Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
рабочая программа по обж (подготовительная группа) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с группой детей в количестве 10-12 человек в объединении по интересам " Светофорик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_svetoforik.docx | 85.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста
«Светофорик»
Составитель:
Воспитатель
О.Ю.Слепкова
Берёзовский городской округ 2017
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
- Учебный план………………………………………………………………………………9
- Учебно-тематический план……………………………………………………………………………..12
- Содержание программы……………………………………………………………………...22
- Критерии, показатели результативности реализации программы……………………………………………………………………...29
- Информационно-методическое обеспечение…………………………………….................................................30
- Приложение 1
(Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения)………………………………………………………………………32
Приложение 2 (Диагностика)…………………………………………………………………..35
Пояснительная записка
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа «Светофорик» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Светофорик» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Устав учреждения.
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.
4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Задачи:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД)
Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.
Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения с детьми старшей и подготовительной к школе группы и позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Формы обучения :
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Условия реализация программы:
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении (настольный)
2. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
3. Методический инструментарий.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте от 5-7лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, что составляет 36 часов. Подгрупповая (12 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» для детей старшего дошкольного возраста, что составляет 25-30 минут.
Планируемы результаты
1. Развитие компетентного подхода: совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения ПДД, а также ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
2. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
3.Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
4. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
5. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
2.Учебный план
1 год обучения
№ | Название разделов | всего часов |
из них | |
теория | практика | |||
1 | Участники дорожного движения | 8 | 2 | 6 |
2 | Виды пешеходных переходов | 2 | 1 | 1 |
3 | Светофор и его сигналы | 2 | 1 | 1 |
4 | Дорожные знаки | 8 | 3 | 5 |
5 | Виды транспорта | 2 | 1 | 1 |
6 | Мы пассажиры | 2 | 1 | 1 |
7 | На загородной дороге | 3 | 2 | 1 |
8 | Безопасные места для детских игр | 2 | 1 | 1 |
9 | Праздники, развлечения «Мы знаем правила дорожного движения». | 5 | 1 | 4 |
10 | Экскурсия к пешеходному переходу (закрепление пройденного материала) | 2 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 36 | 13 | 23 |
Учебный план 2 год обучения
№ | Название разделов | всего часов |
из них | |
теория | практика | |||
1 | Улица полна неожиданностей | 3 | 1 | 2 |
2 | Транспорт | 5 | 1 | 4 |
3 | Помощники на дороге | 3 | 1 | 2 |
4 | Дорожные знаки | 5 | 2 | 3 |
5 | Поведение в автомобиле | 2 | 1 | 1 |
6 | Мы водители | 5 | 1 | 4 |
7 | Пусть дорога станет безопасной | 3 | 1 | 2 |
8 | Праздники, развлечения «Мы знаем правила дорожного движения». | 5 | 1 | 4 |
9 | Практические занятия в комнате ПДД (закрепление пройденного материала) | 5 | 1 | 4 |
ИТОГО: | 36 | 10 | 26 |
3.Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Название раздела | Программное содержание | ||
Сентябрь | часы | |||
1. | Участники дорожного движения | Знакомство с категориями участников дорожного движения, особенностями их поведения с точки зрения безопасности. | 1 | |
2. | В стране Светофории | Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, уточнить названия некоторых знаков, воспитывать толерантное отношение к другим людям, воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. | 1 | |
3. | Правила дорожного движения | Воспитательные: воспитание внимательного отношения к людям, уважения к профессии полицейского. Образовательные: познакомить детей с правилами перехода дороги, со знаками дорожного движения, с функциями, которые выполняет регулировщик дорожного движения, с основными сигналами светофора. Развивающие: формирование у детей представления о безопасном поведении на улице, развитие внимания, закрепления представления о правой и левой сторонах. | 2 | |
4. | Дорожная азбука | Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Развивать речевые умения детей в процессе коммуникации со сверстниками: обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность и координировать действия. Развивать психологические функции: мышление, память, ориентировку в пространстве. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на улице. | 1 | |
