Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего возраста (5-7 лет) социально-педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Отличительные особенности данной программы
от уже существующих заключаются в том, что она дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа обучения чтению детей дошкольного возраста | 69.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего возраста (5-7 лет) социально-педагогической направленности
«Школа будущего первоклассника»
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Слободич Светлана Юрьевна
Санкт-Петербург
2019 год
Содержание
Наименование раздела | № стр. |
Нормативно-правовые основы проектирования дополнительных общеобразовательных программ. | 3 |
1. Пояснительная записка | 4 |
2.Учебный план | 6 |
3. Календарный учебныйграфик | 8 |
4. Рабочая программа | 8 |
4.1.Задачи, ожидаемые результаты и особенности обучения | 8 |
4.2.Календарно-тематическое планирование | 9 |
5. Оценочные и методические материалы | 13 |
5.1. Учебно-методический комплекс | 13 |
5.2. Система контроля результативности обучения | 14 |
6. Объем и сроки освоения программы | 14 |
Нормативно-правовые основы проектирования
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Нормативные акты | |
Основные Характеристики программ | Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2,СТ.12, ст. 75) |
Порядок проектирования | Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75). Распоряжение № 617-Р от 01.03.2017 Об утверждении методическихрекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственныхобразовательных организацияхСанкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию Приложение к распоряжению Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-Р Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию. |
Условия реализации | Федеральный закон №273-Ф3 (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст.15; ст. 16; ст.ЗЗ, ст.34, ст.75), СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41); |
Содержание программ | Федеральный закон №273-Ф3 (п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1 , п. 4 ст.75), Приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации иосуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р |
Организация Образовательного процесса | Федеральный закон №273-Ф3 (ст.15, ст16, ст.17; ст.75) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41). |
- Пояснительная записка
Направленность программы | Социально - педагогическая |
Актуальность программы | обусловлена тем, что в настоящее время в свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к школьному образованию. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается. Отсюда следует, что подготовка детей к школьному обучению является одним из самых сложных этапов. Наша задача – помочь воспитанникам как можно быстрее адаптироваться к обучению в школе, подготовить их к переходу на следующую ступень образования.Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана дополнительная общеобразовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника». |
Отличительные особенности программы | Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключаются в том, что она дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность.. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы физической, социальной деятельности, элементы развития речи, обучению грамоте и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. |
Адресат программы | Возраст детей, осваивающих программу -5-7лет |
Цель | - Цель программы – всестороннее развитие детей, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учётом возрастных и психических особенностей; формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов. |
Задачи | Обучающие - формировать опыт чтения слогов; - обогащать активный и пассивный словарь - ознакомление со способами штриховки и проведения линий различной конфигурации - Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию - Овладение умениям применять в дальнейшей жизни полученные знания. |
Развивающие -развивать умения говорения и слушания -развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и -речи окружающих; -развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка; -развивать фонетический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей; -развивать мелкую моторику рук. | |
Воспитательные -Воспитание ответственности при выполнении работ -Соблюдение правил техники безопасности; -Стремление к самостоятельности; -Понимание необходимости качественного выполнения работы | |
Условия реализации программы | Сроки реализации программы – 1год обучения. В кружок по желанию записывают детей – родители, законные представители. Занятия посещают дети 5-7 лет. В группах не более 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. |
Планируемые результаты | Решение задач данной программы поможет детям:
|
2. Учебный план
№ п.п. | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Выполнение проб : "Кулак - ребро - ладонь", "Пальчики здороваются", "Игра на рояле", шнуровка, пристежка, штриховка, раскраска. Выполнение задания на ориентировку в пространстве и на листе бумаги - "Проведи свою игрушку". | 30 | 7 | 23 | Штриховка |
2. | Выработка правильного навыка постановки руки при работе с карандашом. Упражнение с ваткой для правильного захвата карандаша. название пальчиков, уточнение понятий "правая, левая рука". Пальчиковая гимнастика «Пальчики», «Грабли». Выложить фигурки их счетных палочек «Мельница». Дорисуй узор «Листики» выполнение обрисовки по пунктирным линиям. | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
