Конспект занятия "Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида."
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.

ГОУ детский сад №1212 ЮВАО

 

Тема. Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида.<?xml:namespace prefix = o /??>

Цель. Учить употреблять в речи глаголы совершенного или несовершенного вида.

 

Задачи образовательные.

1. Познакомить детей с вопросами: Что делает? Что сделал(а) ?

2. Учить выкладывать схему простого предложения, состоящего из 2 слов.

3. Учить различать слова действия на виды по вопросам и значению.

 

Задачи коррекционные

1.     Учить согласовывать с существительными.

2.     Обогащать глагольный словарь детей.

3.     Учить детей владеть способом действия по распознаванию видов глагола

4.     Показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида, возможности функционирования глаголов в речи.

5.     Развивать навыки употребления глаголов в речи.

6.     Побуждать детей делать самостоятельную мыслительную работу.

7.     Развивать навыки употребления глаголов в речи.

8.     Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.

 

Задачи воспитательные:

Воспитывать интерес к родной речи.

 

 

                                                       Ход занятия.

1. Орг. момент.

Логопед предлагает сесть на свои места тем детям, которые повторят названия двух похожих действий: играл — поиграл, летел — полетел, читал — прочитал, строил — построил, пел — спел, учился — научился, рисовал — нарисовал и другие глагольные пары, где глагол совершенного вида образуется с помощью приставки.

 

2.1. Сообщение темы занятия.

      Логопед предлагает выйти двум желающим, чтобы выполнить задание. Первому ребенку на ушко дается задание пить воду, второму — лепить шарик из пластилина. В то время как дети производят оговоренные действия, логопед спрашивает: Что делает Петя? Что делает Саша?

Когда действия завершены, следуют вопросы: Что сделал Петя? Что сделал Саша?»

Затем логопед сравнивает формы глаголов и соотносит их со значением:

«Пока действие не закончилось, мы говорили: лепит, пьет (или: лепил, пил). Когда действие закончилось, сказали по-другому: слепил, выпил. Слова изменились. Вы слышите это? Лепит — лепил — слепил, пьет — пил — выпил».                Мы с вами уже знаем, что есть слова  - предметы. Они отвечают на вопросы: «Кто? Что?».

                А сегодня вы узнаете о словах действиях. Они отвечают на разные вопросы »

2.2. Составление предложений с глаголами совершенного и несовершенного вида по сюжетным картинкам серии Каше.

Девочка ставит чайник.

Девочка поставила чайник.

 

Мальчик лепит зайчика.

Мальчик слепил зайчика.

 

Девочка пьёт чай.

Девочка выпила чай.       И т. д.

 

2.3. Уточнение глаголов.

            Далее логопед предлагает детям составить предложения по каждой паре картинок отдельно и выделить (произнести утрированно) название действия.

 

2.4. Логопед говорит, что сейчас получат фишки те дети, которые правильно назовут законченное действие.

Конь скакал, скакал по дороге и наконец... (прискакал).

Путник шел, шел и наконец... (пришел).

 Мама мела, мела пол и наконец... (подмела).

Лена грела, грела руки и наконец... (согрела).

 Колобок катился, катился и наконец... (прикатился).

 Петя клеил, клеил листы бумаги и наконец... (склеил).

 Гуси-лебеди летели, летели и наконец... (прилетели).

 (Плыл — приплыл, просил — выпросил, ехал — приехал, бежал — прибежал, резал — разрезал, шила — сшила, варила — сварила, читал — прочитал, ел — съел, будил — разбудил, учил — выучил, писал — написал и т.п.)

 

2.5. Физминутка.

            Во время выполнения заданий и после их завершения логопед задает вопросы, акцентируя внимание детей на разнице слов, обозначающих незаконченные и законченные действия, а также их соответствии вопросам: что делаем? что сделали? Кружимся — покружились, приседаем — присели, хлопаем — похлопали, топаем — потопали, прыгаем — попрыгали, наклоняемся — наклонились, поднимаем (руки) — подняли, опускаем (руки) — опустили и пр.

 

2.6. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах картинки с изображением действий, производимых детьми, взрослыми, животными.

 

3. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе, тема:: «ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА»

Социально - коммуникативное развите. Конспект НОД в старшей группе  "Зимние виды спорта" .Формирование представлений о зимних олимпийских  видах спорта....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующего вида воспитанников шестого года жизни по образовательной области «Художественное творчество» с использованием ИКТ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в группе компенсирующего вида воспитанников  шестого года жизни по образовательной области «Художественное творчество»  с использо...

Конспект занятия по ИЗО деятельности «Зимние олимпийские виды спорта» ( старшая группа)

Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии зимних видов спорта. Необходимо, чтобы дети понимали, что представляет собой тот или иной вид зимнего спорта, какой спортивный инвентарь ...

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Виды транспорта"

Знакомство детей с видами транспорта. Занятие включает в себя и аппликацию и физкультминутку, есть элементы ИКТ....

конспект занятия по развитию речи на тему " Виды транспорта" в средней группе

Тема: « Виды транспорта»Задачи:Образовательные:·        Знакомить детей с понятием –транспорт;·        Закреплять в активном слова...

Организация образовательной деятельности по усвоению навыков практического употребления глаголов совершенного и несовершенного на материале лексической темы «Профессии».

Организация деятельности по формированию лексико-грамматических конструкций родного языка, создание  условий для уточнения и расширения словарного запаса на материле лексической темы "профес...