Октябрь | ||||
1. | «Мы-участники дорожного движения» | Воспитательные: -Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность на дороге. 2. Образовательные: -Закрепить у детей знания правил дорожного движения; -Расширить представления о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход». Закреплять знания о работе светофора. 3. Развивающие: -Развивать умение правильно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах; | 1 | |
2. | «Движение в тёмное время суток» | Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода в тёмное время суток и пассажира транспортного средства. | 1 | |
3. | «Знатоки дорожного движения» | Привлечение внимания воспитанников к изучению правил дорожного движения; развития внимания, наблюдательности, логического мышления; воспитание уважительного отношения к ПДД, чувства ответственности | 1 | |
4. | « Я - пешеход» | Познакомить детей с улицей, её особенностями: тротуаром и её проезжей частью, с правилами поведения на дороге, с видами пешеходных переходов (подземный, надземный, наземный, закрепить знания значений сигналов светофора, дорожных знаков (пешеходный переход). Воспитывать желание соблюдать осторожность, заботится о своей безопасности. | 2 | |
Ноябрь | ||||
1. | «Три сигнала светофора» | Обучающая: Познакомить детей с жёлтым сигналом светофор и местом его расположения. Развивающая: Закрепить знания детей о светофоре и назначении цветов, продолжить работу по ознакомлению с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. Воспитывающая: Воспитывать интерес детей к занятию. | 1 | |
2. | «Светофор» | Воспитывать интерес к занятию, желанию знать и соблюдать правила дорожного движения; знакомить детей с назначением светофора и его сигналов;знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД и с назначением его жестов;развивать умение ориентироваться на сигналы регулировщика; развивать у детей внимание и произвольность;активизировать использование в речи пространственных предлогов и наречий. | 1 | |
3. | «Дорожные знаки-наши верные друзья» | Закрепить знания о безопасном поведении на улицах и проезжей части; совершенствовать представления о дорожных знаках и видах транспорта; способствовать созданию положительного эмоционального настроения. | 1 | |
4. | «Дорожные знаки – наши друзья и правила улицы помни всегда» | Учить детей различать дорожные знаки по цветовой гамме и форме;формировать систему знаний о дор. знаках и ПДД; развивать познавательные интересы, логическое мышление, память, наблюдательность; воспитывать дисциплинированность, организованность; формировать культуру поведения на улице и дороге; повышать уровень речевого развития. | 1 | |
Декабрь | ||||
1. | «Путешествие в страну дорожных знаков» | Выявить уровень знаний у детей по ПДД. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, о светофоре. Формировать у детей среднего возраста знания о культуре поведения на дороге. Закрепить умение детей правильно строить и употреблять в речи сложные предложения. Продолжать развивать навыки коллективной работы, умение решать поставленные задачи и работать в команде, согласовывать свои действия. Воспитывать чувства взаимопомощи и поддержки. | 1 | |
2. | «Три чудесных цвета» | Продолжать воспитывать у детей культуру поведения на улице. Учить не нарушать правила дорожного движения, иначе может случиться непоправимое. Закрепить знания о знаках дорожного движения: железнодорожный переезд со шлагбаумом, животные на дороге, въезд запрещен. Уметь подробно описать знак и его назначение. Познакомить со стихотворением «Три чудесных света». Закрепить представление о светофоре и его сигналах. | 1 | |
3. | «Дорожные знаки» | Закрепить понятие о светофоре и правилами дорожного движения.Познакомить с дорожными знаками (пешеходный переход, место остановки автобуса, движение пешеходов запрещено, подземный пешеходный переход);формировать умение детей связно отвечать на вопросы, совершенствовать интонационную выразительность речи. Формировать умение закрашивать рисунки кистью. Воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения. | 1 | |
4. | «В стране дорожных знаков» | Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса. | 1 | |
Январь | ||||
1. | «Разные виды транспорта» | Познакомить детей с разным видом транспорта; | 1 | |
2. | «Мы едем,едем,едем» | Создать условия для расширения знаний детей о транспорте, классификация транспорта. Содействовать воспитанию у детей партнерских отношений. Научить сравнивать виды транспорта. Воспитывать внимательность на улице, умение соблюдать правила движения. | 1 | |
3. | « Мы - пассажиры» | Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепить знания о видах транспорта. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. | 1 | |
Февраль | ||||
1 | «Путешествие в большом городе» | Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте. Формировать знания о видах транспорта. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. | 1 | |
2. | «На загородной дороге» | привитие навыков безопасного поведения на дороге в зимний период. | 1 | |
