Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование) разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе .
В программе «ДЕТ-алька», основанной на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника, определены задачи по развитию познавательных способностей и творческого потенциала ребенка.
Программа предназначена для педагогических работников дошкольных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Полысаевского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 комбинированного вида»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
« ДЕТ-алька»
Полысаевский ГО
Управление образования Полысаевского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 комбинированного вида»
Утверждена
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 35» _______Н.Н.Вязникова
Приказ № от
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
«ДЕТ-алька»
Срок реализации программы – 2 года
Составитель:
Бородина Е.А.,
воспитатель
Полысаевский ГО
Составитель:
Е.А. Бородина, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе МБДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида»
В программе «ДЕТ-алька», основанной на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника, определены задачи по развитию познавательных способностей и творческого потенциала ребенка.
Программа предназначена для педагогических работников дошкольных учреждений.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька»[Текст]/сост. Е. А. Бородина, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида» Полысаево, 2016. – 38 с.
Содержание
Пояснительная записка | 4 |
Учебный план | 13 |
Учебно-тематический план | 14 |
Содержание тем учебного курса | 15 |
Диагностический инструментарий | 33 |
Информационно-методическое обеспечение | 36 |
Приложение | 38 |
Пояснительная записка
В настоящее время развитие научно-технического прогресса и модернизации производства в России, привело к необходимости развивать такие направления, как робототехника и моделирование, где первой ступенькой является конструирование. Педагогическая ценность конструктивной деятельности заключается в том, что из-за её созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника рассматривается как одна из ведущих видов деятельности, которая полностью отвечает интересам детей, способствует развитию познавательных способностей и творческого потенциала ребёнка. Самый благоприятный период для интенсивного развития конструирования и моделирования – дошкольный возраст. Внедрение в дошкольное образование этих направлений будет способствовать интенсивному развитию познавательных способностей и творческого потенциала ребенка, а определенный процент детей проявляющих интерес к робототехнике и моделированию в дальнейшем приведет ребёнка к выбору технической специальности.
В современных программах дошкольного образования уделяется недостаточное внимание конструированию и моделированию с использованием LEGO конструктора. Задача дошкольного образовательного учреждения – развивать LEGO конструирование, которое дает возможность маленькому человеку познавать мир через естественное любопытство и желание исследовать, изобретать. В настоящее время доказано, что в процессе обучения с использованием LEGO конструктора идет работа над развитием интеллекта, логического и пространственного мышления, воображения, познавательной и исследовательской активности, творческих задатков, мелкой моторики, расширение словарного запаса, развитие речи. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков таких как: умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Даёт представления о пространстве, форме, величине дети могут получать на основе зрительных и кинестетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования и моделирования с LEGO-конструктором, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Он также объединит игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставит ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Развитие желания и умения узнавать что-то новое, изобретать и творить, приобретённые в дошкольный период, послужит фундаментом в дальнейшем обучении. Этим и объясняется значение конструктора LEGO в развитии познавательных способностей и творческого потенциала ребёнка.
Концепция программы – конструирование как доступная старшим дошкольникам форма творческого самовыражения, где важен как результат творческих проявлений, так и его процесс – процесс познания.
Актуальность программы обусловлена тем, что положит начало развитию у обучающихся мотивации к познанию и исследованию, творческой самореализации личности ребенка и профессионального самоопределения.
Новизна программы состоит в том, что LEGO конструирование – игровая педагогика, где детей обучают в действии, а кубик LEGO – это простой и практико-ориентированный инструмент для активного, креативного и вдохновляющего обучения, интересен для детей, эмоционально захватывает их.
Дополнительная общеразвивающая программа «ДЕТ-алька» (LEGO-конструирование) позволяет расширить содержание работы со старшими дошкольниками по развитию познавательных интересов и творческих способностей вне Основной Общеобразовательной Программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 35 комбинированного вида» и реализуется в форме дополнительной образовательной деятельности, которая предполагает использование конструктора LEGO в разных видах деятельности ребёнка.
Программа составлена на основе программы Е.В. Фешиной «Лего конструирование» и разработок компании LEGO, девиз которой: «Так много способов учиться!»
Программа имеет практическую направленность.
Программа разработана в соответствии c:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.№273-ФЗ).
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155)
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г.№26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Положением о дополнительной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида».
Срок реализации Программы – 2 года.
Цель:
Развитие познавательного интереса к моделированию и конструированию старших дошкольников.
Задачи Программы:
Обучить основным способам конструктивной деятельности: приёмам сборки и видам соединения деталей, демонтажа.
Развивать у детей познавательную и исследовательскую активность, навыки работы с различными источниками информации.
Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Развивать умения самостоятельно составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы.
Программа реализуется с сентября по май месяц.
Программа рассчитана на подгруппу из 12 человек старшего дошкольного возраста.
Периодичность проведения занятий 1 раз в неделю.
Количество часов в первый год обучения – 15.
Количество часов во второй год обучения – 18.
Общее количество часов за два года обучения –33 часа.
Продолжительность занятий в старшей группе 25 минут.
Продолжительность занятий в подготовительной группе 30 минут.
