Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
материал
- Пояснительная записка
Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) для детей с ТНР и ЗПР. Является авторской.
- Направленность дополнительной образовательной программы «Необычное в обычном»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики на современном этапе. Сензитивным периодом для развития художественно - творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок учится выражать свои переживания, фантазии и впечатления об окружающем через рисунок. Художественная изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для развития творчества детей.
Творческие способности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие, что вызвано следующими особенностями их развития:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnoe_v_obychnom_krasnova_5-6.docx | 59.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 53 «Чайка» городского округа Тольятти
ПРИНЯТА На заседании педагогического совета Протокол № 5 от 16.05.2022 г.
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБУ детским садом № 53 «Чайка» _________ С.Л. Степанова от 10.06.2022 г. № 52 |
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР
художественной направленности
«Необычное в обычном»
(32 часов)
2022 – 2023 учебный год
автор: Краснова И.П.
г. Тольятти
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка…………………………………………………….......
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы «Необычное в обычном»…………..…………………………………………………………..
1.2. Практическая значимость и педагогическая целесообразность……………..
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Необычное в обычном»………………………………………………………………………
1.4. Принципы и подходы……………………………………………
1.5. Планируемые результаты…………………………………………………….
1.6.Приёмы работы, структурное построение и описание деятельности…………..………………………………………………
1.7. Перечень и описание используемых нетрадиционных художественно-графических техник……………………………………………………..
1.8. Рекомендации для педагогов по реализации программы…………………………………….
1.9. Мониторинг
2. Содержание дополнительной образовательной программы «Необычное в обычном»………………………………………………………………………………..
3. Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Необычное в обычном»….………………………………………………………….
4. Список использованной литературы……………………………………
- Пояснительная записка
Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) для детей с ТНР и ЗПР. Является авторской.
- Направленность дополнительной образовательной программы «Необычное в обычном»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики на современном этапе. Сензитивным периодом для развития художественно - творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок учится выражать свои переживания, фантазии и впечатления об окружающем через рисунок. Художественная изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для развития творчества детей.
Творческие способности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие, что вызвано следующими особенностями их развития:
Дети с задержкой психического развития:
- Целостный образ формируется замедленно:
- дети не могут вычленить отдельные элементы объекта, который воспринимается как единое целое;
- не владеют умением достраивания целостного образа по какой-либо его части;
- Испытывают затруднения в соединении отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей;
- Восприятие характеризуется общей пассивностью (ребенок затрудняется в самостоятельном обследовании предметов, выделении их свойств).
- Отмечается отставание в усвоении пространственных отношений (нарушение в расположении объектов на листе бумаги, диспропорциональность отдельных составных частей)
Дети с тяжелыми нарушениями речи:
- Испытывают затруднения в выполнении мелких, точных движений (штрихов, линий и т.д.)
- Снижен уровень творчества (использование преимущественно знакомых способов и приемов работы)
- Отмечается неточность в передачи положения предметов в пространстве на листе бумаги
- Не достаточно сформированы композиционные умения
Дополнительная программа «Необычное в обычном» направлена на новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников с ЗПР и ТНР через обучение нетрадиционным техникам рисования.
- Практическая значимость программы:
Нетрадиционный подход к выполнению изображения способствует развитию дивергентного мышления, дает толчок развитию детского интеллекта, творческой активности ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
- Цель и задачи дополнительной программы «Необычное в обычном»:
Цель: развитие творческих способностей и психических процессов у детей с ТНР и ЗПР посредством обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи программы:
- развивать художественно-творческие способности детей: творческое воображение, фантазию, мышление, цветовосприятие, чувство композиции,
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования,
- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов,
- расширять опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение),
- формировать зрительно-двигательную координацию (ориентировку на листе бумаги, пространственное расположение предметов, отражение пропорций),
- формировать планирующую функцию (умение использовать алгоритм последовательности действий, планировать этапы деятельности),
- воспитывать умение работать коллективно, договариваться между собой, распределять обязанности для достижения общего результата,
- формировать предпосылки универсальных учебных действий (умение подготавливать рабочее место к предстоящей деятельности, аккуратно выполнять работу, наводить на рабочем месте порядок после выполнения работы).
1.4. Принципы и подходы:
- учет индивидуальных и типологических особенностей,
интересов детей,
- соответствие лексико-тематическому планированию,
- принцип доступности,
- принцип опоры на зону ближайшего развития.