3. | «Путешествие Красной Шапочки» | Дать понятия загородной дороги, познакомить с правилами движения пешеходов и транспорта на загородных участках дороги. Развивать умение анализировать дорожную ситуацию, совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями повседневной жизни, внимательность. Закрепить знания о правилах перехода улицы. | 1 | |
4. | «Путешествие в Простоквашино» | Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. | 1 | |
Март | ||||
1 | «Школа пешеходных наук» | Продолжать формировать умение детей применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Закреплять у детей представление о дорожных знаках, светофоре, тротуаре и других атрибутах, связанных с правилами дорожного движения. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными. | 1 | |
2. | «Дорога - не место для игр» | Учить безопасному поведению на улице, играть в местах, отведённых для игр. | 1 | |
3. | «Улицы города» | Расширять представления о ближайшем окружении; закреплять навыки безопасного поведения на улице. | 1 | |
4. | «Друзья Цветика Семицветика» | Совершенствовать представление о дорожных знаках ;развивать умение ориентироваться в дорожных ситуациях; способствовать созданию положительного эмоционального настроения. | 1 | |
Апрель | ||||
1 | «Знает вся моя семья, знаю ПДД и Я» | Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах; закрепить знания о значении сигналов светофора и дорожных знаках. Уточнить представление о транспорте. Развивать внимание, быстроту реакции, связную речь. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения. | 1 | |
2. | «Путешествие в страну Светофорию» | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о работе светофора и правилах перехода через дорогу; отрабатывать умение выполнять различные виды ходьбы и бега; выполнять совместные движения с родителями в игровых упражнениях и подвижных играх. | 1 | |
3. | «Маршрут для Маши» | Формировать умение составлять маршрут «Твой дом — детский сад» | 1 | |
4. | «Герои стихов Агнии Барто на дороге» | знакомить детей с правилами дорожного движения, Различать проезжую часть дороги и тротуар, Понимать значение сигналов светофора, Формировать первичные представления о безопасном поведении на дороге, Закреплять знания о транспорте. | 1 | |
Май | ||||
1. | «В гостях у Светлячка» | формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, привлекать внимание родителей к проблемам детского дорожного транспортного травматизма. | 1 | |
2. | Экскурсия «Наблюдаем за светофором» | Закрепить знания детей о том, что светофор управляет сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение правильно реагировать на сигналы светофора. | ||
3. | Экскурсия «Знакомство с улицей и дорогой» | Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. Развивать наблюдательность. | ||
Всего занятий: | 36 |
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ | Название раздела | Программное содержание | ||
Сентябрь «Улица полна неожиданностей» (3ч) | часы | |||
1. | Улица полна неожиданностей | Диагностика Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. | 1 | |
2. | Наша улица | Систематизировать знания об устройстве улицы, дорожном движении. Закрепить правила дорожного движения. | 2 | |
Октябрь «Транспорт» (5ч) | ||||
1. | История транспорта | Расширять знания об истории транспорта, развивать умение находить сходство и различие старинного и современного транспорта. | 2 | |
2. | Кто больше знает | Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения на дороге. | 1 | |
3. | Велосипед | Знакомить с историей создания велосипеда, расширять представления о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста. | 1 | |
4. | Перекресток | Расширять знания о перекрестке. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. | 1 | |
Ноябрь «Помощники на дороге» (3ч) | ||||
1. | Работа сотрудника ГИБДД | Уточнить представления воспитанников о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов. | 1 | |
2. | Дорожные знаки | Расширять знания о дорожных знаках, систематизировать знания о видах знаков запрещающие, предупреждающие, информационные. | 1 | |
3. | Безопасное поведение на улице в зимний период | Систематизировать представления воспитанников о правилах поведения на улице. | 1 | |
Декабрь «Дорожные знаки» (5ч) | ||||
1. | Запрещающие | Закрепить знания о дорожных знаках «Движение пешеходов запрещено». | 1 | |
2. | Предупреждающие | Закрепить знания о предупреждающих дорожных знаках. | 1 | |
3. | Информирующие | Закрепить знания об информирующих дорожных знаках. | 1 | |
4. | «В стране дорожных знаков» | Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса. | 2 | |
Январь « Поведение в транспорте» (3ч) | ||||
1. | Автомобиль не для игры | Знакомить детей с произведениями по правилам дорожного движения, умение адекватно оценивать поступки героев. | 1 | |
2. | Мы пассажиры | Продолжать знакомить воспитанников с правилами поведения в транспорте. | 1 | |
3 | Практическое занятие, вождение на велосипедах, самокатах | Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике водителя. | 1 | |
Февраль «Мы водители» (5ч) | ||||
1 | Твой велосипед | Знакомить с правилами перехода проезжей части на велосипеде. Закрепить знания о дорожных знаках для велосипедистов. | 2 | |
