Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная программа вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._pdd_detskiy_sad.docx | 63.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №61 комбинированного вида
Утверждаю Заведующий МБДОУ д/с №61 _________ Н.А.Калабина 28.09.2015
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста
«ПДДейка»
Составитель: воспитатель Григорьева В.Г.
Киселевский городской округ 2015
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная программа вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………….………………………………. 4
2. Цель и задачи реализации Программы………………………. .. .6 3. Принципы и подходы к формированию программы…………... 7 4. Планируемые результаты освоения программы……………….. 8 5. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка…………………………….... 10 6. Учебный план ………………………………………………… 10
7. Учебно-тематический план …………………………………… 13
8.Возрастные психологические особенности дошкольников … 13
9. Характеристика условий, обеспечивающих реализацию Программы …………………………………………………... 16
10. Современные педагогические технологии
11. Взаимодействие с семьями воспитанников …………………. 24 12.Учебно-методическое и информационное обеспечение ……. 28
Пояснительная записка
Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно – транспортных происшествий. Это происходит из - за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами.
Дорога! Это понятие входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Вот малыш топает по дорожке. Вот оно садится за руль своего первого велосипеда, отправляется с родителями на автомобильную прогулку. Он становится то пешеходом, то пассажиром, то «водителем». И время от времени оказывается в ситуациях, опасных для его жизни и здоровья.
Основная задача взрослых - воспитать у детей потребность быть внимательным и дисциплинированным. Ребенок должен получить четкие представления о том, что «Правила дорожного движения» направлены на сохранение жизни и здоровья людей. Необходимо выработать у ребенка положительное отношение к правилу как важному социальному закону. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста рассматривали педагоги и психологи – Н.Н. Авдеева, Л.П. Анастасова, К.Ю. Белая, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимонина, О.Л. Князева, Л.А. Кондрыкинский, И.Ю. Матасова, Р.Б. Стеркина, Л.Г. Татарникова, Л.Ф. Тихомирова, Т.Г. Хромцова.
Таким образом, детей дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами безопасности жизни, учить предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать. Детский сад является важным элементом в этом процессе. Основные правила и понятия ребенок усвоит быстро и прочно, если его знакомят с азбукой дорожного движения систематически, ненавязчиво, но и в различных ситуациях - не только в беседах, но и в «дорожных» играх, сказках, викторинах, образовательных проектах.
Программа представляет собой вариант планирования дополнительной образовательной деятельности, практико-ориентированного направления. Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей 4-7 лет со сроком реализации 3 года. Реализация программы может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, проводимая в игровой форме с использованием современных инновационных технологий, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Цель, задачи реализации Программы
Цель: создание единой системы, оптимально обеспечивающей процесс обучения дошкольников правилам дорожного и выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дороге
Программа направлена на решение следующих задач:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения с использованием современных инновационных технологий;
- активизацию пропагандистской деятельности среди родителей с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей;
- освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему совместной образовательной деятельности со взрослыми;
- создание развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО.
Принципы и подходы по реализации Программы
- последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем;
- наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
- деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Планируемые результаты освоения программы
Главным результатом реализации программы является усвоение знаний о ПДД, переходящих в навык правильного поведения, как нужно вести себя на дороге, действовать в определенной ситуации и применить полученные знания в реальной жизни.
Воспитанник будет уметь:
•Применять на практике знания ПДД;
• Правильно ориентироваться в окружающем пространстве;
• Применять пространственную терминологию;
• Правильно и безопасно вести себя в условиях дорожного движения.
. Воспитанник сможет решать следующие практические задачи:
• Владеть нормами и правилами поведения на дороге;
• Владеть правилами поведения пешеходов.
Воспитанник будет способен проявлять следующие отношения:
• Проявлять интерес к обсуждению своих творческих работ и работ своих товарищей по тематике;
• Эмоционально откликаться на поступки людей при обсуждении различных ситуаций, чтении художественных произведений, рассматривании иллюстраций.
• Слушать собеседника и высказывать свою точку зрения.
Родители:
• проявление интереса к вопросам безопасности детей на дорогах;активное участие в реализации программы;
• повышение уровня педагогической культуры по ПДД;
• повышение ответственности за безопасность и жизнь детей.
Способы проверки освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
• собеседования;
• конкурсов;
• выставок творческих работ;
• результатов освоения Программы воспитанниками группы проводятся в начале и конце года (приложение 1)
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность, организованную в форме кружковой работы. Кружок проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Срок реализации программы – 3 года.
Учебный план В программе заложен годовой цикл организованной образовательной деятельности (1 раз в неделю по подгруппам) – по 18 для каждой возрастной группы, по продолжительности, соответствующей пункту 12.13 СанПиН (2.4.1. 2660-10): для детей 4- 5лет – 20 мин; 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут.