В соответствии с ФГОСДО Программа разработана с учетом следующих принципов:
Сохранение уникальности и самоценности детства – обогащение (амплификация) детского развития: образовательные ситуации проходят в форме игры, на фоне эмоционального подъема и реализации творческих планов ребёнка;
Принцип индивидуализации – учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника (уровень его интеллектуального развития, подготовки, предполагающий выполнение поставленных задач). Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества;
Принцип проблемности – ребёнок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых – создание спокойной, доброжелательной обстановки, вера в силы ребёнка;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности – «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать»;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Принцип предполагает развитие культурных практик – комплексный подход к построению образовательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей творческо-продуктивное развитие ребенка;
Возрастная адекватность дошкольного образования – соответствие содержания и условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей;
Основными подходами к формированию Программы являются:
Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребёнка и создания условий для разностороннего, свободного и творческого развития каждого ребёнка, на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
Индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребёнку;
Деятельностный подход, предполагающий развитие ребёнка в деятельности, включающей такие компоненты как способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций (самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ);
Средовой подход, ориентирующий на использование возможности внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребёнка.
Непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер и проходит в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Формы обучения:
Индивидуальная;
Групповая;
Подгрупповая.
Виды образовательной деятельности
по образцу | по условиям | по замыслу |
есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). | образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). | ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаёт образ будущего сооружения. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. |
Методы и приёмы используемые на занятиях:
словесные (рассказ, объяснение, обсуждения, беседа);
наглядные (показ иллюстрационных пособий, плакатов, стендов, слайдов, видеофильмов);
практические (игровые, выполнение практических заданий с конструктором, создание, проигрывание и анализ ситуаций;
творческие задания на внимание, сообразительность, логику, эрудицию.
Дополнительная образовательная деятельность построена по определённой структуре:
коммуникативный тренинг помогает сплотить детский коллектив, создать эмоционально-комфортную обстановку;
мозговая разминка позволяет активизировать внимание детей, настроить на продуктивную деятельность. Во время разминки детям предлагаются загадки, считалки, скороговорки, пальчиковая гимнастика, дидактические игры и упражнения, логические задачки, тематические вопросы которые помогают в творческой работе;
в основном содержании образовательной деятельности особое место занимают познавательные беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования, способствуют более полному раскрытию темы занятия. Развивающие игры и упражнения интеллектуально–познавательной направленности позволяют прочно осваивать знания, одновременно используя все мыслительные процессы. Составление плана действий, самостоятельное проектирование и самостоятельная деятельность способствует закреплению теоретических знаний и осуществлению собственных незабываемых открытий. Такая деятельность даёт возможность без особого напряжения и с большим интересом овладеть основными способами конструктивной деятельности, планировать предстоящую практическую работу, реализовывать творческий замысел;
динамическая пауза проводиться в середине основного содержания образовательной деятельности – это физкультурная минутка, подготовленная заранее, которая проводиться в виде танца или малоподвижной игры, как правило, с речевым сопровождением, что позволяет переключить активность детей;
в конце дополнительной образовательной деятельности проводиться рефлексия, которая даёт возможность проанализировать и оценить ребёнку свою деятельность, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. В конце дополнительной образовательной деятельности воспитателем делаются фотографии работ обучающихся, которые отправляются родителям на электронную почту. По желанию родителей фотографии распечатываются, в группе создается альбом «Мастера на все руки».
Подведение итогов реализации образовательной программы и контроля деятельности являются участие детей в выставках творческих работ воспитанников и проектной деятельности. Проект дает ребенку возможность экспериментировать. Создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнение и работу других детей.
Для успешной реализации Программы в группе создан и функционирует «LEGO-центр». Его структура организована таким образом, что созданы условия активного взаимодействия ребенка с любыми пособиями и конструкторами LEGO, не только в образовательной деятельности, но и в течение всего дня, во всех видах деятельности.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, дидактическим, оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
двигательную активность, в том числе развитие мелкой моторики, участие в подвижных играх;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность творческого самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды: индивидуальные доски для моделирования с ограниченным периметром, сортировочные контейнеры для деталей и т.д.
Вариативность среды позволяет создать различные пространства
для игры, конструирования, а также разнообразный материал, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в соответствии с планом образовательной работы.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к конструктору, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим Программу; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования. Пособия — эстетичны, привлекательны, простыв обращении, вызывают желание действовать с ними.
Созданная среда обеспечивает условия для информатизации образовательного процесса. В групповом помещении имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (ноутбук, принтер). Обеспечен доступ к сети Интернет. Компьютерно-техническое оснащение ДОО используется для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию дополнительной общеразвивающей программы «ДЕТ-алька»; для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Реализовывать Программу может педагог, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по специальности дошкольное образование.
Педагог, реализующий программу должен:
владеть формами и методами обучения – стандартными
и инновационными;
использовать специальные подходы, чтобы вовлечь всех детей;
уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля;
владеть ИКТ - компетенциями;
уметь планировать и корректировать образовательные задачи
по результатам мониторинга;
обогащать детей ярким содержанием умственные и творческие интересы ребёнка;
учить реализовать полученные впечатления в самостоятельной и игровой деятельности;
оценивать положительно деятельность детей, постоянно стимулировать воспитанника к творческо-продуктивной деятельности;
успешно взаимодействовать с семьей воспитанника, расширять информационное поле родителей.