2. | Идем в гости | Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения. | 1 | |
3. | Проект сюжетно-ролевой игры «Водители» | Обогащение опыта детей, знаниями и игровыми умениями, которые позволят им самостоятельно организовывать игру «Водители». | 2 | |
Март « Пусть дорога станет безопасной» (3ч) | ||||
1 | Безопасное движение | Учить составлять индивидуальный маршрут от дома до детского сада. Формировать умение определять местоположение по маршруту. | 1 | |
2 | Пассажиры, пешеходы будьте внимательны | Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте. Учить действовать в сложной дорожной ситуации. | 1 | |
3 | Пусть дорога станет безопасной | Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте, на улице. Формировать умение читать индивидуальный маршрут. | 1 | |
Апрель «Праздники, развлечения, акции, конкурсы» «Мы знаем правила дорожного движения». ( 5ч) | ||||
1 | «Путешествие по улицам города» | Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах; закрепить знания о значении сигналов светофора и дорожных знаках. Уточнить представление о транспорте. Развивать внимание, быстроту реакции, связную речь. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения. | 1 | |
2. | Акция «Улица и пешеходы» | Продолжать формировать у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, через пропаганду правил дорожного движения среди жителей Берёзовского | 1 | |
3. | Развлечение «Путешествие с Незнайкой» | в игровой форме закрепить знание о сигналах светофора, создать атмосферу веселья, и доброжелательности, дружеского состязания и удовольствия. | 1 | |
4. | Викторина «Дорожная азбука» | развивать интерес у детей к участию в мероприятиях совместных с родителями и способствовать накоплению эмоционально – восторженных впечатлений, приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми в ходе коллективных мероприятий, закреплять знания о назначении светофора и пешеходного перехода, применения правил дорожного движения в повседневной жизни. | 1 | |
5. | Городской конкурс «Юные инспектора дорожного движения» | Активизация деятельности отрядов ЮИД и привлечение внимания участников дорожного движения к поведению детей на пешеходных переходах, а так же к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ). | 1 | |
Май Практические занятия в комнате ПДД (закрепление пройденного материала) (4ч) | ||||
1. | «Фликер-это, без сомнения, знак дорожного движения» | Создавать условия для ознакомления детей со светоотражающими элементами на одежде и их значением для безопасности пешеходов. Способствовать закреплению умения вырезывать из квадрата круг, навыка аккуратного вырезывания и наклеивания, развитию чувства композиции, формы, цвета, пропорций. | 1 | |
2. | Перекресток. Их виды. Дорожная разметка. | Ознакомить с перекрёстками дорог и их видами, дорожной разметкой улиц и дорог, сигналами для регулировки движения, транспортными и пешеходными светофорами, сигналами светофора и регулировщика, формировать представление о безопасности дорожного движения; | 1 | |
3. | Экскурсия « Как можно ходить пешеходам по тротуару и обочине?» | Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. Развивать наблюдательность. | 1 | |
4. | Что ни шаг - дорожный знак. | В игровой форме продолжать закреплять знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. | 1 | |
Всего занятий: | 36 |
4. Содержание программы
1 год обучения
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Раздел 1: Участники дорожного движения (8 ч)
Задачи: вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасности движения; формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; расширить знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить названия основных частей улицы, их названия, назвать основные части, на которые делится улица. Учить детей, свободно ориентироваться в своём комплексе; научить находить основные общественно – бытовые здания в ближайшем окружении. Учить адекватно, реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать своё поведение в разных ситуациях.
Раздел 2: Виды пешеходных переходов (2 ч)
Задачи: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. Общее ознакомление детей с дорожными знаками (предупреждающие, предписывающие знаки).
Раздел 3: Светофор и его сигналы (2 ч)
Задачи: дать понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление, воспитывать внимательного пешехода; закрепить виды светофоров, место установки каждого вида (трёхцветный, двухцветный, с поворотом) светофора и назначение. Учить детей не только знать скрытую опасность, но и предвидеть её и уметь её использовать.
Проблемная ситуация «Помоги Торопыжке перейти дорогу». Рисование «Светофор».
Заучивание стихотворения «Три чудесных цвета».
Раздел 4: Дорожные знаки (8 ч)
Задачи: дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке. Общее ознакомление детей с дорожными знаками: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Раздел 5: Виды транспорта (2 ч)
Задачи: расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду; Знакомить детей со специальным транспортом, его особенностями строения, оборудования; дать представление о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал светофора.
