Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»
рабочая программа по развитию речи

Молчанова Ирина Леонидовна

Новизна программы «Учимся, играя» заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, адаптированных к условиям работы. Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «АБВГД», которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molchanova_i.l._programma_po_studii.docx224.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Муниципального образования города Братска

Дополнительная

общеразвивающая программа

для детей

старшего дошкольного возраста

 «Учимся, играя»

Разработчик программы:

Молчанова Ирина Леонидовна

Старший воспитатель высшей кв. категории

http://sadikromashka.okis.ru/file/sadikromashka/MAKAHOVA/V-SHKOLU-0009.gif

г. Братск

Оглавление

1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Цель и задачи . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Срок реализации программы, возраст детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4. Планируемый результат освоения программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5. Мониторинг качества выполнения программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6. Формы, способы и методы работы с детьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

5

5

6

6

7

7. Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8. Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9. Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

12

14

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования предусматривает введение предшкольного образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является одной из важнейших задач дошкольного образования.

В Законе об образовании указано формирование предпосылок учебной деятельности: ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, так необходимые при переходе на новую возрастную ступень, ключевые социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому задача дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире: с семьёй, регионом, страной.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие  в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются именно в  дошкольном возрасте.

Обучение грамоте детей по развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к обучению чтению. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

При разработке программы мы опирались на следующие основополагающие моменты:

- старший дошкольный возраст – сензитивный период для умственного развития и социализации ребёнка, а также успешной подготовки его к обучению чтению;

- в этом возрасте совершенствуются все психические процессы, на основе природной любознательности пробуждаются познавательный интерес, жажда знаний; развивается мотивационная и социальная сфера;

- данные особенности старшего дошкольника позволяют активно готовить его к учебной деятельности;

- важно развивать у ребёнка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки.

Программа построена по принципу:  начинать с простого, постепенно усложняя материал. Главное – это заинтересовать детей, провести игру-занятие так, чтобы дети ждали новых встреч, новых знакомств. Знания даются поэтапно, в определенной последовательности, с закреплением предыдущего материала. Дети учатся пропевать звуки (песенки «Язычка»), правильно их артикулировать, учатся слышать звуки, выделять их в словах, узнавать, соотносить их с буквой, складывать простейшие слоги и слова.

Именно сказочная, фантастическая форма подачи знаний о звуках сможет оставить в памяти детей неизгладимый след, а эмоционально воспринятые образы звуков будут легко и непринужденно восстанавливаться из глубины памяти в процессе будущего обучения детей, как в саду, так и в школе.

Новизна программы «Учимся, играя» заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, адаптированных к условиям работы. Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «АБВГД», которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.

Цель программы:

Подготовка детей к обучению чтению.

Основными задачами является:

1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова:

- обучать детей звуковому анализу слов;

- учить пользоваться звуковой схемой слова;  различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие;

- развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов;

2. Ознакомление со слоговым строением слова:        

- формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.

3. Ознакомление со словесным составом предложения:

- научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.

4. Подготовка руки к письму:        

- научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.

5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. 

Срок реализации программы – 1 год

Продолжительность занятий:

- в неделю: 2 академических часа;

- в месяц: 8 академических часов;

- в год: 64 академических часа.

Занятия проводятся по группам. Наполняемость –  7-8 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-6 лет

Планируемый результат освоения программы

К концу обучения по данной программе основным результатом должно стать формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения, развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих, развитие звуковой культуры речи, мышления, внимания, памяти.

При этом у детей формируются следующие основные умения:

1. Умение различать понятия «звук», «буква», «слово», «предложение», «текст».

2. Умение называть слова с заданным звуком.

3. Умение чётко и правильно произносить звуки в названиях предметов, слышать в слове интонационно выделенный звук, называть его, давать ему характеристику.

4. Умение различать и называть все буквы русского алфавита.

5. Умение писать букву по образцу (печатный вариант).        

6. Умение находить заданную букву в тексте.