Ожидаемые результаты освоения программы
Ребёнок овладевает основными способами конструктивной деятельности: знанием приёмов сборки и видов соединения деталей, и демонтажа; умением прочно соединять детали, имеет представление, как придать устойчивость конструкции, о понятии части и целого; соблюдает пропорцию, симметрию при работе с конструктором.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым
и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения, склонен наблюдать, экспериментировать.
Сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, схемы, чертежи; планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Сформировано умение конструировать как индивидуально, так и совместно по образцам, по условиям, по замыслу; умение придумывать свои конструкции, воплощать их сначала в зарисовках, схемах.
Обладает развитым воображением.
Совершенствуются навыки коммуникативного и делового общения, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Воспитанник способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Воспитанник способен к волевым усилиям, к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Сформировано умение подготавливать своё рабочее место к работе, привычка соблюдать чистоту и порядок, правила безопасного поведения.
Педагогическая диагностика проводиться два раза в год (сентябрь, май).
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
Учебный план 1-ый год обучения (5лет - 6 лет)
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
2. | Конструирование по образцу, схемам | 1ч40м | 2ч30м | 4ч10м |
3. | Конструирование по условиям, инструкциям | 2ч | 3ч | 5ч |
4. | Конструирование по замыслу | 2ч10м | 3ч15м | 5ч25м |
5. | Культурно-досуговая деятельность | - - - - | 25м | 25м |
Итого | 5ч50м | 9ч10м | 15ч |
Учебный план2-ой год обучения (6лет - 7 лет)
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Конструирование по образцу | 20м | 40м | 1ч |
2. | Моделирование по условиям, инструкции | 1ч40м | 3ч20м | 5ч |
3. | Моделирование по замыслу Проектная деятельность | 3ч30м | 7ч30 | 11ч30м |
4. | Культурно-досуговая деятельность | --------- | 30м | 30м |
Итого | 4ч | 12ч | 18ч |
Учебно-тематический план 1-ый год обучения (5лет - 6 лет)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во занятий | Кол-во часов | Из них | |
теория | практика | ||||
Тема 1 | Здравствуй, LEGO! | 3 | 1ч15м | 30м | 45м |
Тема 2 | Архитектурные сооружения | 6 | 2ч30м | 1ч | 1ч30м |
Тема 3 | Фигуры людей | 3 | 1ч15м | 30м | 45м |
Тема 4 | Модели животных | 13 | 5ч25м | 2ч10м | 3ч15м |
Тема 5 | Транспорт | 10 | 4ч10м | 1ч40м | 2ч30м |
Тема 6 | Культурно-досуговая деятельность «Чудесный LEGO град» | 1 | 25м | ------- | 25м |
Итого | 36 | 15ч | 5ч20м | 9ч40м |
Учебно-тематический план 2-ой год обучения (6 лет - 7лет)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во занятий | Кол-во часов | Из них | |
теория | практика | ||||
Тема 1 | Динозавры | 4 | 2ч | 40м | 1ч20м |
Тема 2 | Роботы. Проект «Роботы исследуют необитаемую планету» | 4 | 2ч | 40м | 1ч20м |
Тема 3 | Проект «Сказка о царе Салтане» | 4 | 2ч | 40м | 1ч20м |
Тема 4 | Проект «Детская площадка» | 4 | 2ч | 40м | 1ч20м |
Тема 5 | Творим и мастерим | 3 | 1ч30м | 30м | 1ч |
Тема 6 | Военная техника | 4 | 2ч | 40м | 1ч20м |
Тема 7 | Путешествие в космос | 4 | 2ч | 40м | 1ч20м |
Тема 8 | Проекты городов «LEGO - город» | 8 | 4ч | 1ч30м | 2ч30м |
Тема 9 | Культурно-досуговая деятельность «День самоделок» | 1 | 30м | ---- | 30м |
Итого | 36 | 18ч | 6ч10м | 11ч50м |
Содержание тем учебного курса
1-ый год обучения (5 лет - 6 лет)
№ занятия | Программное содержание | Методические приёмы |
| ||
1.1. Знакомство с деталями LEGO. | Развивать познавательную активность в области конструирования. Познакомить с названиями деталей LEGO конструктора, учить различать и называть их. | Познавательная беседа «Что такое конструктор?» Развивающая игра «Найди кирпичик LEGO» Исследование «Сравни кирпичики» Просмотр слайдов «Постройки LEGO». Конструирование по замыслу. |
1.2. Знакомство с деталями LEGO. | Дать детям представления о происхождении конструктора. Познакомить с названиями деталей LEGO конструктора, учить различать и называть. | Познавательная беседа «Кто придумал LEGO-конструктор?» Просмотр слайдов «LEGO- ланд» Разработка правил работы с конструктором. Дидактическая игра «Разложи по местам» Конструирование змейки по образцу. |
1.3. Способы крепления деталей LEGO. | Продолжать знакомить детей с конструктором. Познакомить детей с различными способами крепления деталей LEGO конструктора. Развивать практические умения работы с конструктором. | Познавательная беседа «Виды крепления деталей» Исследования «Почему падает постройка?» Решение проблемных ситуаций «Как сделать прочную постройку?» Дидактическая игра «Собери как я» Упражнение «Скрепляй как я» Конструирование по образцу стенки. |
| ||
2.1. Строительство забора. | Развивать практические умения работы с конструктором. Закреплять названия деталей, умение скреплять их способом «в разбежку». | Познавательная беседа «Для чего нужны заборы?» Развивающая игра «Высокие и низкие заборы» Рассматривание видов заборов. Конструирование по условиям. |
2.2. Строительство ворот. | Обучение детей построению простого перекрытия. Развитие умения действовать в соответствии с инструкцией педагога. Развивать практические умения работы с конструктором. | Познавательная беседа «Такие разные ворота». Рассматривание разных видов ворот. Решение проблемных ситуаций «Как построить ворота?» Дидактическая игра «Найди такой же». Исследования «Как определить ширину перекладины?» Конструирование по инструкции. |