3. | Выполнение упражнений с карандашом для развития ловкости пальцев "Кто быстрее намотает нитку на карандаш" (индивидуально).Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Морковка». Выложить фигурки из счетных палочек «Машина везет урожай». Штриховка "Овощи" прямыми линиями. | 30 | 7 | 23 | Штриховка |
4. | Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива». Выложить из счетных палочек «Домик». Дорисуй узор «Яблоки-груши».Штриховка и раскрашивание изображения. | 30 | 7 | 23 | Штриховка |
5. | Выполнение упражнения с учебными предметами "Самолет". Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Дерево», «Лес». Елочка». Оригами "Листики". | 30 | 7 | 23 | Поделка |
6. | Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки». Обводка по шаблону «Рукавичка», обводка по линиями рисунка рукавички, раскрашивание изображения. | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
7. | Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому», «Шарик». Выложить из счетных палочек «Качели». Дорисуй узор на матрешке, раскрашивание. | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
8. | Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Лошадка». Выложить из счетных палочек «Кошечка». Оригами "Собачка". | 30 | 7 | 23 | Поделка |
9. | Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому», «Шарик». Выложить из счетных палочек «Качели». Дорисуй узор на матрешке, раскрашивание. | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
10. | Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Лошадка». Выложить из счетных палочек «Кошечка». Оригами "Собачка". | 30 | 7 | 23 | Поделка |
11. | Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». Выложить из счетных палочек «Снежинку». Дорисуй узор «Снежинка» по пунктиру. | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
12. | Пальчиковая гимнастика. Игра - соревнование "Мотальщики". Занятие на активной доске: защелки, замочки. Оригами "Голубок". | 30 | 7 | 23 | Поделка |
13. | Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и ушки», «Ежик». Выложить из счетных палочек «Ежик». Штриховка узора и раскрась, не выходя за контур. | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
14. | Выполнение проб : "Кулак - ребро - ладонь", "Пальчики здороваются", "Игра на рояле", Выполнение задания на ориентировку в пространстве и на листе бумаги - "Проведи свою игрушку". | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
15. | Пальчиковая гимнастика "Мы посуду мыли, чашек не разбили..." Оригами "Чашечка и блюдце". | 30 | 7 | 23 | Поделка |
16. | Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил», «Черепаха». Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш. | 30 | 7 | 23 | Обводка |
17. | Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка».Выложить из счетных палочек «Лодку», «Пароход», " Машину". Обводка по трафарету, штриховка двух изображений по выбору. | 30 | 7 | 23 | Обводка |
18. | Пальчиковая гимнастика "Маляры". Оригами "Лопатка". | 30 | 7 | 23 | Поделка |
19. | Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Щели», «Домик». Штриховка | 30 | 7 | 23 | Штриховка |
20. | Выложить из счетных палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно». | 30 | 7 | 23 | Штриховка |
21. | Пальчиковая гимнастика, упражнение для развития подвижности пальцев. Обводка по трафарету "Инструменты", штриховка трех изображений. | 30 | 7 | 23 | Штриховка |
22. | Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы- молодцы». Выложить из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». Дорисуй узор «Салют». | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
23. | Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц», «Флажок» Дорисуй узор «Кораблики». | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
24. | Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник», «Птенчики в гнезде». Штриховка узора «Птицы». | 30 | 7 | 23 | Штриховка |
25. | Пальчиковая гимнастика «Гости». Выложить из счетных палочек «Письмо». Дорисуй узор «Конверт». | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
26. | Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол». Выложить фигурки из счетных палочек «Кроватка», «Табуретка». Штриховка узора «Шкаф». | 30 | 7 | 23 | Штриховка |
27. | Игры с мелкими предметами, на ориентировку в пространстве, на ловкость пальцев. Оригами. | 30 | 7 | 23 | Поделка |
28. | Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». Выложить фигурки из счетных палочек «Тетрадь», «Карандаш». Дорисуй узор «Книга, карандаш». | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
29. | Игра ладонями. Выложить фигурки из счетных палочек «Звездочка», «Ракета». Дорисуй узор «Звездная дорожка». | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
30. | Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Жук», «Бабочка». Выложить фигурки из палочек «Бабочка», «Жук».Штриховка узора «Бабочки», «Жуки». | 30 | 7 | 23 | Штриховка |
31. | Дорисуй узор «Цветок в кашпо»Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы». Выложить фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». Оригами "Цветок". | 30 | 7 | 23 | Поделка |
32. | Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». Выложить из счетных палочек «Рыбку», «Ракушку». Дорисуй узор «Рыбка». | 30 | 7 | 23 | Рисунок |
33 | Раскрашивание заготовок для оригами. Оригами "Георгиевская ленточка" | 30 | 7 | 23 | Итоговое занятие поделка |
3.Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
09.10.2019 | 29.05.2020 | 33 | 33 | Четверг вторая половина дня |
4.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
4.1.Задачи, ожидаемые результаты и особенности обучения.
