Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАННОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от 01. 09.2016г. | Утверждаю Заведующий МКДОУ «Банновский детский сад» __________ Р.Р. Борецкая Приказ №___ от «__»______20____ |
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
«На пороге школы»
Составитель: воспитатель Гришина О.В. |
С. Банново
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………..3
Учебно-тематический план …………..…………………………………..8
Содержание тем учебного курса ...…………….………………………..10
Планируемые результаты освоения программы………………….........11
Диагностический инструментарий ………………………………………11
Список литературы………………………………………………………..13
Приложение ……………………………………………………………….14
Приложение 1……………………………………………………………...20
Пояснительная записка
Концепция программы:
Для того, чтобы переход из дошкольного детства в школьную жизнь был как можно более плавным безболезненным, дети проходят курс по подготовке детей к обучению в школе.
Детям 6-7 лет необходимы развивающие занятия, направленные на совершенствование интеллектуальных операций в соответствии с их возрастными возможностями. Интеллектуальное развитие ребёнка седьмого года жизни связано не только с расширением его кругозора, но и с совершенствованием навыков обработки информации, синтеза в его сознании первичного целостного образа мира, а также с совершенствованием умений сравнивать, классифицировать, воспринимать причинно – следственные зависимости и связи, отражать обратимость и необратимость процессов, которые он наблюдает. Программа по подготовке к школе способствует непрерывности образования между дошкольным и начальным образованием и формированию равных стартовых возможностей всем детям, поступающим в школу.
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет. Для реализации этой задачи на базе МКДОУ «Банновского детского сада» была создана группа по подготовке детей к школе, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, и разработана программа «На пороге школы», которая ежегодно корректируется с учётом требований к дополнительным общеобразовательным программам.
Актуальность программы: заключается в том, что она составлена с учётом современных требований. Разнообразные формы и приёмы, являющиеся основой программы, помогают ребёнку ориентироваться в большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приёмами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Педагогическая целесообразность программы:
В объединении «На пороге школы» на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это означает, что формирование знаний и умений не самоцель, а средство для формирования и развития личности ребенка: его общей культуры, своих возможностей, раскрытие интеллектуальных и личностных качеств (познавательных, волевых, эмоциональных), творческих способностей, овладение детьми ведущими видами деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной), умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, обеспечивающих полноценное развитие личности дошкольника и направленных на его успешную социализацию.
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования МКДОУ «Банновский детский сад», детского дошкольного подразделения разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". - "СанПином 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; - Уставом МКДОУ «Банновский детский сад» утверждённого администрации Крапивинского муниципального района.
- Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования (Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17октября 2013г.№1155)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Программа составлена на основе примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Цели:
Формирование и развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых знаний и умений.
Ознакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
Ознакомить с количеством предметов с соответствующей цифрой;
Закрепить представление о множества;
Развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Задачи:
Формировать общее представление о множестве и числе;
Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
Знакомить с составом числа;
Учить детей решать простейшие арифметические задачи;
Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
Учить сравнивать множества;
Знакомить с математическими знаками;
Развивать логическое мышление;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
Развивать инициативу;
Срок реализации программу рассчитан на 1 год обучения.
Организация обучения по программе «На пороге школы»:
- Продолжительность обучения- 36 недель.
- Режим занятий: 1 день в неделю по 1 занятию в день.
- Длительность занятий - 30 минут.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.
Раздел «Математические ступеньки» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления, подготовки дошкольников.
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
- Формы работы:
- дидактические игры;
- беседы, викторины;
- акции;
- исследовательская деятельность;
- коллективные творческие дела;
- праздники;
- открытые занятия;
- презентации;
- экскурсии, походы.
Методы обучения, используемые программой:
- По источнику передачи и характеру восприятия информации:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
- По характеру взаимной деятельности педагога и воспитанников:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
- По основным компонентам деятельности педагога:
- организация и осуществление учебной деятельности;
- стимулирование и мотивация обучения;
- контроль и самоконтроль.
Формирование программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированны:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого воспитанника, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития детей,
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
-психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельны:
Системно-деятельные подходы, положенные в основу программы, создают условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
Здоровьесберегающие технологии используемые в программе:
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
- обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- психогимнастика;
- соблюдение мер по предупреждению травматизма;
- физминутки.