№ | Наименование модулей, разделов | Всего часов | ||
Средняя | Старшая | Подготовительная | ||
1 | В стране дорожных знаков | 60 мин. | 1ч.15 мин. | 1ч.30 мин. |
2 | Наш друг светофор | 60 мин. | 1ч.40мин. | 2ч.00 мин. |
3 | Опасные ситуации на дороге | 1ч.20 мин. | 1ч.40мин | 2ч.00 мин. |
4 | Мы пешеходы, мы пассажиры | 60 мин. | 1ч.40мин | 2ч.00 мин. |
5 | О работе ГИБДД | 60 мин. | 1ч.15мин | 1ч.30 мин. |
Всего в год | 5ч.20мин. | 7ч.30 мин. | 9ч.00 мин. |
Данная программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, обеспечивающие связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, целостность образовательного процесса по реализации задач формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Коммуникативное развитие
модуль - развитие речи (использование во время занятий художественного слова, развитие монологической речи при описании иллюстраций и картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др.),
модуль – социализация ( игры, беседы, решение проблемных ситуаций);
модуль – безопасность (игры, беседы);
модуль - чтение художественной литературы ( чтение авторских стихов, загадок, сказок, рассказов, помогающих детям запомнить и понять предлагаемый материал);
Художественно – эстетическое развитие
модуль – художественное творчество (рисование иллюстраций к рассказам, стихотворениям, разучивание стихов);
Познавательное развитие
модуль - ознакомление с окружающим (просмотр диафильмов, наблюдения на экскурсиях чтение, познавательные беседы, рассказов.; моделирование дорожных ситуаций)
модуль – конструирование (составление планов, схем участка, конструирование разнообразных зданий, построек, сооружений из строительного материала, объединенных общей темой (улицы, машины, дома).
модуль – познавательно – исследовательская деятельность
Физическое развитие
модуль – физическая культура (использование физкультминуток, игротренингов, игры на развитие координации движений и ориентировки в пространстве).
Модель учебно – тематического плана составлена с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей (Приложение 2)
Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста самостоятельно не может безопасно перейти проезжую часть в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей (неразвитости бокового зрения, несформированности координации движений и др.), даже если он сознательно выполняет все правила дорожного движения для пешеходов; дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию;
Из-за своего небольшого роста ребенок не может целостно обозревать происходящее на дороге, считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Находясь одни на улице, дети не понимают опасности транспортных средств, из-за чего выбегают на проезжую часть перед близко движущимся транспортом и/или стоят и ходят по проезжей части при наличии тротуара; могут играть или заиграться на проезжей части.
Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств (боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов).
Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка. У детей дошкольного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения.
Безопасность дошкольника во многом определяется и зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире.
Таким образом, при организации работы с дошкольниками важно учитывать следующие их характеристики: неумение быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором он от них находится, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Кроме того, стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении детей. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. В целом поведение детей дошкольного возраста можно обозначить следующей формулой: «Чем опаснее ситуация на дороге, тем в большей степени дошкольник теряется, и поэтому медленнее и менее правильно принимает решение».
Что могут сами дети
4 - 5 лет
- ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он еще представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
5 – 6 лет
- ребенок все еще имеет ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
- большинство не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- они все еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять все их внимание.
6 7 лет
- дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на отклик;
- они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить откуда доносится шум;
- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем. Они усваивают, что автомобиль, кажется тем больше, чем ближе находится;
- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но они по – прежнему не могут распознать чреватые опасностью ситуации.
Характеристика условий, обеспечивающих реализацию Программы
Материально - техническая база ДОУ по ПДДД
- Комната ГАИ;
- Разметка на асфальте на территории ДОУ;
- Дидактические столы с дорожной разметкой;
- -Наглядные пособия;
- -Настольные игры;
- -Дидактический материал;
- Сюжетные картинки «Осторожно – дорога», «Улица», «Как избежать неприятностей» ;
- Альбомы «Транспорт», «Улицы нашего города», «Азбука безопасности».
- Наборы специализированных машин;
- Накидки «Дорожные знаки», «ДПС», жезл, рули, переносные дорожные знаки
- Литературный материал для чтения и заучивания наизусть и др.
- Наборы «Транспорт»
- Коллекции автомобилей
- Папки – передвижки для родителей «В стране Светофории», «Ребенок и дорога»
- Энциклопедии «История автомобиля»
- Методическая литература.
- Комплекты дорожных знаков
- Информационные стенды для детей и родителей
- Светофоры
- Педагогическая копилка «Азбука дорожного движения»
- Коврики дорожного движения, макеты, панно
- Дидактические игры «Дорожные знаки», «Большая прогулка», «Светофор» и др.
- Плакаты «Правила поведения на дороге», «Безопасность на дороге», «Специализированные машины»
В группах центр безопасности дорожного движения должен определяться содержанием совместной образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.