Раздел 6: Мы пассажиры (2 ч)
Цель: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте; познакомить с работой кондуктора и водителя трамвая;
Дать понятие – «пассажиры», закрепить знания о правилах поведения пассажиров в общественном транспорте; закрепить умение общаться и обращаться друг к другу вежливо. Рассматривание иллюстраций, плакатов. Подвижная игра «Водители и пешеходы» Экскурсия к автобусной остановке. Проблемные ситуации «Что случится если…».Выставка детских работ«Я пассажир».
Раздел 7: На загородной дороге (3 ч)
Задачи: закреплять знания правил дорожного движения на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту, переходить дорогу в любом месте, но только убедившись, что дорога свободна.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.
Раздел 8: Безопасные места для детских игр (2 ч)
Задачи: дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности; обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Праздники и развлечения». (5 ч)
Задачи: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Экскурсия к пешеходному переходу (закрепление пройденного материала) (2 ч)
Задачи: познакомить детей с понятием «перекрёсток». Формировать понятия «можно» - «нельзя» применительно ко всем моментам, относящимся к безопасному хождению по улицам дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.
Наблюдение за средствами регулирования движения на перекрестках, за движением транспортных средств на перекрестках, за движением пешеходов на перекрестках. Выявление нарушителей правил перехода.
Практические занятия: переход улиц на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор ошибок. Подведение итогов.
Содержание программы
2 год обучения
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Раздел 1: Улица полна неожиданностей (3часа)
Основные правила поведения учащихся на улице,дороге. Мы идем в школу. Разбор конкретных маршрутов детей в детский сад. Знакомство с персонажем (мальчиком) Петей Светофоровым. Беседа: «Улица полна неожиданностей». Дидактическая игра «Правильно – неправильно».Литературный вечер (чтение стихотворений о ПДД).
Задачи:
Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Развивать умение детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу, и закрепить правило светофора. Систематизировать знания детей о дорожных знаках. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы. Закрепить умение детей собирать из частей целое – пазлы. Развитие зрительной памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Развивать умение чувствовать собственное эмоциональное состояние (с помощью рисунков).
Раздел 2: Транспорт (5 ч)
Задачи: закрепить знания о правилах дорожного движения, о светофоре, городском транспорте, его видах; дать понятие "специальный транспорт" и рассказать о том, кто на нём работает; развивать внимание, память, логическое мышление, умение классифицировать транспорт.
Беседа «Машины прошлого, настоящего, будущего».
Рассматривание иллюстраций.
Проблемная ситуация «Чем заправить транспорт».
Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего».
Раздел 3: Помощники на дороге (3часа)
Задачи: Сформировать у дошкольников умения применять правила и легко ориентироваться на улице. Расширять представления о службе сотрудников ГИБДД.
Познакомить с обязанностями сотрудника ГИБДД. Дать представление о том, что регулировщик отменяет только знаки приоритета и сигнала светофора.
Раздел 4: Дорожные знаки (5часов)
Задачи: закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков. Познакомить с дорожными знаками «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога». Учить воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями, различать дорожные знаки для водителей, велосипедистов и пешеходов.
Раздел 5: Поведение в транспорте (2 ч)
Задачи: закрепить правила поведения в транспорте и обязанности пассажиров, знание мест ожидания пассажирского транспорта. Учить детей давать оценку действий пассажира в опасных дорожных ситуациях. Ситуация общения «Мы в автобусе».
Дидактическая игра «Зверята в автобусе».Пальчиковая гимнастика «Автобус».
Раздел 6: Мы водители (5ч)
Задачи: закрепить понятие «Улица», её составные части и их назначение. Продолжать развивать умение ориентироваться на плане ближайшего окружения детского сада. Дать представление о многополосном движении. Раскрыть понятие «Площадь». Раздел 7: Пусть дорога станет безопасной (3 ч)
Задачи: закрепить умение переходить проезжую часть по переходу: посмотреть налево-направо, если не успел перейти – остановиться на «Островке безопасности» или разделительной линии. Закрепить умение ходить группой. Дать представление о том, что ходить по улице необходимо по правой стороне, вне населённых пунктов только со взрослыми, по краю обочины, навстречу движения транспорта. Воспитывать культуру перехода проезжей части.
Ситуация общения «Как дойти до детского сада». Совместная работа с родителями составление маршрута от дома до детского сада. Режиссёрская игра «Помоги Незнайке».