Учебно - тематический план
«Математические ступеньки»
Количество занятий - 12/12-24 занятия.
Содержание тем учебного курса
Раздел « Математические ступеньки» (24 часов)
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («2 больше 1, но меньше 3»), состав числа («3 это 2 и 1, или 3 это 1 и 1 и 1»), определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры и пользоваться ими для определения числа.
Устанавливать соответствия между элементами двух множеств (без пересчитывания), сравнивать множества, формулируя результаты сравнения («столько же», «больше», «меньше»), уравнивать множества, получать числа прибавлением или вычитанием.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево-вправо, вверх-вниз), выполнять графические диктанты.
Считать предметы, решать стихотворные задачи в пределах 10.
Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их, по отдельным чертам завершать рисунок.
Планируемые результаты обретение математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых знаний и умений.
Геометрические фигуры
- знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
- иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
- уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов
Величина
- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
- употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Диагностический инструментарий
Определение исходного уровня «школьной зрелости» детей осуществляется по направлениям:
1. Сформированность необходимых знаний, умений, навыков
( методика Семаго М., Семаго Н.):
· Оценка особенностей мелкой моторики и произвольного внимания, умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции;
· Оценка сформированности навыков пересчетов в пределах 9-ти, соотнесение цифры и количества изображенных фигур,
· Определение сформированности «больше», «меньше» в ситуации «конфликтного расположения элементов»,
· Оценка сформированности у ребенка звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, произвольная регуляция, собственной деятельности
· Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности, возможности распределения переключения внимания; работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности
· Оценка сформированности практической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций), пространственных представлений, общего уровня развития.
2. Социально-личностное развитие детей
Критерии социально-личностного развития дошкольника.
· Наличие интереса к школе и познавательной деятельности
· Понимание ребенком профессиональной роли педагога, умения слушать и действовать в
соответствие с его указаниями:
· Сформированность навыков учебного сотрудничества, умения работать со сверстниками
· Характер самооценки, авторитетности и значимости ребенка в коллективе сверстников, наличия у него дружеских контактов, адекватного восприятие себя и своих возможностей:
· Личностные особенности:
ü Уровень самостоятельности
ü Уровень эмоциональной устойчивости
ü Уровень тревожности
ü Уровень агрессивности
Список литература
1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки в детском саду [Текст]: практич. пособие / И. Е. Аверина. – М.: Айрис-Пресс, 2009.
2. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] : кн. для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова ; под ред. В. И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1992.
3. Дыбина, О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада [Текст] / О. В. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Занимательное азбуковедение [Текст] : кн. для учителя / сост. В. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991.
5. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
6.Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи: тетрадь для детей 6-7 лет. -М.: Ювента, 2013. – 32 с.
7. Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет. М.: Ювента, 2013. – 32 с.
8.Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада : из опыта работы / Л. В. Куцакова. – М.: Просвещение, 1990.
9. Максакова, А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Максакова, Г. А. Тумакова. – М. : Просвещение, 1979.
10. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
12. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / авт.-сост. Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова. – М. : Глобус, 2007.
13. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1981.
14. Халезова, Н. Б. Лепка в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. – М. : Просвещение, 1986.
Электронные ресурсы:
http://www.ivalex.vistcom.ru/helth-2.html
festival.1september.ru
http://www.prozagadki.ru/56-zagadki-pro-samolet.html
http://www.moi-detsad.ru/helth81.html
Приложение
Информационно – методическое обеспечение
Основные понятие программы
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:
физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимается под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7 летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
При приёме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста.
Социальная ситуация, имевшая место ранее, совместной деятельности ребёнка со взрослыми распадается. Отделение от взрослого создаёт новую социальную ситуацию, в которой ребёнок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и постоянна. Так как ребёнок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. Но ребёнок ещё не может принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной жизни со взрослыми. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребёнка игра.
В дошкольном возрасте, как известно, есть ещё и учение. При этом очень важно следующее: чтобы ребёнок учился по программе, составленной взрослыми, необходимо, чтобы он ее принял. Но возможность учить детей по известной программе ещё не означает, что они могут обучаться в школе. Например, научить читать дошкольников можно, но в школу ходить они еще не могут. Нужно не только уметь учится по определённой программе, но и быть к этому личностно подготовленным. Эта подготовленность начинает возникать лишь в самом конце дошкольного периода.
Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста специалистами Центра. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы.
Специально организованные занятия помогают ребенку подготовиться к школе. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не корректором и цензором. Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
1.Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.
2.Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, игам, изменяя их содержание, но оставляя цель.
3.Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
Курс рассчитан на 3 занятия по 30 минут. Каждое занятие включает в себя 2 упражнения, каждое упражнение длится не более 15 минут.
Рекомендуемый способ проведения – индивидуальные занятия.
№ занятия | Время | Упражнение | Цели упражнения | Ресурсы |
1. | 30 мин | 1. Кубики 2. Чудесные окошки | 1. Установление контакта, развитие восприятия величины, цвета, навык прямого и обратного счета 2. Развитие восприятия цвета, формы, заучивание названий цвета и фигур | 1. Кубики 2. Цветные карточки разного цвета |
2. | 30 мин | 1. Семена 2. Попугайчик | 1. Развитие способности к классификации, развитие зрительной памяти и внимания 2. Развитие кратковременной слуховой памяти, внимания | 1.Карточки с изображением фруктов, овощей, семян 2. Набор слогов |
3. | 30 мин | 1. Волшебные картинки 2. Зайчик | 1. Развитие целостности восприятия образа, умения составлять рассказ по одной картинке, логического мышления 2. Развитие мелкой моторики руки | 1. Три разрезанные картинки, серия сюжетных рисунков 2. Карандаш, лист бумаги с изображением зайчика и его домика |
Приложение 1
Описание упражнений к программе работы с дошкольниками
1. Упражнение «Кубики»
(можно использовать пирамидки, ведерки, матрешки)
А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).
Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самый маленький. А теперь большой красный... Маленький желтый и т.д.
В. Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)
Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)
Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких)
Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.
А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;
Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;
В. Навык прямого счета;
Г. Навык обратного счета;
Д. Формируем понятие числа;
Е. Мышление (пробы и ошибки - наглядно-действенное мышление; внутренне представление - наглядно-образное мышление);
2. Упражнение «Чудесные окошки»
Используется 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки);
5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).
А. Один волшебник построил дворец с "чудесными окошками". Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).
Б. А теперь выбери свое "окошко", которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.
А. Восприятие цвета, формы
Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.
3. Упражнение «Семена»
Используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) всего 9 карточек
А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)
Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?
А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);
Б. развитие зрительного внимания и памяти.
4. Упражнение «Попугайчик»
А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:
то-ца (ребенок повторяет);
то-ца-му (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);
Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)
А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат - более пяти слогов);
Б. объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хороший результат - воспроизведение пяти слов с первой попытки).
5. Упражнение «Волшебные картинки»
Используются:
а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я - на четыре части; 3-я на шесть частей;
б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)
А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала простой уровень - 2 части, затем средний - 4 части, последний - сложный - 6 частей. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)
Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.
А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;
Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.
6. Упражнение «Зайчик»
Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.
А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.
А. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)
Конспект занятия «Книга - лучший путник мой и друг»
(по произведениям К.И. Чуковского)
Задачи:
I. Обучающие:
- Закрепить в памяти детей произведения К. И. Чуковского;
- Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, узнавать их;
- Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях;
II. Развивающие:
- Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;
III. Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.
Предварительная работа: организовать в группе (книжном уголке) выставку произведений К.И.Чуковского, подобрать художественные иллюстрации к этим произведениям, просмотр фильма: «Откуда пришла книга».
Ход:
Педагог встречает детей в книжном уголке.
Педагог (загадывает детям загадку про книгу):
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Дети (отгадывают загадку).
Педагог: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья».
Почему книгу считают другом? (отвёты детёй)
Педагог: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть
вспомните и вы? (Дети перечисляют).
1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
2. Книги для ума, что теплый дождик для всходов.
3. Кто много читает, тот много знает/
4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.
Педагог рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном уголке.
Педагог: Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книге известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми сказками.
Педагог: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!».
Педагог: Дети, а вы помните, какой фильм про книгу мы смотрели недавно.