2.3. Вольеры для зоопарка. | Учить детей различным способом комбинирования деталей (цвет, форма). Введение правила чередования деталей. Развивать практические умения работы с конструктором. | Познавательная беседа «Зачем нужны зоопарки?» Решение проблемных ситуаций «Зависит ли размер вольера от особенностей животного?» Дидактическая игра «Найди дом для животного» Рассматривание игрушек, объектов. Проектирование собственной постройки. Конструирование по условиям. |
2.4. Строительство башни. | Учить составлять симметричные узоры. Развивать логическое мышление, сенсомоторику. Развивать практические умения работы с конструктором. Развивать творческую инициативу. | Познавательная беседа «Для чего нужны башни?» Дидактическая игра «Найди симметрию» Решение проблемных ситуаций «Как построить устойчивую конструкцию?» Исследование особенностей конструкций башен. Конструирование по условиям. |
2.5 Одноэтажный дом по образцу. | Знакомство с профессией архитектора. Обучать соединению кирпичиков в замкнутое пространство. Развивать практические умения работы с конструктором. | Загадывание загадок. Познавательная беседа «Кто такие архитекторы?» Дидактическая игра «Продолжи ряд» Решение проблемных ситуаций «Почему конструкция не имеет прочности?» Конструирование по образцу. |
2.6. Дома бывают разные. | Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Развивать практические умения работы с конструктором. | Познавательная беседа «Дома бывают разные» Решение проблемных ситуаций «Как сделать постройку прочной?» Дидактическая игра «Найди отличия» Проектирование собственной постройки. Конструирование по замыслу. |
| ||
3.1. Моделирование фигуры девочки. | Обучить детей делать анализ образца, умению выделять части человеческой фигуры. Познакомить с конструктивными приёмами построения модели человеческой фигуры. | Познавательная беседа «Возможности конструктора LEGO» Дидактическая игра «Да – нет» Решение проблемных ситуаций «Как придать устойчивость постройке?» Рассматривание иллюстраций, фотографий. Конструирование по образцу. Сюжетные игры с конструктором. |
3.2. Моделирование фигуры мальчика. | Учить детей рассматривать образцы, анализировать готовые постройки, планировать этапы создания постройки. Способствовать детскому экспериментированию. | Загадка Дидактическая игра «Угадай деталь» Рассматривание иллюстраций, объектов. Творческое проектирование собственной постройки. Конструирование по условиям. |
3.3. Моделирование сказочного персонажа. | Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки, проводить анализ будущей постройки. Развивать фантазию и воображение. | Познавательная беседа «Любимые герои сказок» Дидактическая игра «Из какой сказки герой?» Решение проблемных ситуаций «Какой нужно выбрать материал для строительства?» Проектирование собственной постройки. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
| ||
4.1. Утка с утёнком. | Развивать ассоциативное мышление. Развивать умение анализировать образец, подбирать соответствующие детали, прочно соединять их. | Познавательная беседа «Строение птиц» Просмотр слайдов Дидактическая игра «Летает – не летает» Рассматривание образцов. Конструирование по образцу. |
4.2. Петушок с семьёй. | Освоение навыков передачи характерных образов средствами конструктора. Развитие чувства симметрии и чувства цвета. | Дидактическая игра «Будь внимателен!» Решение проблемных ситуаций «Влияние цвета деталей на результат постройки» Рассматривание иллюстраций. Конструирование по условиям. |
4.3. Сова. | Развитие ассоциативного мышления. Закрепление умения анализировать образец, подбирать соответствующие детали, прочно соединять их. | Стихотворение. Познавательная беседа «Легко ли быть конструктором?» Решение проблемных ситуаций «Определение центра равновесия» Дидактическая игра «Найди отличия» Рассматривание образцов, иллюстраций. Конструирование по образцу. |
4.4.Моделирование сказочных птиц по замыслу. | Освоение навыков передачи характерных образов средствами конструктора. Развитие чувства симметрии и чувства цвета. | Дидактическая игра «Летает – не летает» Познавательная беседа «Сказочные птицы» Решение проблемных ситуаций «Как передать особенности сказочных птиц в модели» Показ слайдов. Конструирование по замыслу. |
4.5. Кошка и собака. | Развитие ассоциативного мышления. Развитие умения анализировать образец, подбирать соответствующие детали, прочно соединять их. | Дидактическая игра «Будь внимателен!» Познавательная беседа «Домашние животные» Решение проблемных ситуаций «Как соединить части постройки?» Рассматривание образцов. Конструирование по образцу. |
4.6. Лошадь. | Освоение навыков передачи характерных образов средствами конструктора. Развивать способности к анализу и синтезу. | Стихотворение Дидактическая игра «Разноцветная дорожка» Решение проблемных ситуаций «Как придать устойчивость постройке?» Рассматривание иллюстраций. Конструирование по условиям. |
4.7. Моделирование фигур животных по замыслу «Чудо –ферма» | Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Развивать фантазию, воображение. | Познавательная беседа «Что такое ферма?» Дидактическая игра «Кто на ферме живёт?» Рассматривание иллюстраций. Проектирование построек. Конструирование по замыслу. |
4.8. Заяц. | Развитие ассоциативного мышления. Развитие умения анализировать образец, подбирать соответствующие детали, прочно соединять их. | Загадка. Познавательная беседа «Дикие животные» Решение проблемных ситуаций «Устойчивость постройки» Рассматривание иллюстраций, образцов. Конструирование по образцу. |
4.9. Белка. | Освоение навыков передачи характерных образов средствами конструктора. Развитие ассоциативного мышления. | Дидактическая игра «Бывает – не бывает» Познавательная беседа «Зачем белке хвост?» Рассматривание иллюстраций. Конструирование по условиям. |
4.10. Моделирование фигур животных «Животные в лесу» | Обучение созданию сюжетной композиции. Создание игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов. | Стихотворение Дидактическая игра «Сосчитай» Рассматривание иллюстраций. Показ слайдов. Проектирование сюжетной композиции. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