Раздел 8: Праздники, развлечения «Мы знаем правила дорожного движения». (2 ч)
Задачи: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Раздел 9: Практические занятия в комнате ПДД
(закрепление пройденного материала) ( 5 часов)
Задачи: познакомить детей с понятием «перекрёсток». Формировать понятия «можно» - «нельзя» применительно ко всем моментам, относящимся к безопасному хождению по улицам дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.
Наблюдение за средствами регулирования движения на перекрестках, за движением транспортных средств на перекрестках, за движением пешеходов на перекрестках. Выявление нарушителей правил перехода.
Практические занятия: переход улиц на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор ошибок. Подведение итогов.
5. Критерии, показатели, результативность реализации программы
К концу дети старшей группы
Знают все сигналы светофора и рассказывают об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;
знают дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
имеют представление об основных правилах дорожного движения, где можно переходить проезжую часть;
узнают разные виды транспорта, умеют классифицировать их: водный, воздушный, наземный, умеют объяснить их на -
значение;
называют правила поведения в транспорте, на проезжей
части, на улице.
К концу дети подготовительной группы
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения;
умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях;
сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе;
сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
Знают основные знаки и термины дорожного движения.
- Информационно-методическое обеспечение программы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2007.
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: 2005.
- Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: 2005.
- Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: 2000.
- Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. – М.: ООО София, 2008.
- Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения средняя группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г.Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года);
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 4 - 5лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Приложение 1
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Старшая группа
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога» Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения» |
Октябрь | Анкетирование родителей Фотоконкурс «Мой город» Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада Консультация для родителей «Как составить индивидуальный маршрут» Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Мы пешеходы») |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как вести себя на дороге» Консультация «Поиграем дома» (игры по правилам дорожного движения) Беседа «Спрашивайте - отвечаем» Презентации «Все работы хороши - выбирай на вкус» Привлечь родителей к помощи детям в оформлении презентаций. Прогулка к проезжей части Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Декабрь | Консультация «Зимой бег через дорогу опасен вдвойне!» Беседа «Дорожные знаки» Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» Встреча с сотрудником ГИБДД |
Январь | Конкурс рисунков |
Февраль | Консультация « Велосипед это тоже транспорт» Фотовыставка «Мой велосипед» |
Март | Привлечь родителей к организации прогулки Памятка «Все начинается с малого» |
Апрель | Консультация «Как воспитать грамотного пассажира» Прогулка на автобусную остановку Привлечь родителей к организации прогулки |
Май | Совместно с родителями праздник ПДД Консультация «Отдых и ПДД» |
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Подготовительная к школе группа
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД Папка передвижка для родителей «Скоро в школу» Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» Консультация для родителей «Учите ребенка самостоятельности» |
Октябрь | Анкетирование родителей Фотоконкурс «Мой город» Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома Консультация для родителей Индивидуальная работа воспитанников Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать» |
Ноябрь | Памятка для родителей «Ребенок на дороге» Прогулка к проезжей части Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Декабрь | Встреча с сотрудником ГИБДД |
Январь | Конкурс рисунков |
Февраль | Консультация «Индивидуальный маршрут будущего первоклассника» |
Март | Папка передвижка «Ребенок на улице» |
Апрель | Родительское собрание «Наши достижения» |
Приложение 2
Диагностика
Старшая группа
Вопросы к детям
1. Какой транспорт перевозит грузы и какие?
2. Какой транспорт перевозит пассажиров?
3. Чем отличается автобус от троллейбуса?
4. Назови правила поведения в автобусе.
5. Назови машины специального назначения
6. Что означают сигналы светофора?
7. Что такое улица?
8. Кто является пешеходом?
9. Назови правила поведения пешеходов.
10. Что такое переход?
11. Что такое проезжая часть?
12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?
13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», 14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 11 | 12 | 13 | 14 | Итог |
Подготовительная к школе группа
Вопросы к детям
1. Какой вид транспорта ты знаешь?
2. Для чего нужен пассажирский транспорт?
3. Где его ожидают люди?
4. Как называют людей, едущих в транспорте?
5. Правила поведения в автобусе.
6. Правила поведения в автомобиле.
7. Что такое перекресток?
8. Что такое «»зебра»?
9. Кто контролирует движение?
10. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД
11. На какие части делится дорога?
12. Правила перехода улицы.
13. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
13. Где разрешается ездить на велосипеде?
14. Какие бывают знаки?
15. Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»
Новизна программы «Учимся, играя» заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, адаптированных к условиям работы. Программа основана на игровом методе с учё...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование) разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвив...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Поющие сердечки"
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, направлена на развитие голосовых данных, воспитание художественного...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дош...