Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)
В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_e.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Э] и буквой Э
Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;
- научить четко произносить звук [Э];
- учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «гласный звук»;
- учить определять место звука [Э], в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: МЭ, БЭ, ТЭ, ЭТ, НЭ; проанализировать слово ЭХО, составлять звуковую схему этого слова.
- продолжать формировать понятие звук, буква.
Материал: изображение буквы Э, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; звуковые схемы; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2.
Ход:
- Дыхательное упражнение: ветерок
- Знакомство со звуком [Э].
Отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит (Эхо)
Когда мы произносим [Э], то
- губки в улыбке;
- зубки сближены;
- широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;
- горлышко «работает»
- Звук [Э] гласный, его можно петь, так как нам ничего не мешает.
Если песенка поется
Значит гласным назовется
И для всех не секрет,
У него красный цвет.
Этот звук гласный и обозначается красным цветом.
3. Фонетические упражнения
Девочка укоризненно говорит котенку ЭЭЭЭ…
Что говорият рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ..х!»
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Э]»:
н, э, а, э, и, э Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля
5.Игра «Четвертый лишний»
Автобус, это, апельсин, арбуз это, эхо, Эдик, усики
Этаж, усы, улитка, Умка Эдуард, Эмма, Элеонора, Анна
6. Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н, к, г, х, э.
Дети достают букву и называют ее.
7. Подвижная игра «Найди свой домик»
У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».
- А сейчас, вы своим буквам найдете домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Дети выходят и раскладывают буквы в свой домик.
8. Звуковой анализ слова, используя картинки и звуковые схемы:
КОНЬКИ ЭДИК
9. «Найди свою корзинку» на листе в столбик по середине изображены пройденные буквы, а справа и слева корзинки. (Справа – красная корзинка, а слева – сине-зеленая). Дети рисуют черным карандашом линии от каждой буквы к соответствующей корзинке.
10. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Э?
- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву Э.
11. Анализ и чтение слогов (большая доска с использованием магнитных букв): МЭ, БЭ, ТЭ, ЭТ, НЭ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается звук [Э]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
12. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 32: дети закрашивают букву Э красным карандашом и раскрашивают картинки.
13. Игра с массажным шариком «Су-джок»
«Здравствуй мячик дорогой…»
Здравствуй мячик дорогой, Катать шарик между двух ладоней вперед-
Поиграй чуть-чуть со мной назад, правая рука сверху
Что бы пальчики мои Катать шарик между двух ладоней вперед-
Стали очень сильными назад, левая рука сверху
Нужно сжать тебя рукой Сильно сжать шарик в правой руке
И раскрыть ладошку. Раскрывают ладошки и перекладывают
шарик в другую руку
А теперь рукой другой Сильно сжать шарик в левой руке
Мы сожмем немножко.
Каждым пальчиком нажми
И немного подержи.
Раз, два, три, четыре, пять Держать шарик в левой руке и прижимают
каждый палец правой руки к иголочкам
Нужно пальчики менять. Перекладывают шарик в правую руку.
Раз, два, три, четыре, пять Держать шарик в правой руке и прижимают
каждый палец левой руки к иголочкам.
Вот и кончили играть!
14. Физкультминутка
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"
Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".
Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...
Конспект НОД для детей с ОНР "Гласные звуки и буквы"
Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках, умение выделять звук из слов, читать и писать гласные буквы. https://dr...
Конспект занятия для детей средней группы. Дифференциация звуков и букв А, У.
Дифференциация звуков и букв А, У....
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Г"
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».
Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...
Фронтальное логопедическое занятие по преодолению ФФНР звук и буква Ж
Тема: «Звук и буква Ж».Цель: Закрепление правильного произношения звука [Ж], знакомство с буквой.Задачи:- развивать умение характеризовать звук [Ж] по артикуляторно-акустическим признакам...