Задачи | Ожидаемые результаты | Особенности обучения |
всестороннее развитие детей, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учётом возрастных и психических особенностей; формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов. развивать умения говорения и слушания, формировать опыт чтения слогов; развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих; обогащать активный и пассивный словарь, развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка; развивать фонетический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей; развивать мелкую моторику рук. | Решение задач данной программы поможет детям: освоить правила безопасности во время работы. Знать буквы русского алфавита Уметь писать буквы русского алфавита в клетке Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква» Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки уметь пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат) Соотносить звук и букву Проводить звуковой анализ слов Читать слова, слоги, предложения Знать как выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. Ориентироваться на странице тетради; распределять усилия при начертании линий. | Группа детей профильная, имеет постоянный состав. Занятия проводятся по группам. Наполняемость до 15 человек, что позволяет продуктивно вести. как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная; в парах; групповая; индивидуально - групповая. |
4.2.Календарно – тематический план
на 2019-2020 учебный год
Месяц | № | Содержание | Цели | Количество часов |
Октябрь | 1 | Упражнение с ваткой для правильного захвата карандаша. название пальчиков, уточнение понятий "правая, левая рука". Пальчиковая гимнастика «Пальчики», «Грабли». Выложить фигурки их счетных палочек «Мельница». Дорисуй узор «Листики» выполнение обрисовки по пунктирным линиям. | Выработка правильного навыка постановки руки при работе с карандашом. Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. | 1 |
2 | "Кто быстрее намотает нитку на карандаш" (индивидуально).Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Морковка». Выложить фигурки из счетных палочек «Машина везет урожай». Штриховка "Овощи" прямыми линиями. | Выполнение упражнений с карандашом для развития ловкости пальцев Ориентировка на плоскости и в пространстве | 1 | |
3 | Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива». Выложить из счетных палочек «Домик». Дорисуй узор «Яблоки-груши».Штриховка и раскрашивание изображения. | Выработка правильного навыка постановки руки при работе с карандашом. Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Развитие умений выполнять начертание линий , совершенствование навыка раскрашивания. | 1 | |
4 | Выполнение упражнения с учебными предметами "Самолет". Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Дерево», «Лес». Елочка». Оригами "Листики". | Выполнение упражнений с карандашом для развития ловкости пальцев Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге; - воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; - развивать воображение, творческое мышление, фантазию | 1 | |
Ноябрь | 1 | Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки». Обводка по шаблону «Рукавичка», обводка по линиями рисунка рукавички, раскрашивание изображения. | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Учить точно обводить шаблоны по контуру, учить точности и аккуратности выполнения работы. совершенствование навыка раскрашивания. | 1 |
2 | Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому», «Шарик». Выложить из счетных палочек «Качели». Дорисуй узор на матрешке, раскрашивание. | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, совершенствование навыка раскрашивания. | 1 | |
3 | Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Лошадка». Выложить из счетных палочек «Кошечка». Оригами "Собачка". | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, Учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге; - воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; - развивать воображение, творческое мышление, фантазию | 1 | |
4 | Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка». Игра «Утенок». Оригами "Утенок". | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге; - воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; - развивать воображение, творческое мышление, фантазию | 1 | |
Декабрь | 1 | Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». Выложить из счетных палочек «Снежинку». Дорисуй узор «Снежинка» по пунктиру. | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 |
2 | Пальчиковая гимнастика. Игра - соревнование "Мотальщики". Занятие на активной доске: защелки, замочки. Оригами "Голубок". | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге; - воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; - развивать воображение, творческое мышление, фантазию | 1 | |
3 | Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и ушки», «Ежик». Выложить из счетных палочек «Ежик». Штриховка узора и раскрась, не выходя за контур. | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
4 | Выполнение проб : "Кулак - ребро - ладонь", "Пальчики здороваются", "Игра на рояле", Выполнение задания на ориентировку в пространстве и на листе бумаги - "Проведи свою игрушку". | Выполнение задания на ориентировку в пространстве и на листе бумаги. | 1 | |