4.11. Моделирование фигур животных «Животные жарких стран» | Создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов. | Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи..» Показ слайдов. Проектирование собственной постройки. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
4.12. Моделирование фигур животных «Зоопарк» | Обучение созданию сюжетной композиции. Создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов. | Дидактическая игра «Где обедал воробей» Рассматривание иллюстраций. Показ слайдов. Проектирование сюжетной композиции. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
4.13. Моделирование персонажей сказки «Теремок» | Учить детей работать в коллективе, договариваться о будущей постройке, представлять, какие детали лучше использовать для её создания. | Чтение художественной литературы. Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» Проектирование сюжетной композиции. Конструирование по условиям. Сюжетные игры с конструктором. |
| ||
5.1. Сборка легковой машины по образцу. | Учить создавать простейшие модели реальных объектов, выделять основные части объекта, их назначение. Закреплять умение строить по образцу. | Познавательная беседа «Части автомобиля» Решение проблемных ситуаций «Как закрепить автомобильную платформу?» Дидактическая игра «Что лишнее?» Рассматривание образцов, иллюстраций. Конструирование по образцу. |
5.2. Сборка грузовой машины по образцу. | Учить создавать простейшие модели реальных объектов, выделять основные части объекта, их назначение. Закреплять умение строить по образцу. | Дидактическая игра «Логические цепочки» Познавательная беседа «Грузовой транспорт» Решение проблемных ситуаций «Моделирование кузова» Показ слайдов. Конструирование по образцу. |
5.3. Сборка транспорта по условиям. Фургон. | Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части. Учить конструировать часть объекта по схеме с последующим достраиванием по собственному замыслу. | Стихотворение Дидактическая игра «Что потерялось?» Решение проблемных ситуаций «Как превратить грузовик в фургон?» Рассматривание иллюстраций Проектирование собственного замысла. Конструирование по условиям. |
5.4. Сборка транспорта по замыслу. Машина будущего. | Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. | Загадки. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» Решение проблемных ситуаций «Новые части машины будущего» Показ слайдов. Конструирование по замыслу. |
5.5. Сборка транспорта по условиям. Самолёт. | Познакомить с профессией конструктора. Учить конструировать часть объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу. | Познавательная беседа «Покорители неба» Решение проблемных ситуаций «Симметрия в конструкции самолёта» Дидактическая игра «Чего не хватает?» Рассматривание иллюстраций. Проектирование постройки. Конструирование по условиям. |
5.6. Сборка воздушного транспорта по замыслу. | Закреплять умение конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. | Стихотворение Познавательная беседа «Почему самолёт летает?» Дидактическая игра «Найди отличия» Рассматривание иллюстраций. Проектирование конструкции. Конструирование по замыслу. |
5.7. Сборка транспорта по условиям. Катер. | Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением, конструировать по условиям. | Познавательная беседа «Водный транспорт» Дидактическая игра «Логические цепочки» Решение проблемных ситуаций «Особенности строения водного транспорта» Рассматривание иллюстраций. Конструирование по условиям. |
5.8. Сборка транспорта по замыслу. Водный транспорт. | Закреплять умение передавать характерные особенности постройки средствами конструктора. Развивать фантазию, воображение. | Стихотворение. Дидактическая игра «Продолжи ряд» Показ слайдов. Проектирование будущей постройки. Конструирование по замыслу. |
5.9. Создание сказочного средства передвижения. | Создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов. | Стихотворение. Дидактическая игра «Найди отличия» Рассматривание иллюстраций. Проектирование конструкции. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
5.10. «В гости к Самоделкину» | Закреплять умение передавать характерные особенности постройки средствами конструктора. | Стихотворение. Дидактическая игра «Продолжи ряд» Показ построек детей (слайды). Проектирование будущей постройки. Конструирование по замыслу. |
| ||
Конкурс «Чудесный LEGO град» | Закреплять у детей умение обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности. Определить уровень познавательной активности в области конструирования и моделирования. | Стихотворение. Загадки. Дидактические игры. Подвижные игры. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
Содержание тем учебного курса
2-ой год обучения (6 лет - 7 лет)
№ занятия | Программное содержание | Методические приёмы |
| ||
Историческое животное | Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. | Загадка. Развивающая игра «Собери такую же» Исследование «Сравни» Просмотр слайдов «Постройки LEGO» Конструирование по образцу. |
1.2. Динозавры | Дать детям представления о происхождении динозавров. Познакомить с названиями динозавров, особенностями строения. Развивать познавательный интерес. | Познавательная беседа «Кто такие динозавры?» Просмотр слайдов «Динозавры» Дидактическая игра «Разложи по местам» Моделирование динозавра по условиям. |
1.3.Летающие динозавры | Продолжать знакомить детей с динозаврами. Развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности, функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. | Познавательная беседа «Виды динозавров» Решение проблемных ситуаций: «Как построить летающего динозавра?» Дидактическая игра «Заполни пустое место» Упражнение «Скрепляй как я» Моделирование по иллюстрации. |
