Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте
«Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Цель: Дифференциация звуков [Щ] – [СЬ].
Задачи:
- Коррекционно-образовательная.
Дифференцировать звуки [Щ]- [СЬ].
- Коррекционно-развивающие.
Развивать артикуляционную моторику.
Развивать речевое дыхание.
Уточнить артикуляцию звуков [Щ] – [СЬ].
Закрепить правильное произношение.
Развивать грамматический строй речи, словообразование существительных с уменьшительно-пренебрежительным значением по образцу.
Развивать и обогащать активный словарь по теме «Космос».
Развивать связную речь.
Развивать фонематические процессы.
Развивать мелкую моторику.
Развивать координацию речи с движением.
- Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции,
Воспитывать умение слушать товарищей,
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; магнитная доска, магниты, предметные картинки (слова со звуками [Щ] – [СЬ]); презентация.
План занятия.
I Организационный момент.
II Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнение на дыхание.
3. Сообщение темы занятия. Определение звуков, Выделение первых звуков в слове – Синеглазка, Щип.
4. Игра «Разложи подарки».
5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук (с элементами кинезиологии).
6. Звуко-слоговой анализ слова плащи. Ударение. Выкладывание из букв.
7. Анализ предложения схема.
8. Упражнение на развитие общей моторики.
9. Чтение и пересказ текста «Щип».
10. Упражнение «Космический великан» на словообразование существительных с уменьшительно-пренебрежительным значением по образцу.
III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей |
1 2 | Организационный момент. - Ребята, к нам пришли гости. Поприветствуем гостей С ними нам вдвойне теплей! (слайд №1) Сегодня мы вместе с малышкой Синеглазкой отправимся к изобретателю Щипу на планету Щипуран. (слайд №2) Наш язычок – ракета. Ракета летит высоко вверх (пытаемся дотянуться языком до носа), затем ракета летит вниз (тянемся языком вниз) – 2 раза. Мы – космонавты. Делаем глубокий вдох, руки поднимаем в стороны, на выдохе опускаем руки вниз, проговаривая звук [СЬ], руки вперёд – вдох, руки вверх, на выдохе произносим звук [Щ], вдох – руки в стороны, на выдохе – руки вниз проговаривая звук [СЬ]. (слайд №3) Вот мы на первой космической станции у Щипа, проходите за космические столы. - Ребята, какой любимый звук у Щипа, а у Синеглазки? - Чем похожи по характеристике звуки [Щ] – [СЬ], чем отличаются? (слайд №4) Задание На что похожа буква Щ, С? (слайд №5) Игра «Поймай звук». Ребята, я произношу ряд звуков, а вы если услышите звук [Щ] – поднимаете руки вверх, на звук [СЬ] – опускаете руки вниз. Проверим Щ, СЬ Ща, ощ, ся, щу, си, ась, ща; Щели, сели, прищепка, гуси, щука, василёк. Игра «Наоборот». Девочки – подруги Синеглазки, мальчики – друзья Щипа. Задание для девочек: щи – щи – ща си – си – ся Задание для мальчиков: Ся – ся – си ща – ща – щи Вторая космическая станция - Станция подарков. Поможем нашим друзьям. Игра «Разложи подарки». Для Синеглазки в сетку мы будем складывать «подарки» в названии которых слышится звук [СЬ], а для Щипа - в ящик «подарки» со звуком [Щ]. Определяем место звука в слове. Задание выполняется парами. Один ребёнок кладёт картинку в ящик или сетку, другой определяет позицию звука в слове. (слайд №6) Шестая станция Космический великан. - На планете Щипуран живёт Космический великан. У него не голова, а головища. (слайд №7) Третья космическая станция – Солнечная. Пальчиковая гимнастика. Солнце с неба посылает - держа ладони на поверхности стола, разъединять – соединять пальцы Лучик, лучик, лучик – поочерёдно разводим, соединяем пальцы рук. И им смело разгоняет - держа ладони на поверхности стола, разъединять – соединять пальцы Тучи, тучи, тучи - поочерёдно разводим, соединяем пальцы рук. Всем нам нежно согревает – ладонь – кулак Щёчки, щёчки, щёчки. – ритмично потирают щёки. А весной на носик ставит - ладонь – кулак Точки-точки-точки. - ритмично постукивают пальцем по носу. - Ребята, кому подарили предмет одежды? (слайд №8) - Плащ один, а много это? - Проговорите, пожалуйста, слово плащи по звукам. Сколько звуков в слове плащи. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их по порядку. Назовите твёрдые согласные звуки в слове. Назовите мягкий согласный звук в слове. Назовите глухие согласные звуки в слове. Назовите звонкий согласный звук в слове. Назовите гласные звуки в слове. Сколько слогов в слове плащи? Почему? Назови первый слог. Какой звук вне слияния? Назовите слияние в этом слоге. Второй слог. Пододвигаем пеналы и выкладываем звуко-слоговую схему слова. Проверяем. Выкладываем слово ПЛАЩИ из букв. Читаем, какое слово у нас получилось. Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? - Ребята уберите схему слова в пенал. Плащи – это много, а один - ? Измените своё слово. Как вы это сделали? - Придумайте предложение со словом плащ. (анализ одного из предложений у доски.) Убираем буквы в кассу. (слайд №9) Четвёртая космическая станция – Станция Отдыха. Координация речи с движением. Всё готово для полёта - руки вверх – вперёд Ждёт ракета всех ребят - соединяют пальцы над головой Мало времени для взлёта - маршируют на месте Космонавты встали в ряд - встают в ряд Наклонились вправо – влево - наклоны в стороны Отдадим земной поклон - прыжки на двух ногах Опустел наш космодром - приседают на корточки, поднимаются.