Январь | 1 | Пальчиковая гимнастика "Мы посуду мыли, чашек не разбили..." Оригами "Чашечка и блюдце". | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге; - воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; - развивать воображение, творческое мышление, фантазию | 1 |
2 | Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил», «Черепаха». Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш. | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
3 | Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка».Выложить из счетных палочек «Лодку», «Пароход», " Машину". Обводка по трафарету, штриховка двух изображений по выбору. | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
Февраль | 1 | Пальчиковая гимнастика "Маляры". Оригами "Лопатка". | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге; - воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; - развивать воображение, творческое мышление, фантазию | 1 |
2 | Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Щели», «Домик». Выложить из счетных палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно». Дорисуй узор «Окошки». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
3 | Пальчиковая гимнастика, упражнение для развития подвижности пальцев. Обводка по трафарету "Инструменты", штриховка трех изображений. | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
4 | Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы- молодцы». Выложить из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». Дорисуй узор «Салют». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
Март | 1 | Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц», «Флажок» Дорисуй узор «Кораблики». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 |
2 | Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник», «Птенчики в гнезде». Штриховка узора «Птицы». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
3 | Пальчиковая гимнастика «Гости». Выложить из счетных палочек «Письмо». Дорисуй узор «Конверт». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
4 | Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол». Выложить фигурки из счетных палочек «Кроватка», «Табуретка». Штриховка узора «Шкаф». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
5 | Игры с мелкими предметами, на ориентировку в пространстве, на ловкость пальцев. Оригами. | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге; - воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; - развивать воображение, творческое мышление, фантазию | 1 | |
Апрель | 1 | Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». Выложить фигурки из счетных палочек «Тетрадь», «Карандаш». Дорисуй узор «Книга, карандаш». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 |
2 | Игра ладонями. Выложить фигурки из счетных палочек «Звездочка», «Ракета». Дорисуй узор «Звездная дорожка». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
3 | Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Жук», «Бабочка». Выложить фигурки из палочек «Бабочка», «Жук».Штриховка узора «Бабочки», «Жуки». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии. | 1 | |
4 | Дорисуй узор «Цветок в кашпо»Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы». Выложить фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». Оригами "Цветок". | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге; - воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; - развивать воображение, творческое мышление, фантазию | 1 | |
Май | 1 | Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». Выложить из счетных палочек «Рыбку», «Ракушку». Дорисуй узор «Рыбка». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии | 1 |
2 | Раскрашивание заготовок для оригами. Оригами "Георгиевская ленточка" | учить последовательно складывать, - учить добавлять детали и оформлять поделку; - способствовать развитию моторики рук; - способствовать развитию воображения, фантазии, терпения, усидчивости; - воспитывать интерес к технике оригами | 1 | |
3 | Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка» Выложить из счетных палочек «Корзинку». Дорисуй узор «Земляника», штриховка. | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве, учить обводить изображение по контуру пунктирной линии, выполнять штриховку ровными наклонными линиями. | 1 | |
4 | Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами», «Корзинка», «Грибы на поляне». Выложить из счетных палочек «Грибок». Оригами «Грибочки». | Развитие тонких дифференцированных движений пальцами рук. Ориентировка на плоскости и в пространстве учить последовательно складывать, - учить добавлять детали и оформлять поделку; - способствовать развитию моторики рук; - способствовать развитию воображения, фантазии, терпения, усидчивости; - воспитывать интерес к технике оригами | 1 | |
5 | Итоговое занятие. | Провести карандашом точно по линиям, стараясь не отрывать его от бумаги. 2.Выполнить штриховку в разных направлениях, не выходя за контур рисунка. 3.Повтори рисунок справа. 4. Обведи узор и продолжи его. | 1 | |
Итого количество часов: 33 |
5.Оценочные и методические материалы.