1.4. Моделирование сказочного персонажа Змей Горыныч | Развивать умения самостоятельно составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы. | Упражнение «Не ошибись!» Загадка. Дидактическая игра «Логические цепочки» Решение проблемных ситуаций: «Как закрепить три головы?» Моделирование по творческому замыслу. |
| ||
2.1. Проектирование роботов | Познакомить детей с историей работотехники. Упражнять в создании схем и чертежей. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. | Познавательная беседа «История развития робототехники» Дидактическая игра «Придумай робота» Рассматривание видов роботов. Решение проблемных ситуаций «Как изобразить графически будущую модель робота?» Исследование образца. Создание схемы робота. Моделирование по условию. |
2.2.Моделирование роботов | Учить детей различным способам комбинирования деталей используя подвижные механизмы. Введение правила чередования деталей. Развитие логического мышления. Развивать творческую инициативу. | Дидактическая игра «Почини робота» Познавательная беседа «Для чего нужны роботы?» Решение проблемных ситуаций «Как сделать подвижный механизм»» Рассматривание объектов. Конструирование по замыслу. |
2.3. Проект «Роботы исследуют необитаемую планету» (начало) | Познакомить с профессией робототехник. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. | Познавательная беседа «Кто такой робототехник?» Решение проблемных ситуаций «Почему робот должен двигаться?» Дидактическая игра «Отыщи путь роботу» Проектирование. Конструирование по замыслу. |
2.4. Проект «Роботы исследуют необитаемую планету» (конец) | Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. | Познавательная беседа «Необитаемая планета» Решение проблемных ситуаций «Почему робот должен двигаться?» Проектирование Конструирование по замыслу Исследование планеты. |
3.Тема: Проект «Сказка о царе Салтане» | ||
3.1. 33 Богатыря. | Развивать ассоциативное мышление. Развивать умение анализировать образец, подбирать соответствующие детали, прочно соединять их, по возможности использовать подвижные механизмы. | Познавательная беседа «Сказочные герои» Дидактическая игра «Догадайся» Решение проблемных ситуаций «Влияние цвета деталей на результат постройки» Рассматривание иллюстраций. Конструирование по условиям. |
3.2. Волшебные терема царя Салтана | Освоение навыков передачи характерных образов средствами конструктора. Развитие чувства симметрии и чувства цвета. | Дидактическая игра «Будь внимателен!» Решение проблемных ситуаций «Влияние цвета деталей на результат постройки» Рассматривание иллюстраций. Конструирование по замыслу. |
3.3. Флот царя Салтана | Развивать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности. Стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу. | Стихотворение. Познавательная беседа «Почему плавают корабли?» Решение проблемных ситуаций «Определение центра равновесия» Дидактическая игра «Найди отличия» Рассматривание образцов, иллюстраций. Конструирование по замыслу. |
3.4. Проект Сказка о царе Салтане (Итог) | Развивать умения самостоятельно составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы. | Чтение художественной литературы. Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» Проектирование сюжетной композиции. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
4. Тема: Проект «Детская площадка» | ||
4.1. Проектирование детской площадки | Развивать способности к анализу и синтезу. Развивать умения самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Развивать фантазию, воображение. | Дидактическая игра «Разноцветная дорожка» Познавательная беседа «Безопасность детской площадки» Решение проблемных ситуаций «Как придать устойчивость постройке?» Рассматривание образцов. Конструирование по условиям. |
4.2. Моделирование детской площадки | Учить детей различным способам комбинирования деталей используя подвижные механизмы. Способствовать детскому экспериментированию. Развитие логического мышления. Развивать творческую инициативу. | Стихотворение Дидактическая игра «Почини карусель» Познавательная беседа «Для чего нужны детские площадки?» Решение проблемных ситуаций «Как сделать подвижный механизм»» Проектирование сюжетной композиции. Рассматривание объектов. Конструирование по замыслу. |
4.3. Карусель | Учить соединять крутящийся механизм карусели. Введение правила чередования деталей. Развитие логического мышления. | Чтение художественной литературы. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Рассматривание иллюстраций, образцов. Конструирование по образцу. |
4.4. Моделирование детской площадки | Учить детей различным способам комбинирования деталей используя подвижные механизмы. Развивать умение детей работать в коллективе, договариваться о будущей постройке, представлять, какие детали лучше использовать для её создания. | Загадка. Познавательная беседа «Любимые игры детей» Решение проблемных ситуаций «Устойчивость постройки» Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
| ||
5.1. LEGO - фантазёры | Развивать познавательный интерес к творческому моделированию и конструированию, умение управлять своей деятельностью, закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели. | Дидактическая игра «Бывает – не бывает» Познавательная беседа «Что такое чудо?» Решение проблемных ситуаций «Как передать движение в постройке?» Рассматривание иллюстраций. Конструирование по замыслу. |
5.2. LEGO-Загадки | Создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов. | Стихотворение Дидактическая игра «Сосчитай» Рассматривание иллюстраций. Показ слайдов. Проектирование сюжетной композиции. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
5.3. LEGO Мастера | Развивать детское творчество, конструкторские способности, самостоятельно организовывать работу, закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели. | Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи..» Показ слайдов. Проектирование собственной постройки. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