(Дети называют фильм: «Откуда пришла книга!»).
Вот какой нелегкий путь совершает книга и поэтому обращаться с книгами нужно
бережно.
(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами):
1. Не рвать, не мять.
2. Не есть за столом.
3. Не читать лежа.
4. Ничего не ставить на книги/
5. Вовремя их «лечить»
Педагог: Вспомните, пожалуйста, кто пишет все книги.
Дети называют.
Педагог: Правильно, это писатель.
Педагог вместе с детьми рассматривает писателя.
Педагог: В нашем книжном уголке есть портрет писателя, которому бы исполнилось в этом году 130 лет. Этот писатель написал много сказок, а также стихов. И зовут его
Корней Иванович Чуковский.
Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вы знаете произведения К.И.Чуковского (читали дома или в детском саду).
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга - лучший спутник мои и друг.
Дети перечисляют известные им произведения К7И.Чуковского.
Педагог проводит с детьми игру: «Угадай-ка».
Педагог: Как хорошо вы знаете и помните произведения Чуковского. И сейчас вы должны угадать из какого произведения Чуковского данные строчки:
1. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
(Краденое солнце).
2.. .... А лисички взяли спички,
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
(Путаница).
3. ...Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Звери задрожали, в обморок упали.
(Тараканище).
4. ...Таня, Ваня задрожали -
Бармалея увидали.
Он по Африке идет,
На всю Африку поет.
(Бармалей).
Педагог: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.
Педагог проводит игру: «Чьи это слова?»
Педагог: А теперь, вы должны отгадать кому принадлежат слова:
1. «Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил»
(Сороки - белобоки из Краденого солнца)
2. «Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу».
(Муха-Цокотуха).
3. «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!»
(Мойдодыр).
4. «Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
(кит из Путаницы)
5. «Ой, вы, бедные сиротки
Утюги и сковородки».
(Федора)
6. «Погодите, не спешитё?
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую»
(Тараканище)
7. «И мне не надо ни Мармелада, ни шоколада,
А только маленьких детей»
(Бармалей ) - чую»
Педагог проводит игру: «Да - нет»ище)
Педагог: Хорошо вы справились сзаданием.
Я утверждаю, что все эти сказки написал К.И. Чуковский. Так ли это?
Айболит............ (высказывания детей)
Винни-Пух................ (противоречие)
Колобок................ (это русская народная сказка).
Дети отвечают.
Педагог проводит игру: «Назовите имя?»
Педагог: А сейчас я начну, а вы продолжите:
Доктор................... (Айболит)
Акула............................. (Каракула)
Разбойник, злодей, ужасный.......................... (Бармалей)
Великий умывальник ........................... (Мойдодыр)
Муха......................... ..(Цокотуха)
Бабушка................. .(Федора)
Имена детишек Крокодила.,,,,,,,,,,,(Тотоша и Кокоша).
Педагог проводит игру: «Собери героев в одну сказку».
Педагог: Посмотрите - ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)
Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Педагог дает им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку (правильно нашли героев и назвали книжку)
Звучит музыка. Дети выполняют задание.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдем от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
1. «Муха-Цокотуха» (паук-злодей, жучок, паучок)
2. «Айболит» (медведь, лиса, заяц, корова)
3. «Телефон» (цапля, медведь, мартышка)
4. «Мойдодыр» (грязнуля, умывальник, мойдодыр)
5. «Федорино горе» (курица, бабушка, самовар)
Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили сказки Чуковского. А теперь посмотрите на иллюстрации к каждой сказке и скажите, как вы думаете, кто их нарисовал? Ответы детей.
Педагог: Правильно, все иллюстрации в книгах рисует художник. Самое интересное занятие - делать картинки к детским книжкам.
Педагог: Мы сейчас станем на какое-то время художниками - иллюстраторами и нарисуем своё любимое произведение К.И.Чуковского.
Звучит музыка, дети рисуют рисунки, которые педагог оформляет общей выставкой на тему «Сказки дедушки Корнея».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»
Новизна программы «Учимся, играя» заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, адаптированных к условиям работы. Программа основана на игровом методе с учё...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование) разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвив...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Поющие сердечки"
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, направлена на развитие голосовых данных, воспитание художественного...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дош...