Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_n.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буква Н
Цели: - научить четко произносить звуки [Н], [Нь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;
- учить определять место звуков [Н], [Нь] в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: НА, НО, НУ, ФИ, ФЫ; анализировать и сравнивать слова НИНА и НОТА, составлять звуковую схему этих слов.
- продолжать формировать понятие звук, буква.
Материал: изображение буквы Н, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: конфета, носорог, индеец, индюк, дельфин, диван, ванна, вагон, лимон, телефон, машина, банан, кабина, батон, незнайка, нитки, вишня, магнит; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и школе «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3.
Ход:
- Знакомство со звуком [Н].
На доске висят картинки: вагон, лимон, диван. Логопед произнося эти слова, голосом выделяет последний звук.
- Какой последний звук во всех этих словах?
Когда мы произносим [Н], то
- Что делают губки? (губки свободны);
- Что делают зубки? (зубки видны, но не сомкнуты);
- Что делает язычок? (кончик язычка прижат к верхним зубам);
- Поставьте пальчик под носик и скажите, где идет воздут? (воздух проходит через носик);
- Горлышко работает? (горлышко «работает» (положить руку на горлышко)
- Звук [Н] согласный, его петь нельзя, так как нам мешает язычок. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.
2. Фонетические упражнения
Ребенок скачет на лошадке «Но-но», кормит «На-на»
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Н]»:
н, м, ф, н, п о, н, и, н, н н, н, м, н, ф, н нос, ну, ананас
на, по, но, фам ну, он, уна, на, ану, но, ни, ван нота, Ната, сом
4. Работа с картинками.
На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [н] в начале слова. 2. Звук [н] в середине слова. 3. [н] в конце слова. На доске висят картинки, в которых звук [н] в начале или в середине слова, или в конце: носорог, индеец, индюк, дельфин, диван, ванна, вагон, лимон, телефон, машина, банан, кабина, батон, конфета.
5. Знакомство со звуком [нь].
Это главный герой сказки,
Ты попробуй угадай-ка,
Живет в цветочном городе,
А зовут его…. (Незнайка)
На доске висит картинка: Незнайки.
Логопед произносит имя, выделяя голосом звук [нь].
- Какой первый звук в имени этого героя? [нь]
Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
6. Загадки. «Отгадай загадку и назови какой первый звук?»
На пальце одном Всю жизнь ходят в обгонку,
Ведерко вверх дном. А догнать друг друга не могут.
(наперсток) (ноги)
Голубая простыня весь свет покрывает.
(небо)
7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков.
«Поднимите синий сигнальчик, если услышите звук [н], зеленый сигнальчик, если услышите звук [нь]»
8. Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н.
Дети вытягивают букву и называют ее.
9. Подвижная игра «Найди свой домик»
У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».
- А сейчас, вы превратитесь в буквы, в которые у вас в руках и найдете свой домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Раз, два, три свой домик найди.
10. Четвертый лишний
На-на-на-ня ан-ан-ань-ан нос, нитки, Ната, нота
Ни-ни-ны-ни онь-онь-он-онь Никита, Нюша, Ната, Нина
11. Звуковой анализ слов, используя цветные квадратики:
НО-ТА НИ-НА
12. Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Н?
- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву Н.
13. Анализ и чтение слогов: НА, НО, НУ, НИ, НЫ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Н], мягкий звук[Нь]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
14. Работа в тетради Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3, стр. 14: дети закрашивают букву Н наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.
15. Игра с массажным шариком «Су-джок»
Шарик, шарик, ты колюч Катать шарик между двух ладоней по кругу
Для меня к здоровью ключ!
Ты на ежика похож, Катать шарик между двух ладоней вперед-
До чего же ты хорош! назад, правая рука сверху
Я люблю с тобой играть, Катать шарик между двух ладоней вперед-
Я люблю тебя катать назад, левая рука сверху
Я сожму тебя немножко, Сильно сжать шарик в правой руке
Покраснеет пусть ладошка. Сильно сжать шарик в левой руке
Каждым пальчиком прижму Держать шарик в левой руке и прижимают
каждый палец правой руки к иголочкам
И другой рукой начну! Держать шарик в правой руке и прижимают
каждый палец левой руки к иголочкам
А теперь последний трюк: Перекидывают между рук
Он метает между рук!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].
Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1. Образовательная:·...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...
Конспект фронтального логопедического занятия на этапе постановки звука «Р»
В занятии отражены методы и приемы подготовительного этапа постановки звука "Р" в игровой форме....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"
Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".
Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Г"
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».
Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...