Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников
Дополнительная общеразвивающая программа для детей
старшего дошкольного возраста
«Ручной труд»
Составитель:
Демина Е.А.
Кемерово
2014
Пояснительная записка
Направленность программы «Ручной труд» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дошкольный возраст (5-7 лет), является открытой к изменениям, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Новизной и отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является то, что программа ориентирована на применение разных видов ручного труда с использованием разнообразных материалов, в том числе нетрадиционных и бросового (лепка, аппликация, конструирование). Практические задания способствуют развитию у детей творческого воображения, любознательности, наблюдательности, пространственных представлений, познанию свойств различных материалов, овладению разнообразными способами практических действий, приобретению ручной умелости и появлению созидательного отношения к окружающему.
Целесообразность в создании данной программы в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления лепка и ручной труд, так же как игра, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
· желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
· желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Актуальность программы. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Данная работа очень интересна для детей. Она способствует овладению взаимосвязными способами преобразующей деятельности, а так же становлению продуктивно-мыслящей личности ребенка. В процессе художественно-творческой деятельности решаются основные задачи и усваиваются новые умения и навыки, которые в дальнейшем дети смогут применить в своих творческих работах.
Цель программы: Развитие творческой деятельности дошкольников через ручной труд с использованием нетрадиционного материала.
Задачи программы:
· Формирование интерес дошкольников к художественной деятельности
· развитие эстетического восприятия художественного вкуса;
· развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;
· обучение детей приемам и способам выполнения работ из различного материала;
· развитие воображения, мышления и творческой деятельности.
Планируемые результаты обучения:
· овладением умение договариваться о совместной работе, ее содержании;
· приобретение практических навыков работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
· овладение умением планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
· овладение умением радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Принципы построения педагогического процесса.
· От простого к сложному
· Системность работ
· Принцип тематических циклов
· Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
· Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
· Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок;
· Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Программой предусмотрено, перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребята привлекаются к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают процесс занятий еще более увлекательным, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Формы работы с детьми:
Занятия (Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях). Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия.
Выставки.
Основные направления, реализуемые в программе:
1. Обрывная аппликация
2. Ватные диски
3. Поделки из макарон
4. Аппликация из поролоновых губок
5. Поделки из природного материала
6. Поделки из круп
7. Рисование «ладошками»
8. Поделки из цветной бумаги
9. Лепка из соленого теста
Критерии качества освоения ребенком программного материала
· Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
· Владеет приемами работы с различными материалами.
· Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
· Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
· Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
· Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
· Выполняет работу по замыслу.
· Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
· Использует в работе разные способы ручного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-setka_zanyatiy.docx | 45.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-СЕТКА ЗАНЯТИЙ СТАРШАЯ ГРУППА
ОКТЯБРЬ «Природный материал»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Птица» | Осенние листья, клей-карандаш, ножницы, белая бумага |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Старичок-лесовичок» | Шишка, пластилин, стеки для пластилина |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Осеннее дерево» | Белая бумага, коричневая цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, листья |
| 30 мин. |
4 занятие. | «Лесные грибочки» | Веточки, скорлупа грецкого ореха, гуашь, пластилин |
| 30 мин. |
НОЯБРЬ «Веселые ладошки»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Собачья мордашка» | Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Петушок» | Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Бабочка» | Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть |
| 30 мин. |
4 занятие. | «Цветочки» | Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть |
| 30 мин. |
ДЕКАБРЬ «Поделки из ватных дисков»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Зайка» | Ватные диски, ножницы, клей ПВА, фломастеры, картонная основа |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Снеговик» | Ватные диски, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисть, картонная основа |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Барашки» | Ватные диски, ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картонная основа |
| 30 мин. |
4 занятие. | «Гусеница» | Ватные диски, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисть, картонная основа |
| 30 мин. |
ЯНВАРЬ «Обрывная аппликация из цветной бумаги»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Березка» | Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Яичница» | Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа (в форме сковороды) |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Цветик-семицветик» | Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа |
| 30 мин. |
4 занятие. | «Бабочка» | Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа |
| 30 мин. |
ФЕВРАЛЬ «Солёное тесто»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Рукавичка» | Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Подсолнух» | Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Черепашка» | Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки |
| 30 мин. |
4 занятие. | «Мышка-норушка» | Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки |
| 30 мин. |
МАРТ «Пластилинография»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Костёр» | Пластилин, картон |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Ваза с цветком» | Пластилин, картон |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Подснежник» | Пластилин, картон |
| 30 мин. |
4 занятие. | «Скворечник» | Пластилин, картон |
| 30 мин. |
АПРЕЛЬ «Поделки из салфеток»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Лебедь» | Синий картон, салфетки, клей ПВА, ножницы |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Мимоза» | Коричневый картон, салфетки, клей ПВА, ножницы |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Рябина» | Картон, салфетки, клей ПВА, ножницы |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Натюрморт» | Картон, салфетки, клей ПВА, ножницы |
| 30 мин. |
ПЛАН-СЕТКА ЗАНЯТИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ОКТЯБРЬ «Природный материал»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Лодочка» | Скорлупа грецкого ореха, веточки, осенний лист, пластилин |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Домик» | Веточки, клей ПВА |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Птичка» | Осенние листья, клей-карандаш, картонная основа, фломастеры |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа. «Аквариум» | Ватман, осенние листья, фломастеры, клей-карандаш |
| 30 мин. |
НОЯБРЬ «Поделки из пищевых круп»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Цыпленок» | Пшено, клей ПВА, картонная основа (с нарисованным цыпленком) |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Ежик» | Коричневый пластилин, семечки, горох для носика и глаз |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Панда» | Черная и белая фасоль, клей ПВА, картонная основа (с нарисованной пандой) |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа. «Бабочка» | Горох, гречка, кукуруза, тыквенные семечки, клей ПВА, ватман с нарисованной бабочкой |
| 30 мин. |
ДЕКАБРЬ «Макаронное настроение»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Гирлянда» | Макароны (рожки, перышки), нить, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Ежик» | Макароны-спагетти, пластилин, бусинки |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Ёлка» | Макароны, картон, клей ПВА, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Снегопад» | Макароны, гуашь, клей ПВА, ватман, кисть |
| 30 мин. |
ЯНВАРЬ «Яичная скорлупа»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Сугроб» | Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, картон, гуашь |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Снеговик» | Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, картон, гуашь |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Солнышко» | Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, картон, гуашь |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Зимний лес» | Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, ватман, гуашь |
| 30 мин. |
ФЕВРАЛЬ «Техника монотипии»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Бабочка» | Бумага, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Букет цветов» | Бумага, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Портрет» | Бумага, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
4 занятие. | Свободная тема | Бумага, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
МАРТ «Аппликация из поролоновых губок»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Солнышко» | Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Весенние цветы» | Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Мамин портрет» | Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Яблоня» | Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
АПРЕЛЬ «Поделки из ниток»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Капитошка» | Шерстяные нитки, цветная бумага, ножницы. клей ПВА, кисть |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Цветок» | Картон, шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, кисть |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Бабочка» | Картон, шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, кисть |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Ваза с цветами» | Ватман, шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, кисть |
| 30 мин. |
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия | Количество занятий | Количество часов |
1. | Природный материал | 8 | 4 ч. |
2. | Веселые ладошки | 4 | 2 ч. |
3. | Поделки из ватных дисков | 4 | 2 ч. |
4. | Обрывная аппликация из цветной бумаги | 4 | 2 ч. |
5. | Солёное тесто | 4 | 2 ч. |
6. | Пластилинография | 4 | 2 ч. |
7. | Поделки из салфеток | 4 | 2 ч. |
8. | Поделки из пищевых круп | 4 | 2 ч. |
9. | Макаронное настроение | 4 | 2 ч. |
10. | Яичная скорлупа | 4 | 2 ч. |
11. | Техника монотипии | 4 | 2 ч. |
12. | Аппликация из поролоновых губок | 4 | 2 ч. |
13. | Поделки из ниток | 4 | 2 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста
1. Пояснительная запискаДошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Волшебная кисточка»(4-7лет)в соответствии с ФГОС ДО.
Программа для детей ДОУ "Волшебная кисточка"(4- 7 лет). Программа имеет 3 цикла ....
Дополнительная общеразвивающая программа для старшего дошкольного возраста "ТИКО-фантазёры"
Программа "ТИКО-фантазёры"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА И ТАНЕЦ» срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет)
Цель Программы: формирование общей культуры личности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром сре...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...
Интегрированное занятие «Тайна третьей планеты» по дополнительной общеразвивающей программе «ДОБРОмульт». Старший дошкольный возраст.
Интегрированное занятие «Тайна третьей планеты» по дополнительной общеразвивающей программе «ДОБРОмульт»...