| ||
6.1. Бронетранспортёр | Учить создавать модели реальных объектов, выделять основные части объекта, их назначение. Закреплять умение конструировать часть объекта по схеме с последующим достраиванием по собственному замыслу. | Чтение художественной литературы. Познавательная беседа «Военная техника» Дидактическая игра «Найди похожее» Рассматривание образцов, иллюстраций. Конструирование по условиям. |
6.2. Самолёт | Развивать познавательный интерес. Учить создавать модели реальных объектов, выделять основные части объекта, их назначение. Закреплять умение конструировать часть объекта по схеме с последующим достраиванием по собственному замыслу. | Стихотворение Познавательная беседа «Покорители неба» Решение проблемных ситуаций «Симметрия в конструкции самолёта» Дидактическая игра «Чего не хватает?» Рассматривание иллюстраций. Проектирование постройки. Конструирование по условиям. |
6.3. Боевой корабль | Закреплять у детей умение заранее обдумывать характер будущей постройки, определять особенности. Закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели. | Дидактическая игра «Логические цепочки» Познавательная беседа «Морской патруль» Решение проблемных ситуаций «Моделирование кормы» Показ слайдов. Конструирование по условиям. |
6.4. Ракетная установка | Учить конструировать часть объекта по схеме с последующим достраиванием по собственному замыслу. | Стихотворение Дидактическая игра «Будь внимательным» Решение проблемных ситуаций «Как превратить машину в ракетную установку?» Рассматривание иллюстраций Конструирование по условиям. |
| ||
7.1. Загадочный космос | Обучить анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа. Упражнять в создании схем и чертежей. | Загадки. Познавательная беседа «Покорители космоса» Дидактическая игра «Бывает – не бывает» Показ слайдов. Конструирование по замыслу. |
7.2. Ракета | Развивать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности. Стимулировать конструктивное воображение. | Стихотворение Дидактическая игра «Чего не хватает?» Рассматривание иллюстраций. Проектирование постройки. Конструирование по замыслу. |
7.3. Летающая тарелка | Развивать познавательную и исследовательскую активность и навыки работы с различными источниками информации. | Познавательная беседа «Устройства для покорения космоса» Решение проблемных ситуаций «Как придать круглую форму?» Рассматривание иллюстраций. Проектирование постройки. Конструирование по условиям. |
7.4. Орбитальная станция | Развивать познавательный интерес, умения самостоятельно составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы. | Стихотворение Познавательная беседа «Где живут космонавты в космосе?» Дидактическая игра «Найди отличия» Рассматривание иллюстраций. Проектирование конструкции. Конструирование по замыслу. |
| ||
8.1. Проект города. | Обучить анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа. Упражнять в создании схем и чертежей. | Познавательная беседа «Кто создает проекты городов?» Дидактическая игра «Логические цепочки» Рассматривание иллюстраций. Создание схем и чертежей. Конструирование по замыслу площади города. |
8.2. Современные дома. | Закреплять умение передавать характерные особенности современных построек средствами конструктора. | Стихотворение. Дидактическая игра «Продолжи ряд» Показ слайдов. Проектирование будущей постройки. Конструирование по замыслу. |
8.3. Современные магазины. | Развивать познавательный интерес, умения самостоятельно составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы. | Стихотворение. Дидактическая игра «Найди отличия» Рассматривание иллюстраций. Проектирование конструкции. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
8.4. Музеи, театры, библиотеки | Закреплять умение передавать характерные особенности постройки средствами конструктора. | Стихотворение. Дидактическая игра «Продолжи ряд» Показ построек (слайды). Проектирование будущей постройки. Конструирование по замыслу. |
8.5. Современные школы и детские сады. | Развивать познавательный интерес, умения самостоятельно составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы. | Стихотворение Дидактическая игра «Чего не хватает?» Рассматривание иллюстраций. Проектирование постройки. Конструирование по замыслу. |
8.6. Парки и скверы. | Развивать познавательный интерес, умения самостоятельно составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы. | Дидактическая игра «Логические цепочки» Познавательная беседа «Для чего в городе парки и скверы?» Решение проблемных ситуаций «Моделирование деревьев» Показ слайдов. Конструирование по замыслу. |
8.7. Городской транспорт | Закреплять у детей умение заранее обдумывать характер будущей постройки, определять особенности. Закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели. | Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи..» Показ слайдов. Проектирование собственной постройки. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
8.8.Итог проекта «Город будущего» | Создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов. | Стихотворение. Загадки. Дидактические игры. Подвижные игры. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором |
9.Тема: Культурно-досуговая деятельность | ||
Конкурс «День Самоделкина » | Закреплять у детей умение заранее обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности. Определить уровень познавательной активности в области конструирования и моделирования. | Стихотворение. Загадки. Дидактические игры. Подвижные игры. Конструирование по замыслу. Сюжетные игры с конструктором. |
Диагностический инструментарий
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений по методике Е.В. Фешиной из методического пособия «LEGO-конструирование в детском саду».
Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
Уровни сформированности знаний, умений и навыков
по LEGO-конструированию у детей 5лет -6 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. |
Уровни сформированности знаний, умений и навыков
по LEGO-конструированию у детей 6 лет -7 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «высокий».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «средний».Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «низкий».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «высокий» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «средний», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «низкий», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
Информационно-методическое обеспечение
Оборудование для дополнительной образовательной деятельности
Мольберт
Ноутбук
Электронные пособия
Сортировочные контейнеры для деталей
Индивидуальные доски для моделирования
Наборы конструкторов для каждого ребёнка
Набор LEGO «Большая ферма»
Набор «Первые конструкции»
Набор «Карусель»
Набор «Городская жизнь LEGO»
Альбомы: «Мои первые конструкции», «Строительные машины»,«Сказочные и исторические персонажи LEGO»,
Карты – схемы для конструирования.
Иллюстрации по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Сказочные герои», «Транспорт», «Архитектура зданий» и т.д.
Общественный и муниципальный транспорт
Программное обеспечение и набор заданий LEGO «Построй свою историю»
Набор «Учись учиться»
Набор LEGO «Первые механизмы»
Комплект заданий к набору «Первые механизмы»
Методическое обеспечение программы
1. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]/ А.Н. Давидчук. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
2. Емельянова, И.Е., Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов [Текст]/ А.Н. Емельянова, Ю.А. Максаева – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
3. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]/ Л,В. Куцакова. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
5. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст]/ Т.В. Лусс. – М.: ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
6. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст]/ Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2012. - 80 с.
7. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab): учебно-методическое пособие [Текст]/ Е.А. Рыкова. – СПб, 2001, - 59 с.
8. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 [Текст]/ Г.А. Селезнёва. – М., 2007г .- 58с.
9. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов [Текст]/ Е.В. Фешина. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Электронные ресурсы:
- Антонова, Н. В. Роль детского конструктора в развитии детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей и родителей о разновидности и пользе конструктора для детей. [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/11/25/rol-detskogo-konstruktora-v-razvitii-detey, свободный. Дата обращения: 29.11.2016
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta Материалы развивающего обучения дошкольников. [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school,свободный. Дата обращения: 29.11.2016
- https://www.youtube.com/watch?v=uu8zNJ2CAb4
Приложение 1
Диагностическая карта сформированности знаний, умений и навыков
по LEGO-конструированию у детей 5 лет - 6 лет
ФИ ребенка | Интерес к данному виду деятельности | Называет все детали конструктора | Строит | Умеет | Работает | ||||||
по образцу | по схемам | по инструкции | по творческому замыслу | анализировать постройку, выделяя части целого | планировать предстоящую постройку | обыгрывать постройку | подгруппами | команде | |||
Диагностическая карта сформированности знаний, умений и навыков
по LEGO-конструированию у детей 6 лет - 7 лет
ФИ ребенка | Интерес к данному виду деятельности | Строит | Умеет | Работает в | |||||||||
по образцу | по схемам | по инструкции | по творческому замыслу | сложные постройки | анализировать постройку, выделяя части целого | планировать предстоящую постройку | составлять рассказ о постройке | обыгрывать постройку | подгруппами | команде | над проектами | ||
Приложение 2
Дидактические игры
Название игры | Цель игры | Оборудование | Ход игры |
«Найди кирпичик, как у меня» | Закреплять цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник) | Кирпичики LEGO красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4) | В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь. |
«Разложи по цвету» | Закреплять цвет деталей LEGO-конструктора | Кирпичики LEGO всех цветов (2х2), 4 коробки | Дети по команде педагога раскладывают кирпичики LEGO по коробкам. |
«Найди такую же деталь, как на карточке» | Закреплять названия деталей LEGO-конструктора | Карточки, детали LEGO-конструктора, плата. | Дети по очереди берут карточку с чертежом детали LEGO-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки. |
«Таинственный мешочек» | Учить отгадывать детали конструктора на ощупь | Наборы деталей конструктора, мешочек | Педагог держит мешочек с деталями конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь. Отгадывают и всем показывают. |
«Светофор» | Закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память | Кирпичики LEGO красного, желтого, зеленого цвета. | 1-й вариант Педагог - «светофор», дети - «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут. 2-й вариант На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте. |
«Запомни расположение» | Развивать внимание, память | Набор LEGO-конструктор, платы у всех игроков | Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим. |
«Найди постройку» | Развивать внимание, наблюдательность, учить соотносить изображенное на карточке с постройками. | Карточки, постройки, коробочка | Дети по очереди достают карточку из коробочки, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается. Берет вторую карточку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»
Новизна программы «Учимся, играя» заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, адаптированных к условиям работы. Программа основана на игровом методе с учё...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Поющие сердечки"
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, направлена на развитие голосовых данных, воспитание художественного...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дош...
- Мне нравится (1)