1.5. Планируемые результаты освоения программы:
1. Ребенок владеет разными техниками рисования (знает их название, умеет использовать в своей изобразительной деятельности): печатание, оттиск, кляксография, монотипия, хеппинг, граттаж.
2. Ребенок ориентируется на листе бумаги, располагает изображение на всей плоскости, соблюдая пропорции и передавая характерные детали предмета.
3. Ребенок умеет планировать предстоящую изобразительную деятельность, соблюдает последовательность выполнения этапов, оценивает и корректирует результат в соответствии с замыслом.
4. Ребенок умеет работать в коллективе сверстников: умеет договариваться о предстоящей деятельности, распределяет обязанности между участниками, понимает свою роль в достижении общего результата.
5. Ребенок проявляет инициативу и творчество при выполнении изобразительных работ (в выборе техники исполнения, изобразительных материалов).
1.6. Приемы работы и структурное построение деятельности:
- Дидактические игры;
- Физкультминутки
- Пальчиковые и эвритмические игры;
- Рассматривание иллюстраций;
- Сюрпризный момент;
- Беседы;
- Использование художественного слова.
Структура:
Первая часть:
- Мотивация детей, постановка цели образовательной деятельности (доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала);
- Пальчиковая гимнастика;
Вторая часть:
Художественно- изобразительная деятельность (использование синтеза искусств и художественных видов деятельности).
Третья часть:
Выставка - презентация детских работ (позитивный анализ работ с целью ощущения радости от проделанной работы).
1.7. Перечень и описание нетрадиционных художественно-графических техник рисования
- Рисование пальчиками (хеппинг);
- Печатание (овощными печатками, листьями);
- Кляксография;
- Монотипия;
- Свеча + акварель;
- Восковые мелки + акварель;
- Печать по трафарету;
- Граттаж;
- Воздушные фломастеры (блопены)
- Оттиск поролоном, пробками
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
Набрызг
Способ изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Кляксография обычная:
Способ изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой:
Способ изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку ). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Рисование по сырому
Способ изображения: на лист бумаги с помощьюгубки или кисточки смачивается водой, пока лист невысох наносится рисунок. Получается размытоеизображение.
Тычок жесткой полусухой кистью:
Способ изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками:
Способ изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки , пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Свеча + акварель:
Способ изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым
Восковые мелки + акварель :
Способ изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Черно - белый граттаж:
Способ изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной граттаж:
Способ изображения: на лист бумаги наносятся цветные пятна акварелью, затем лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается тушью с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксография, можно дорисовать.
Оттиск (овощами, поралоном), пробкой:
Способ изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу .Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Аналогично делаются оттиски печатками из картофеля, ластика, смятой бумагой, поролоном, пенопластом.
Отпечатки листьев:
Способ изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью
.
- Рекомендации для педагогов:
- Материал подбирается:
- с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересами и склонностями,
- в соответствии с лексико - тематическим планированием ДОУ.
- Выбор техники выполнения работы зависит от уровня подготовленности детей (уровня развития мелкой моторики, овладения изобразительными навыками).
- Обучение новой технике осуществляется в игровой форме с обязательным созданием условий для закрепления в свободной деятельности.
Срок реализации программы – 1 год
Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам
- Мониторинг по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ЗПР и ТНР посредством нетрадиционных художественно-графических техник
Низкий уровень: дети выполняют задания медленно, действуют не по инструкции. Не могут самостоятельно пользоваться художественным материалом. Не изменяют направление движения руки, в зависимости от формы изображаемого предмета. Затрудняются в использовании различных цветов и оттенков для создания выразительного образа (теплые, холодные тона). Не рас полагают изображение на всем листе, по одной линии, полосе. Не могут передавать образ предмета по представлению. В рисунках нет оригинальности, слабо просматривается фантазия и не проработаны детали. Требуется помощь взрослого.
Средний уровень: дети выполняют задание медленно, но укладываются в отведенное на задание время. С небольшой помощью взрослого могут пользоваться художественным материалом. Детали и образы рисунка проработаны недостаточно. Испытывают затруднения в применении технических приемов и навыков. В рисунках нет ничего, что в целом является новым, но сам рисунок несет в себе явные элементы творческой фантазии. Работа выполнена аккуратно.
