Конспект занятия " Слово и Предложение"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В содержание конспекта входят игровые упражнения, которые знакомят детейй со словом и предложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_slovo_predlozhenie_2.docx | 65.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Панаевский детский сад «Красная шапочка»
Тема: СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия
Педагог дополнительного образования
Ниязова О.М
Панаевск, 2021
Цели: актуализировать знания детей о слове и предложении.
Задачи: Дифференцировать понятия «предложение» от набора слов,учить детей подсчитывать количество слов в предложении, определять их последовательность; дополнять, а затем и сокращать предложение.
Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление(загадки), творческое воображение, быстроту реакции, умение анализировать
Восптывать интерес, любознательность, желание учиться и познавать.
Оборудование:
- Игрушка Незнайка
- Карточки с цифрами 2,3,4,5 на каждого ребенка
- Зеленые полоски, обозначающие слова при составлении схемы предложения
- Мяч
Воспитатель показывает игрушку Незнайка.
Педагог. К нам сегодня пришел Незнайка, говорит, что он плохо запомнил все, о чем говорилось на первом занятии. Давайте ему напомним!
Наша речь состоит из ... (слов, предложений). Если слова подружатся и встанут рядом, то получится …(предложение). В предложении может быть разное количество (2,3,4,5,6,7 и т.д.) …(слов).
А все слова состоят из …(слогов, звуков, букв). (Элемент опережающего обучения.). Как мы будем обозначать слова при составлении схемы предложений? (Зелеными полосками.) Как лучше подсчитывать количество слов в предложении? (Можно «бросать» каждое слово, как мяч.)
А вот Незнайка говорит, что можно подсчитать, сколько слов в предложении, шагами: сколько шагов, столько и слов. Давайте, проверим, так это или нет.
Взрослый называет предложение «Незнайка пришел учиться». Кто-либо из детей отсчитывает количество слов «под шаг по кабинету», другие могут «шагать», сидя на своих местах, то есть сколько раз ребенок топнет ножками, столько слов и в предложении.
Педагог. Я прочитаю вам стихотворение «Что такое слова?»:
Всему названию дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что видеть может глаз-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Обозначай словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо.
А. Шибаев
Педагог. Вам понравилось стихотворение? Придумаем про это предложение?
Дети: Детям понравилось стихотворение.
Педагог: Сколько здесь слов? Назовите первое слово, второе, третье. Значит, в этом предложении три слова. А есть ли здесь законченная мысль?
Дети: Да, нам все понятно, все слова дружат друг с другом.
Педагог: Предлагаю поиграть. Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если набор слов.
Цель упражнения: коррекция логического мышления, слухового внимания. Занятие проводится на ковре, сидя, в позе Лотоса.
Педагог: Я говорю: «Пчела жужжать. Что я сказал(а)?
Дети: Просто два разных слова.
Педагог: «Пчела жужжит».
Дети: Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль. (варианты «Самолет, лететь. Самолет летит. Строители, строить. Строители строят. Дети, учить. Дети учатся)
Динамическая разминка
Разминка проговаривается 2 раза с последующим изменением имен детей, которые присутствуют на занятии.
Миша, Ира и Иван Имитация танцевальных движений.
Весело плясали,
Покружились, поклонились, Покружиться с прямой спинкой,
Наклониться вперед.
На местах остановились. (Повторить еще ра
Педагог. Ребята, приглашаю вас на ковёр.Сядим на коленях с прямой спиной .
Я говорю целое предложение, а вы сокращаете его на одно слово. Моя бабушка всегда печет вкусные пироги.
Бабушка всегда печет вкусные пироги.
Бабушка печет вкусные пироги.
Бабушка печет пироги.
Бабушка печет.
Педагог: Дети, длинные слова, а есть очень короткие слова. Например: «в школу» - это два слова. «На крыше» - два слова. «Я иду» - тоже два слова. И каждое короткое слово надо выделять отдельно от других слов и обозначать его зеленой полоской при составлении схемы предложений.
Мы очень любим золотую осень.
Мы любим золотую осень.
Мы любим осень.
Педагог. Подними ту карточку, сколько слов в предложении. « Мы поем песню. Саша ест сахар. Наступила зима. Мы читали книжку. Мама мыла окно» и т.д.
Дети слушают сказанное предложение и поднимают карточки с цифрами 2,3,4,5
Педагог. Так, молодцы, а теперь немного дадим отдохнуть глазкам
(Зрительная гимнастика)
Протяните вперед руку. Посмотрите на большой палец – медленно отведите руку вправо, влево, приблизьте палец к носу, удалите от себя.
Поморгайте глазками
Педагог: Отдохнули, а теперь поиграем в игру «Закончи предложение»
Дети прибежали…
(Варианты ответов: … потому что попали под сильный дождь; …из школы; …очень веселые и радостные
Валя решила …;Ребенок заплакал …; Кот обиженно зашипел … .
Педагог. Слушаем загадки, а с отгадкой придумываем предложение, считаем, сколько слов, выкладываем схему слов.
На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой.
(Арбуз)
Приходил – стучал по крыше,
Уходил – никто не слышал.
(Дождь)
Растет не на суше,
Голова из плюша (Камыш)
Дети придумывают предложения, педагог выбирает те, в составе которых не больше 5 слов. Далее составляется схема предложения, где каждому слову соответствует одна зеленая полоска.
Педагог: РА,ра, ра продолжается игра!
Дети встают в круг. Первый участник бросает мяч соседу и говорит любое первое слово будущего предложения. Далее каждый ребенок по очереди прибавляет по смыслу по одному слову в это общее предложение. Например, первый ребенок говорит: «Яблоко»; второй ребенок – «растет»… «на» … «высоком»… «дереве».
Подводятся итоги занятия
Использованная литература:
Бондарева Л.Ю «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день» Ярославль: Академия развития, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида."
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. ГОУ детский сад №1212 ЮВАО Тема. Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида. Цель. Учить употреблять в ...
Конспект занятия "Слова действия. Предложение"
Дети старшей группы группы знакомятся с понятием "предложение", учатся составлять предложения по схемам...
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развиват...
Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"
Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....
Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"
Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...
Конспект занятия "Слово - это мостик понимания между людьми"
К конспекту этого занятия меня подвело стихотворение В Шефнера.Есть слова словно раны,Слова, словно труд.С ними в плен не сдаютсяИ в плен не берут.Словом можно убить, Словом можно спасти.Сло...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: «Состав слова. Анализ предложения. Виды предложений."
Цели:дать детям общее представление о составе слова и словообразовании;научить детей проводить анализ предложения(сколько слов в предложении, определить последовательность слов в предложении)научить о...