7. Умение читать слоги и слова.

8. Умение составлять связный рассказ на разные темы.

9. Умение выразительно читать стихотворения.

10. Умение отвечать на вопросы полным ответом.

11. Умение рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, закрашивать контуры предметов, заштриховывать предметы, используя различные виды штриховки.

Мониторинг качества выполнения программы

Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения программы позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга обучаемости воспитанников. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Формы, способы и методы работы с детьми

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:

- принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные задания;

- принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;

- принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка;

- принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;

- принцип игровой основы обучения.

Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам. В старшем дошкольном возрасте восприятие становится более развитым. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на

запоминание, развивается образное мышление, воображение. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная

деятельность в течение 25-30 минут. Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Развивается грамматическая сторона речи.

Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:

- способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины;

- развивать его речевые способности;

- развивать мотивацию, волю и активность детей;

- приучать дошкольников к коллективной и самостоятельной работе;

- развивать любознательность, артистизм и др.

Активно используются вариативные формы обучения:

Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу детей.

На этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению (интегрированные и итоговые занятия,

интеллектуальные игры).

Индивидуальная - используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом.

Подгрупповая - предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания.

Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические и т.д.); используется разнообразный дидактический демонстрационный и раздаточный материал; информационно-коммуникационные технологии.

Учебно-тематический план

Программа «Учимся, играя» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению и письму, ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Отличительной чертой  программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с         подготовкой к обучению письму.

Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

- развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

- чтение стихотворений, сказок, рассказов, пословиц, поговорок;

- работа над предложением и связной речью: пересказ знакомых сказок, без пропусков, составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета; составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем, расширение представлений об окружающем мире, явление действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

- беседа по вопросам воспитателя;

- разучивание наизусть и выразительное чтение.

Основная цель изучения развития речи, обучения грамоте состоит в проведении мероприятий, направленных на формирование четкой практической направленности в процессе изучения русского языка, дальнейшего развития связной речи у дошкольников, повышения культуры и уровня их речевого общения обозначенного необходимостью наличия данных навыков поступления в школу.

№ п/п

Наименование дисциплины

Количество часов

                         Развитие речи. Обучение грамоте.

1.

Речь устная и письменная. История возникновения речи.

Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом».

Беседа «Транспорт».

Интерактивная игра «Транспорт».

    6 часов

2.

Слово. Звуки и буквы. Знакомство с гласными  звуками.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».

Беседа «Осень в природе».

Интерактивная игра «Незнайка в большом городе».

    6 часов

3.

Слово. Предложение. Деление предложений на слова.

Гласные звуки.

Беседа «Лес и мир животных».

Пересказ рассказа  Е. Чарушина «Лисята».

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

Составление рассказов на темы стихотворений.

Интерактивная игра «Где, чей дом».

    12 часов

4.

Предложение. Деление текста на предложения.

Слог. Деление слов на слоги.

Знакомство с согласными  звуками.

Беседа «Вода в природе».

Составление рассказа по картине «Река замёрзла».

Составление описательного рассказа «Зима».

Составление рассказа на тему «Игры зимой».

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Интерактивная игра «Сказочная викторина для грамотеев».

    16 часов

5.

Предложение. Деление текста на предложения.

Слог. Деление слов на слоги.

Звуки гласные и согласные.

Беседа  «Весна в природе».

Описание пейзажной картины.

Пересказ сказки «Лиса и кувшин».

Интерактивная игра «Теремок».

    8 часов

6.

Слияние согласного звука с гласным.

Беседа «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

Составление рассказа на заданную тему.

Интерактивная игра «Буква заблудилась».

    16 часов

Итого часов

    64 часа

Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев

Цель обучения письму заключается в правильной выработке и закреплении навыков работы с карандашом и ручкой. Специальные подготовительные упражнения помогут дошкольникам при поступлении в учебное заведение правильно и своевременно выполнять письменные задания. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводки и штриховки контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

К концу занятий по обучению письму у детей формируются следующие навыки:

1. Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.

2. Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.

3. Вырабатывается правильная осанка.

4. Развивается мелкая моторика руки.

Содержание программы

Сроки

Тема

Задачи

октябрь

Что такое речь?

Виды речи

Учить порядок следования времен года, месяцев, дней недели.

Показать, что речь «строится» из звуков.

Рассказать о видах речи.

Составлять рассказ на основе последовательных картинок.

ноябрь

Играем с неречевыми звуками

Развитие тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений.

Звуковой период обучения

«Живые звуки»

А, У, О, И, Э, Ы

Выделение в словах определенных звуков: звукоподражание, главный звук, первый звук.

Познакомить детей с гласными звуками.

Формировать понятие «гласный звук».

Развивать слуховое внимание, корригировать фонематический слух

декабрь

Слог основная -единица чтения

Звуки и буквы-соединения букв, в слоги «буквы дружат»

М, Н, Т, К

Закрепить зрительные образы гласных букв, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

Дать понятие «слог».

Учить делить на слоги слова.

Развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха.

Знакомить с согласными звуками и буквами.

Формировать понятие   «согласными звук».

Различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Учить составлять схемы слов.

январь

Предложение

Текст

Звуки и буквы

Б, П, Л, Р

Продолжать знакомить детей с согласными звуками.

Различать на слух твердые  и мягкие согласные звуки.

Учить составлять схемы слов.

Дать понятия «предложение», «текст».

Учить читать прямой открытый слог на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента.

Развивать слуховое внимание, корригировать фонематический слух.

февраль

Звуки и буквы

С, З, Ц, Ф, Х

Предложение

Продолжать знакомить с согласными звуками.

Различать на слух твердые  и мягкие согласные звуки.

Учить составлять схемы слов.

Учить делить предложения на слова и составлять предложения из слов.

Продолжать учить читать слоги.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

март

Звуки и буквы

В, Г, Д

«Живые звуки»

гласные II ряда

Я, Ё, Ю, Е

Продолжать знакомить с согласными звуками.

Учить складывать слова из слогов.

Закреплять умения составлять схемы слов, делить предложения на слова и составлять предложения из слов, читать слоги.

Развивать  мелкую  моторику рук.

Познакомить с гласными второго ряда, раскрыть их особенность.

апрель

Звуки и буквы

Ш, Щ, Ч

Продолжать знакомить с согласными звуками.

Продолжать учить складывать слова из слогов.

Закреплять умения составлять схемы слов, делить предложения на слова и составлять предложения из слов, читать слоги.

Развивать  мелкую  моторику рук.

май

Закрепление

Закреплять умения составлять схемы слов, делить предложения на слова и составлять предложения из слов, читать слоги и слова.

Развивать  мелкую  моторику рук.

Методическое обеспечение программы

Название методического пособия, издательство, год выпуска

Автор

1

«Развитие речи детей 5 – 7 лет», изд. «ТЦ Сфера», Москва, 2017г.

О.С. Ушакова

2

«Логопедия. Основы теории и практики», изд. «Эксмо», Москва, 2016г.

Н.С. Жукова

3

«Уроки логопеда», изд. «Эксмо», Москва, 2015г.

Н.С. Жукова

4

Модуль «Увлекательная грамота от А до Я», Рыбинск, 2015г.

МДОУ детский сад общеразвивающего  вида № 99

5

«Формирование мелкой моторики рук»,  изд. «ТЦ Сфера», Москва, 2017г.

С.Е. Большакова

Средства, необходимые для реализации программы:

- учебно-тематическое планирование;

- рабочие тетради;

- прописи;

- наглядные пособия;

- счетный материал;

- ИКТ;

- цветные и простые карандаши, ручки, линейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24»

Положение о дополнительной общеобразовательной программе (далее Положение) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №24 "   (далее Учреждение) разработа...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста

1. Пояснительная запискаДошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)

Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)...