Высокий уровень дети быстро справляются с заданиями. Владеют техническими приемами и навыками. Рисунки детей оригинальные, необычные, явно свидетельствующие о незаурядной фантазии, о богатом воображении, образы и детали тщательно проработаны. Использовано достаточно большое количество цветов. Располагают изображение на всем пространстве листа, создавая единую композицию. Дети с удовольствием комментируют свои рисунки. Все задания выполняли по инструкции без помощи взрослого.
Содержание дополнительной образовательной программы по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ЗПР и ТНР посредством нетрадиционных художественно-графических техник (первый год)
Месяц (неделя) | Тема | Цель | Вид работы |
Октябрь (1 неделя) | «Букет из осенних листьев» | Воспитывать интерес к осенним явления природы, эмоциональную отзывчивость на красоту природы. Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений» . Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. | Освоение техники печатание |
Октябрь (2 неделя) | «Мой красивый свитер» | Продолжать знакомить с техникой печатания и её разнообразием. Формировать умение прикладывать печатку к штемпельной подушечке, закреплять знание цветов, продолжать формировать умение составлять декоративный узор из бутонов и листьев (в указанной последовательности. | Освоение печатания пробками |
Октябрь (3 неделя) | «Лебедь» | Продолжать знакомить детей с техникой печатание , развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения; совершенствовать умение делать отпечаток ладони и дорисовывать их до определённого образа, аккуратно выполнять работу. | Освоение техники отпечаток ладошкой |
Октябрь (4 неделя) | «Осенние листья» | познакомить детей с техникой «набрызг». Продолжать формировать умение создавать изображение с помощью шаблона трафарета. Развивать умение наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа, развивать цветовосприятие. | Освоение техники набрызг с использованием трафарета |
Ноябрь (1 неделя) | «Ветка рябины» | Формировать умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции и цветовосприятия. Обобщить знания об осенних явлениях. Совершенствовать умение выполнять работу аккуратно. | Рисование ватными палочками |
Ноябрь (2 неделя) | «Унылая пора! Очей очарованье» | Формировать умение отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (дерево, изображенное кулачком, ладошкой). Развивать эмоциональ-эстетические чувства, воображение. | Рисование ладошками, пальцами |
Ноябрь (3 неделя) | «Красивый платок» | Закреплять с детьми технику печатание. Развивать умение составлять узор | Закрепление техники печатания (пробками) |
Ноябрь (4 неделя) | «Азбука цвета» | Познакомить детей со смешиванием цветов для получения более сложных и оттенков | Дети смешивают основные цвета друг с другом для получения более сложных |
Декабрь (1неделя) | «Письмо для деда Мороза» | Создать праздничное настроение. Продолжать формировать умение изображать свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике. | Самостоятельная работа детей |
Декабрь (2 неделя) | «Снежинка» | Познакомить детей с техникой монотипия, формировать умение создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. | Освоение техникой монотипия |
Декабрь (3 неделя) | «Ёлки в снегу» | Познакомить детей с техникой рисования зубными щетками. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Развивать умение рисовать пейзаж. Развивать мелкую моторику рук. | Освоение техникой рисования зубными щетками |
Декабрь (4 неделя) | ««Елочка нарядная» | создавать изображение елочки с помощью поролона и трафарета, упражнять в рисовании пальчиками. Развивать умение наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа, развивать цветовосприятие. | Закрепление техники печать по трафарету, рисование пальчиками |
Январь (2 неделя) | «Зимние узоры» | Познакомить детей с техникой восковые мелки и акварель. Продолжать формировать умение передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник. | Освоение техники акварель +восковые мелки |
Январь (3 неделя) | «Рисуем по шаблону» | Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Формировать умение детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений и мелкую моторику рук. | Освоение рисования по шаблону |
Январь (4 неделя) | «Снегири на ветках» | Познакомить детей с техникой рисования тычком жесткой полусухой кистью. Продолжать формировать умение рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что всё в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. | Освоение техники рисования тычком жесткой кистью |
Февраль (1 неделя) | «Снеговик» | Закрепить умение детей в технике печать по трафарету. Расширять представление детей о строении предметов. Развивать чувство композиции и цветовосприятия. | Закрепление техники печать по трафарету |
