Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных  и индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_e.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Э] и буквой Э

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - научить четко произносить звук [Э];

           - учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «гласный звук»;

           - учить определять место звука [Э], в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: МЭ, БЭ, ТЭ, ЭТ, НЭ; проанализировать слово ЭХО, составлять звуковую схему этого слова.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы Э, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; звуковые схемы; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: ветерок
  2. Знакомство со звуком [Э].

Отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке:

         Живет без тела,

         Говорит без языка.

         Никто его не видит,

         А всякий слышит (Эхо)      

Когда мы произносим [Э], то

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

- горлышко «работает»

  • Звук [Э] гласный, его можно петь, так как нам ничего не мешает.

Если песенка поется

Значит гласным назовется

И для всех не секрет,

У него красный цвет.

 Этот звук гласный и обозначается красным цветом.

3. Фонетические упражнения

Девочка укоризненно говорит котенку ЭЭЭЭ…

Что говорият рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ..х!»

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Э]»:

н, э, а, э, и, э                     Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля

5.Игра «Четвертый лишний»

Автобус, это, апельсин, арбуз                 это, эхо, Эдик, усики

Этаж, усы, улитка, Умка                        Эдуард, Эмма, Элеонора, Анна

6. Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н, к, г, х, э.

Дети достают букву и называют ее.

7.  Подвижная игра «Найди свой домик»

У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».

- А сейчас, вы своим буквам найдете домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Дети выходят и раскладывают буквы в свой домик.

8. Звуковой анализ слова, используя картинки и звуковые схемы:

                           КОНЬКИ         ЭДИК

9. «Найди свою корзинку» на листе в столбик по середине изображены пройденные буквы, а справа и слева корзинки. (Справа – красная корзинка, а слева – сине-зеленая). Дети рисуют черным карандашом линии от каждой буквы к соответствующей корзинке.

10. Знакомство с буквой Э.

                              Буква Э открыла рот:

                             То ль зевает, то ль поет.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Э?

- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву Э.

11. Анализ и чтение слогов (большая доска с использованием магнитных букв): МЭ, БЭ, ТЭ, ЭТ, НЭ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается звук [Э]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

12. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 32: дети закрашивают букву Э красным карандашом и раскрашивают картинки.

13. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Здравствуй мячик дорогой…»

Здравствуй мячик дорогой,                       Катать шарик между двух ладоней вперед-

Поиграй чуть-чуть со мной                      назад, правая рука сверху

Что бы пальчики мои                               Катать шарик между двух ладоней вперед-

Стали очень сильными                              назад, левая рука сверху

Нужно сжать тебя рукой                         Сильно сжать шарик в правой руке

И раскрыть ладошку.                               Раскрывают ладошки и перекладывают

                                                                   шарик в другую руку

А теперь рукой другой                           Сильно сжать шарик в левой руке

Мы сожмем немножко.

Каждым пальчиком нажми

И немного подержи.

Раз, два, три, четыре, пять                    Держать шарик в левой руке и прижимают

                                                                 каждый палец правой руки к иголочкам

Нужно пальчики менять.                      Перекладывают шарик в правую руку.

Раз, два, три, четыре, пять                    Держать шарик в правой руке и прижимают

                                                                 каждый палец левой руки к иголочкам.

Вот и кончили играть!

14. Физкультминутка

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие  построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...

Конспект НОД для детей с ОНР "Гласные звуки и буквы"

Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках, умение выделять звук из слов, читать и писать гласные буквы. https://dr...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Г"

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».

Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...

Фронтальное логопедическое занятие по преодолению ФФНР звук и буква Ж

Тема: «Звук и буква Ж».Цель: Закрепление правильного произношения звука [Ж], знакомство с буквой.Задачи:- развивать умение характеризовать звук [Ж] по артикуляторно-акустическим признакам...