветом обозначим?
Если песня не поется
Звук согласным назовется
Слышишь твердый звук дружок
Синий нарисуй кружок.
- Дифференциация звуков: [Ч] - [Щ]
Назови одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):
Мяч, грач, обруч; лещ, плащ, хвощ.
Сравни артикуляцию звуков [Ч] и [Щ] (найди общее и различие, обратив внимание на характер воздушной струи)
- Звук [Ч] какой, вспомни? Каким цветом обозначим?
- Звук [Щ] какой, вспомни? Каким цветом обозначим?
Если песня не поется,
Звук согласным назовется.
Слышишь, мягкий звук не спи
Зеленый карандаш бери.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь..»
[Ш]: ш, у, ш, с, ш, к аш, ош, ду, иш, ас шапка, шуба, шишка, сом
[Ж]: ж, к, ж, ш, с, ж жа, жо, за, зы, жи жук, жаба, живот, зубы, ужи
[Ч]: ч, с, ч, щ, ш, ч ча, ач, за, щи, чи чайка, чипсы, щипцы, качка
[Щ]: щ, а, щ, ш, с, щ ща, щу, ащ, са, шу щука, ши, клещи, сок, шапка
- «Хлопушка»
[Ш]: …лаш, …уба, малы…
[Ж]: …ук, …аба,
[Ч]: пала.., кала…, …ашка, клю…
[Щ]: пла.., плю…, …енок
6. «Цепочка слов»
7.«Скажи наоборот»
Ша-аш, шо-ош, шу-уш, ши-ыш
Ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи
Ча-ач, чё-оч, чу-уч, чи-ич, че-эч
Ща-ащ, щё-ощ, щу-ущ, щи-ищ
Ча-ща, чё-щё, че-ще, чу-щу
8. Четвертый лишний
Шуба, шишка, жук, шапка живот, жаба, школа, жук
щавель, щи, щука, шапка чайка, часы, чулок, щука
9. «Маленький – большой». Изменить слово по образцу
Жук – жучище, рак – рачище, паук – паучище, хомяк – хомячище, сундук – сундучище, язык – язычище, бык – бычище, волк – волчище.
Щенок- щеночек, ящик – ящичек, щепка – щепочка, щука – щучка, щека – щечка, щетка – щеточка.
10. Звуко-буквенный анализ слова, используя рамку, в которой дети рисую (ЩУЧ-КА) и звуковую схему (под картинкой нарисованы кружочки)
-Какой первый звук в слове щучка?
- Какой последний?
- Какие звуки в середине?
- Назовите звуки по порядку.
- Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
11. Работа с картинками:
Разложи картинки по домикам. В первый домик со звуком [Ш], во второй со звуком [Щ].
Картинки: клещи, щепки, щавель, щука, ящик, расческа, шапка, шар, шоколад, душ, машина, мешок, кошка, катушки
12. Чтение слогов: ША, УШ, ЖА, ЖУ, АЧ, ИЧ, ЩА.
13. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.
ЧАШ-КА КА-ША ЧА-ША
Итог:
- Какие звуки мы с вами повторяли?
- Каким цветом обозначаются звуки [Ш], [Ж]? Почему?
- Каким цветом обозначаются звуки [Ч], [Щ]? Почему?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
- Какое у вас настроение вызвало это занятие?
14. Работа в тетрадях Нищевой Н.В.: закрашивание картинок со звуками [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], выполнение заданий.
15. Игра с массажным шариком «Су-джок»
«Фокусник»
Ловко с мячиком играем Катать су-джок между ладоней
И предлоги называем.
За рукой и под рукой, Выполнять соответствующие движения
правой рукой.
Из-под кисти – на покой. Взять мячик левой рукой, сделать круговое
движение вокруг правой и переложить
в правую
Над рукою мяч кружит, Левую руку повернуть вверх ладошкой, а
правой делать круговые движения над
левой ладонью
От нее теперь бежит. Прокатывать мяч по левой руке до локтя
Между пальцев подержу Выполнять на левой, затем правой руке
И в ладошку положу.
Из руки его достану, Выполнять соответствующие движения
Справа, слева ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
А теперь последний трюк Перекидывать мяч между рук.
Он летает между рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].
Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1. Образовательная:·...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...
Конспект фронтального логопедического занятия на этапе постановки звука «Р»
В занятии отражены методы и приемы подготовительного этапа постановки звука "Р" в игровой форме....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"
Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Г"
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».
Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...
КОНСПЕКТ Фронтального подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и фразах для детей с ТНР
Тема занятия: «Морские и озерные обитатели» Цель: автоматизация звука [р] в словах и фразах и развитие лексико-грамматического строя по теме.Задачи:коррекционно-образовательные:- автоматиз...