- Так, в средней группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
- Набор транспортных средств
- Иллюстрации с изображением транспортных средств
- Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
- Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
- Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
- Макет транспортного светофора (плоскостной).
Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
- Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
- На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
- Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
- Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
- Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
- Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
- Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
- Организовывается окно выдачи водительских удостоверений , сдавшим экзамен по ПДД.
Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
- Уголок может быть оформлен так: Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
- Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации
- Книжка-раскладушка
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
- Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
- Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
- Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
- Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
- Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями
Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.
Использование современных педагогических технологий по формированию основ безопасного поведения у воспитанников на дорогах города вставить
Данные методические рекомендации предполагают более гибкое отношение к дидактическому обеспечению образовательно-воспитательного процесса. В работе с детьми наряду с такими традиционными формами работы, как беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, экскурсии используются современные ИКТ:
- Презентации
- слайд-шоу
- компьютерные игры
- тест-игры
- мультимедийные альбомы
- просмотр и анализ мультипликационных фильмов
Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Компьютерные игры; Использование готовых обучающих дисков из серии «Смешарики», «Большая детская энциклопедия», «Уроки Тетушки Совы» дают возможность дошкольникам получать знания о правилах поведения в опасных ситуациях. Следующим видом обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относиться к учению, быть субъектом деятельности является технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и их реализацию. Суть проблемного обучения заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью только имеющихся знаний, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность- это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям. От одного ребенка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы. Технология проблемного обучения побуждает детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречия в данном случае возникают в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки. Учить самостоятельному поиску, открытию нового облегчает овладение научных знаний, способствует развитию творческой личности.
Для реализации технологии проблемного обучения нужно научить ребенка:
- Наблюдать и изучать факты и явления.
- интеграции содержания образовательных областей, обеспечивающей связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, целостность образовательного процесса по реализации задач формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно-транспортных ситуациях;
- Выявлять непонятные явления (ставить проблему).
- Строить план исследования.
- Осуществлять план, выяснять связи изучаемого явления с другими явлениями.
- Выдвигать гипотезы.
- Делать выводы, обобщать
- Проверять решение
- Делать практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Взаимодействие с семьями воспитанников
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам безопасности детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение. Мероприятия, направленные на повышение активности родителей, являются задачей первостепенной важности.
В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. Педагогам очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого было проведено анкетирование и на основании полученных результатов выстроена работа с родителями.
Результаты анкетирования родителей:
- Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию на улице?
Да - (16%), нет – (84%) Могли ли избежать опасности, зная о последствиях? могли бы -60% , 16%- не смогли бы избежать опасной ситуации и 26% опрошенных затруднились ответить. - 88% родителей знакомят детей с правилами обращения с опасными предметами (острые предметы, утюг, спички и т.д.), 12% родителей оставляют этот вопрос без внимания.
- как и где правильно переходить дорогу?
- - 12% родителей формируют безопасное поведение ребенка через прямые запреты, - 88% опрошенных- через подробное объяснение ситуации.
- Поощряют за соблюдение правил безопасного поведения?
- - 80% родителей (похвала словом). 20% - не поощряют детей. Придерживаетесь ли Вы сами данных правил?
- 48% ответили –“всегда”, “часто”-45%, 8%-“иногда”.
- Считаете ли вы целесообразным проведение данных мероприятий?
- да - 98% родителей, 2 %-считают это бесполезным.
Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунков, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.
Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах; знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.
Для того чтобы еще раз напомнить родителям о некоторых правилах поведения на дороге, разработаны рекомендации.
Кроме информационных листов, памяток и рекомендаций с родителями можно взаимодействовать и через он-лайн переписку, размещение на персональном сайте материала по решению проблемных ситуаций в игровой форме, через семинары- практикумы, участие родителей в вечерах досуга с детьми по ПДД. Очень хорошо, если в работе по изучению с дошкольниками правил дорожного движения предусмотрены мероприятия для родителей, например, организуются на базе детского сада встречи с инспектором ГИБДД, школа для родителей по безопасности, на которых родители могут повышать уровень своих компетенций по данной проблеме. Среди многих методов взаимодействия с родителями на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса.
Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых.
Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения на дорогах города совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Знания правил дорожного движения и правильного поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром для взрослых. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1. Авдеева Н. Н., О. Л. Князева, Стеркина.Р. Б. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.. - М.; Просвещение. - 2006.
2. Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006.
3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова - М.: «Балас», 2003.-304с.
4.Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой..- М.: Баласс, 2007. – 80с. (образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»).
5. Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. (Лесные истории). Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. изд.2-е, испр.- М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. – 160с. (Серия «Свободный ум»).
6. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - N 7.
7. Паромоновой Л.А.Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с.: ил.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа детей дошкольного возраста (4-5 лет) социально-педагогической направленности КРУЖОК " Песочный мир чудес"
Направленность программыС самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному ...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...