5.1.Учебно-методическийкомплекс
Педагогические методики и технологии | Материалы и оборудование | Информационные источники |
Новоторцева Н.В. «Учимся читать: обучние грамоте в детском саду и дома»- Ярославль, Академия развития, 1998 Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме» - СПб «Детсво – Пресс», 2007 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г, Щербинина С.В. «Развиваем речь»-М., ЗАО «РОСМЭН», 2008 О.С. Ушакова «развитие речи тетей 5-7 лет» М., «ТЦ Сфера» 2016г. Н.С. Жукова «Букварь», «Эксмо-пресс», 2002г. Г.А.Глинка «Буду говорить, читать и писать правильно», СПб:.«Питер», 1999 г . Цвынтарный В.В. "Играем пальчиками и развиваем речь", М. Ореон, 2008 Е.В.Колесникова «Развитие звуковой культуры речи», СПб. Детство - Пресс, 2012 Л.Е.Жукова, М.И.Кузнецова «Азбука», О.Узорова, Е.Нефедова «Азбука». | - наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.; -буквы и карточки со слогами, слого-звуковым анализом слов. -магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений, букв; - карточки и таблицы; - модели (схема слов.); - панно и картинки для составления рассказов - оборудование для проведения дидактических игр; К раздаточным материалам относятся: - мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.; -буквы в тубусах - счетные палочки -пластмассовые диски со слогами для составления слов. - пособия для обучения детей чтению; - пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке; - специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами; - разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами - занимательный материал: головоломки, кроссворды. - книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций. - фишки, сигналы (синие, зеленые, красные). -фигурки из бумаги девочек и мальчиков для звукового анализа Г.А.Ванюхиной | nsportal.ru |
5.2 Система контроля результативности обучения
Формы и средства выявления, фиксации и предъявления результатов обучения | Периодичность проведения контроля результативности обучения |
Педагогическая диагностика: беседа, наблюдение, диагностические игры. Для диагностики используются методики, позволяющие выявить на сколько ребенком освоена данная образовательная программа. Ребенок выполняет ряд заданий, а педагог в это время ведет протокол обследования, заполняя индивидуальную на каждого ребенка. Диагностическую карту наблюдений, в которой фиксируются результаты выполнения заданий. Диагностической таблицы наблюдений включает в себя несколько граф показателей компетентности, что позволяет отследить уровень знаний как индивидуально каждого ребенка, так и в среднем по группе. По результатам проведенной диагностики для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации и по группе в целом, которые фиксируются педагогом. | Два раза в год: октябрь, май |
- Объем и сроки освоения программы.
Объем- 33часа
Сроки освоения программы – 1 год
Оценочная карта
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Речевое развитие, обучение грамоте. | Мелкая моторика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
развиты виды речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. | обогащена речь детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др. | развит фонематический слух (умение выделять звук из ряда других); | развит фонематический анализ (умение делать звукобуквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); | развиты умения правильно выполнять звуко - буквенный и слоговой анализ слов | обозначает звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; | Верно соотносит звуки букву, овладел начальным навыком послогового чтения. | «печатание» букв, слов, предложений, и | выполнение графических проб | умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве | Умение выполнять штриховку в разных направлениях. | ||||||||||||||||||||||||||||
Н | Т | И | Н | Т | И | Н | Т | И | Н | Т | И | Н | Т | И | Н | Т | И | Н | Т | И | Т | И | Н | Т | И | Н | Т | И | Н | Т | И | Н | Т | И | ||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»
Новизна программы «Учимся, играя» заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, адаптированных к условиям работы. Программа основана на игровом методе с учё...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование) разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвив...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...