Февраль (2 неделя) | «Невидимый зверёк» | Познакомить детей с техникой рисования свечой. Продолжать формировать умение рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, тврчество, самостоятельность в выборе сюжета. | Освоение техники рисования свечкой |
Февраль (3 неделя) | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | Продолжать формировать у детей к нетрадиционным способам рисования. Познакомить с новой техникой – ниткография (рисование ниткой). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. | Освоение техники рисования-ниткография |
Март (1 неделя) | Коврик» | Закреплять умение прикладывать печатку к штемпельной подушечке, пропитанной гуашью и наносить оттиск на бумагу. Закреплять умение составлять декоративный узор, используя схему, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной коврика | Закрепление техники печатание (оттиск пробкой) |
Март (2 неделя) | «Мимоза» | Закрепить с детьми умение рисовать тычком жесткой полусухой кистью. | Закрепление техники рисования жесткой полусухой кистью |
Март (3 неделя) | «Ранняя весна» | Закреплять знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать её изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно создавать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. | Освоение техники монотипия пейзажная |
Март (4 неделя) | «Превращение ладошки» | Совершенствовать умение детей делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение и творчество. | Рисование ладошками |
Апрель (1 неделя) | «Весеннее дерево» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление. | Освоение техники кляксография |
Апрель (2 неделя) | «Космос» | Продолжать закреплять умение использовать знакомые техники при выполнении работы. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. |
|
Апрель (3 неделя) | «Море» | Формировать новый приём оформления изображения: присыпания солью по мокрой краске или клею для создания объёмности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навык рисования красками, умение смешивать краску на палитре для получения нужного оттенка. | Освоение техники рисования солью по сырой каске или клею |
Апрель (4 неделя) | «Наш город» ( печать по трафарету) коллективная работа | Закреплять умение печатать по трафарету, развивать чувство композиции, дополнять готовый рисунок деталями (деревья, кустарники и т. д.) с помощью рисования пальчиками | Закрепление техники печать по трафарету, рисование пальчиками |
Май (2 неделя) | «Салют» | Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о празднике 9 мая. Формировать умение рисовать праздничный салют, соблюдая правила композиции и цветовой колорит. | Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель |
Май (3 неделя) | «Верба» | Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Формировать умение рисовать вербу по затонированной бумаге пастелью. | Рисование пастелью |
Май (4 неделя) | «Бабочка» | Совершенствовать умения детей в технике – монотипии предметной, продолжать знакомить с симметрией. Развивать умение создавать узор на крыльях бабочки | Закрепление техники монотипии предметной |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Необычное в обычном».
Месяц | № занятия | Тема занятия | Количество занятий | В т.ч. практических |
Октябрь | 1 | «Букет из осенних листьев» | 1 | 1 |
2 | «Мой красивый свитер» | 1 | 1 | |
3 | «Лебедь» | 1 | 1 | |
4 | «Осенние листья» | 1 | 1 | |
Ноябрь | 6 | «Ветка рябины | 1 | 1 |
7 | «Унылая пора! Очей очарованье» | 1 | 1 | |
8 | «Красивый платок» | 1 | 1 | |
9 | «Азбука цвета» | 1 | 1 | |
Декабрь | 10 | «Письмо для деда Мороза» | 1 | 1 |
11 | «Снежинка» | 1 | 1 | |
12 | «Ёлки в снегу» | 1 | 1 | |
13 | «Ёлочка нарядная» | 1 | 1 | |
Январь | 14 | «Зимние узоры» | 1 | 1 |
15 | «Рисуем по шаблону» | 1 | 1 | |
16 | «Снегири на ветках» | 1 | 1 | |
Февраль | 17 | «Снеговик» | 1 | 1 |
18 | «Невидимый зверёк» | 1 | 1 | |
19 | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | 1 | 1 | |
20 | «Рисование по замыслу» | 1 | 1 | |
Март | 21 | «Коврик» | 1 | 1 |
22 | «Мимоза» | 1 | 1 | |
23 | «Ранняя весна» | 1 | 1 | |
24 | «Превращение ладошек» | 1 | 1 | |
Апрель | 25 | «Весеннее дерево» | 1 | 1 |
26 | «Космос» | 1 | 1 | |
27 | «Море» | 1 | 1 | |
28 | «Наш город» | 1 | 1 | |
Май | 29 | «Салют» | 1 | 1 |
30 | «Верба» | 1 | 1 | |
31 | «Бабочка» | 1 | 1 | |
32 | «Чему мы научились» | 1 | 1 | |
Всего часов | 32 | 32 |
Используемая литература:
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
Давыдова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, ч. 1.
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности
Козакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"
Программа "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)
Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федерально...