Пятая космическая станция – Почитайка. Чтение рассказа хором. Щипу подарили плащ. Щип надел плащ. У Щипа есть щенок. Щип живёт на планете Щипуран. - Сколько предложений в рассказе? Чтение текста выразительно, с паузами -хором. Чтение по одному предложению. Чтение по одному предложению, пересказ по одному предложению. Чтение всего рассказа одним ребёнком. Пересказ рассказа (девочка, мальчик). | Дети здороваются. Дети выполняют задание. - У Щипа любимый звук [Щ], а у Синеглазки - звук [СЬ]. - Звуки произносятся по разному, отличаются преградой. Когда произносим звук [Щ] язычок поднимается вверх, звук [СЬ] - язычок становится горочкой. Звуки [Щ] - [СЬ]: согласные, глухие, мягкие; Звук [Щ] всегда мягкий, а у звука [СЬ] есть «братик» твёрдый звук [С] Звуки [Щ], [СЬ] живут в разных буквах. Буква Щ похожа на расчёску, буква С на полумесяц. Дети, стоя выполняют задание. Девочки присаживаются за столы. Мальчики присаживаются за столы. Дети выполняют инструкцию, выполняют задание. - Это бусинки. Я положу бусинки в сетку для Синеглазки, потому что в слове бусинки слышится звук [СЬ]. - Звук [СЬ] слышится в середине слова. Не глаза – глазищи. Не уши – ушища. Не нос – носище. Губы – губищи. Не волосы – волосища. Ноги – ножищи. Сапоги – сапожища. Ремень – ременище. Сила – силища. Голос – голосище. Живёт не в доме, а в домище. Показ ребёнка. Дети повторяют слова и движения. - Щипу подарили плащ. - Плащи. [п л а щ и], В слове плащи 5 звуков. В слове плащи 3 согласных звука [П], [Л], [Щ]. [П], [Л]. [Щ] [П], [Щ]. [Л] [А], [И]. В слове плащи 2 слога, потому что 2 гласных звука Первый слог ПЛА-. В этом слоге вне слияния твёрдый звук [П], твёрдое слияние ЛА. Второй слог- мягкое слог-слияние ЩИ. Дети выполняют задание. Дети выполняют инструкцию, выполняют задание. В слове ПЛАЩИ 5 звуков, 5 букв. - Плащ. - Убрали букву И. Дети выполняют инструкцию. Дети повторяют слова и движения за ребёнком. Дети выполняют инструкцию. - В рассказе 4 предложения. |
3 | - Пора Синеглазке возвращаться домой. По волшебному пути Ракета на Землю нас верни! (слайд №10) - Ребята, интересное было путешествие? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР
В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа
Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} - [Mь ]...
Конспект открытого занятия на день открытых дверей по сюжетно-ролевой игре на тему: «Парикмахерская» подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2018г.
Закреплять с детьми представления о профессии «парикмахер», воспитывать культуру общения, расширять словарь детей новыми терминами и учить взаимодействовать с партнёрами по игре. Развивать...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [К]- [Х]. Буквы К, Х» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [К] – [Х]....
Занятие по обучению грамоте «Звуки Р-Л. Дифференциация звуков в словах» в подготовительной группе компенсирующего вида
Цели:Коррекционно-образовательные:- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Р-Л;- учить звуко-слоговому анализу слов типа ШАРИК;- формировать номинативный и адъекативный слов...