Конспект занятия "Слово - это мостик понимания между людьми"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
К конспекту этого занятия меня подвело стихотворение В Шефнера.
Есть слова словно раны,
Слова, словно труд.
С ними в плен не сдаются
И в плен не берут.
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.odt | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ «Слово — мостик понимания между людьми»
Цель:
- Расширять понимания детей о том, что слово человека могущественно, оно поможет найти взаимопонимание; словом можно развеселить, приободрить; словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.
- Развивать умение продумывать свое высказывание, умение представлять, как к прозвучавшим словам отнесется собеседник.
- Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу и подбирать определения к заданным словам.
Ход занятия.
Воспитатель по очереди по кругу каждому игроку проговаривает пословицу с разной интонацией: грустно, весело, повествовательно, вопросительно, восклицательно. Ребенок с такой же интонацией отвечает. Например:
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Слово — не воробей, вылети - не поймаешь.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Слово — не воробей, вылети - не поймаешь.
Воспитатель:
- Ребята, с кем сравнивается слово в народной пословице? Как ы думаете, почему так метко народ сравнил слово с птицей? (Ответы детей.)
- Да, сказанное слово не вернуть нельзя. Оно запомнится вашим собеседником и из памяти его не выкинешь.
Игровая ситуация.
Воспитатель:
- Ребята, у кого есть бабушки? У бабушки для вас всегда доброе слово найдется. Читает обращение к детям:
- Наша Оленька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко в саду.
- Ах ты, моя девочка!
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Ой ты, мой внучек!
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
(Когда купают)
С гуся вода, с лебедя вода ,
А с моего дитятки худоба.
На густой лес, на большую воду,
На чистую колоду.
- Как вас ласково называют? Как вы любите, чтобы к вам обращались?
Ребята, а как вы думаете, какой должна быть речь у бабушки, когда она произносит пестушку, обращаясь к ребенку? (Речь должна быть вежливой, интонация — доброжелательной.)
Инсценировка диалога.
Киса
Хозяин: Здравствуй, киса, как дела?
Что же ты от нас ушла?
Киса: Не могу я с вами жить,
Негде хвостик положить!
Ходите — зеваете,
На хвостик наступаете!
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему нет понимания между героями диалога? Какая будет интонация у хозяина? ( ) А у Кисы? ( )
Чтение рассказа.
Воспитатель:
-Скажите, пожалуйста, о каком слове вы будете жалеть, если не удастся вернуть? (Об обидном слове, котором обидел, расстроил кого — то.)
- Случалось у вас такое, чтобы вы жалели о сказанном? Приведите примеры?
- Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.
Две подружки.
Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:
- Лена, я иду домой, дай мне пожалуйста, куклу.
Лена ответила грубо:
- Да возьми ты свою куклу.
Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку.
Вопросы к детям:
- Почему Варе стало грустно?
- Какую ошибку допустила Лена?
- Как её исправить?
Беседа.
- Ребята, случалось ли так, что вас обижал кто-нибудь?
- Что вы чувствуете при этом? Какие слова вы хотели бы услышать от своих обидчиков? (Ответы детей.)
- В какой ситуации вам бывает обидно и жалко себя? (Хочется услышать слова извинения, сочувствия.)
Разыгрывание ситуаций в парах.
- Девочку толкнул мальчик, она уронила книжку, от которой оторвалась обложка.
- Лопнул воздушный шарик.
- Бабушка налила вам суп, а вы отказались:
- Ешь сама, не хочу!
Бабушка ответила:
- Обидеть легко, а душе каково?
Итог.
- Ребята, только задушевное, искреннее, сердечное слово сохранит дружбу и любовь между людьми. Не случайно говорят: сердечное слово до сердца доходит.
ЗАНЯТИЕ «У меня зазвонил телефон»
Цель:
- Познакомить детей, что телефон это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье, договариваемся о времени и месте встречи.
- Познакомить с правилами общения по телефону. Закрепить слова: вежливость, доброжелательность, средство связи, Телефонные: аппарат, гудки, звонки, номера, трубка.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Отгадайте загадку и узнайте, о чем мы будем разговаривать.
Мы привыкли к нему.
А ведь он — чародей:
Он со мной говорит
Голосами друзей. (Телефон)
Речевая разминка.
Повторение слоговых цепочек:
ма-ма-ам;
ама-ама-ам;
аму-аму-ом;
мау-мау-мы;
ма-мо-му;
ам-ам-ама;
аму-аму-му.
Выделение начального согласного в словах: мак, мама, маска, мыло, мошка, муха.
Игра «Разговор по телефону».
Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает :
- Как вы думаете, зачем нужен телефон? ( )
- Представьте себе, что корова решила позвонить своей подруге и рассказать о том, как она провела каникулы.
Дети делятся на пары, уточняется настроение коров , в руки берутся воображаемые трубки. Пары Играют по очереди. Уточнение — коровы только мычат.
Дикционное упражнение.
Произнести чистоговорку:
Ок-ок-ок — телефонный вновь звонок.
Ит-ит-ит — кто же это говорит?
Ра-ра-ра — это я, твоя сестра!
Беседа «Как общаться по телефону».
Воспитатель моделирует несколько ситуаций, которые помогут обратить внимание ребят на основные правила:
- Разговор по телефону начинается со слова «Здравствуйте», а не с такой, допустим, фразы: «А Колю позовите!», или с вопроса: «Таня дома?»
- Воспитанный человек обязательно спросит, в удобную ли он минуту позвонил?
- Воспитанный человек не перебивает собеседника и не затягивает разговор, коротко и ясно, не кричит в трубку, а говорит вполголоса.
Далее воспитатель предлагает детям разыграть ситуации.
- Коля позвонил Юре, чтобы пригласит его на день рождения. Трубку взяла его мама.
- Аня звонит Марине. Ей хочется поделиться радостью — ей купили новую куклу! Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина занята делами. Как поступит Аня?
- Юля осталась одна дома. Ей скучно, она решила позвонить своей подружке из соседнего подъезда и позвать к ней. Трубку взяла мама.
- Лена позвонила к маме на работу. Трубку взяла её сотрудница. Что скажет девочка?
- Ответьте по телефону человеку, который ошибся и неправильно набрал номер.
Игра «Испорченный телефон»
Дети передают друг другу одно и то же слово шепотом, чтобы никто не слышал, кроме рядом сидящего игрока. Переспрашивать нельзя. По мере передачи слово может измениться. Сравнить первое и последнее слова. Делается вывод: говорить по телефону нужно четко и ясно, чтобы все нас поняли.
Итог.
Поможет прочному запоминанию правил телефонного разговора, а так же расширит детские представления о возможности общения, чтение, обсуждение и инсценировка сказки К. Чуковского «Телефон».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.
Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...
"Мостик понимания между педагогами и родителями". Формы работы с родителями.
Презентация к выступлению...
«Мостик понимания между родителями и ДОУ»
Цель статьи: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Мостик понимания между родителями и ДОУ
Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. Семья и дошкольное учреждение по-своему передаю...
Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"
Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...
Методическая разработка. Консультация: «Мостик понимания между родителями и педагогами».
Консультация:«Мостик понимания между родителями и педагогами». Консультация посвящена решению одной из годовых задач дошкольного учреждения - совершенствование различных ф...
Буклет «Мостик понимания между ДОУ и родителями воспитанников в рамках ФГОС»
laquo;Мостик понимания между ДОУ и родителями воспитанников в рамках ФГОС»...