Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_bukvy_au.1.docx | 70.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Тема: «Звуки и буквы А, У»
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «а, у»; учить дифференцировать эти звуки; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов; познакомить с буквами «А, У»; развивать память и внимание.
Оборудование: предметные картинки, прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с буквами А, У; демонстрационный материал.
Ход ООД
I.Открытый вход в деятельность
Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на пруду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
Ну что из них получится?
Логопед: - Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
(Звук У.)
Алый арбуз все ребята едят,
В августе аисты к югу летят.
Логопед: - Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
(Звук А.)
II. Расширение имеющихся знаний:
Логопед: «Какие звуки мы учили?» (А, у.)
1.Уточнение артикуляции звуков а, у.
2.Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
3.Характеристика звуков (гласные звуки).
4. Анализ и синтез слогов.
Педагог называет слоги, задает вопросы. Например:
а. «АУ— сколько звуков я произнесла?» (Два.)
Какой первый звук? (А) (Дети дают характеристику звука.) Какой второй звук? (У) (Дети дают характеристику звука.)
б. Первый звука. Второй звук». Что получилось? (ау) Аналогично разбирается слог уа.
5. Д/и «Поймай звук».
-Встаньте около стульчиков. Послушайте слова, если услышите звук «А» или»У» - хлопайте в ладоши, не услышите – топайте ногами.
Словарный материал: аист, астры, лужа, стол, нос, стул, диван, ком, пила, торт .
6.Д/и «Угадай слово».
Логопед говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук — а или, у. Отгадывать слова вам помогут картинки на полотне. Словарный материал: ...пельсин, ...тюг, ...льбом, ...ши, ...нтенна, ...жи, ...сы, ...втобус, ...тята, ...стра.
III. Динамическая пауза
Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу. (машем руками)
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова – левою ногой.
Вот тогда придешь домой. (ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
IV. Знакомство с новым материалом.
Логопед: – Какие звуки вы сегодня повторили? (звук «А», звук «У»)
Логопед:- Какой буквой мы обозначим звук «А» - буквой «А»
Вот два столбца наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(показ буквы с картинками)
Логопед:- Какой буквой мы обозначим звук «У» - буквой «У»
У – сучок в любом лесу
Ты увидишь букву У.
(показ буквы с картинками)
Логопед:- вспомним правило:
Звуки мы произносим и слышим, буквы читаем и пишем.
V.Практическая работа
1.Выкладывание букв из палочек. Прорисовывание в воздухе.
2.Работа в прописях.
VI. Открытый выход из деятельности.
Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
С какими буквами мы познакомились? (А,У)
Молодцы! Все сегодня работали очень активно! Я вами довольна!
Для пения гласные звуки важны,
Они и напевны и очень нежны.
Летят, как птицы, эти звуки в синеву:
-А-у, а-у, а-у.
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Тема: «Звук и буква И»
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Цель: Закрепить навыки различения и правильного произношения звука и; учить выделять ударный гласный звук; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; чтения слогов; познакомить с буквой «И»; развивать память, внимание, логическое мышление.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с буквой И; демонстрационный материал.
Ход ООД
I.Открытый вход в деятельность
I. Организационный момент.
Логопед:- Садится тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук А, У, И
II. Расширение имеющихся знаний:
Логопед: «Какие звуки мы учили?» (А, у.) «Назовите звук, при произношении которого губы сложены трубочкой (У.) Назовите звук, при произношении которого рот широко открыт (а). Губы в улыбке (и).»
1.Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
2.Характеристика звуков (гласные звуки).
3. Дидактическая игра «Живые звуки» (ау, уа, иа, аи).
III. Динамическая пауза
Дети маршируют на месте. На звук А останавливаются, на звук У приседают, на звук И хлопают в ладоши.
А-И-У-И-У-А и т.д.
IV. Знакомство с новым материалом.
Логопед: – Какие звуки вы сегодня повторили? (звук «А», звук «У» звук «И»)
Логопед:- Какой буквой мы обозначим звук «А» - буквой «А»
Логопед:- Какой буквой мы обозначим звук «У» - буквой «У»
(показ буквы с картинками)
Логопед:- Какой буквой мы обозначим звук «И» - буквой «И»
Знакомство с буквой и. Показ буквы. Нахождение буквы в кассе. «Из скольких элементов состоит буква?»
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
-И!
V.Практическая работа
1.Выкладывание буквы И из палочек. Прорисовывание в воздухе.
2.Работа в прописях.
VI.Итог.
Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
С какой буквой мы познакомились? (И)
Молодцы! Все сегодня работали очень активно!
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Тема: Звуки «П., Пь». Буква П.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с буквой П; демонстрационный материал.
Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П - Пь; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; чтения слогов; познакомить с буквой «П»; развивать память, мышление.
Ход ООД
I.Открытый вход в деятельность
Садится тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звуки а, у, и.
II. Расширение имеющихся знаний:
«Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами». (Отгадывание звуков а, у, о, и по беззвучной артикуляции.)
«Какие это звуки?» (Гласные.) «Почему они называются гласными? Что такое звук?»
Анализ и синтез слогов аи, уи, ау, уа.
1. Педагог читает загадку:
Он круглый и красный .
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней (помидора).
Задает вопрос: «Какой первый звук в слове помидор?» (звук п).
Логопед произносит звук П. Уточняет его артикуляцию (губы сжаты и «стреляют»).
Дети произносят П хором и по одному.
Логопед дает характеристику звука (согласный, твердый)
Педагог декламирует: Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе (пять).
Проводится работа, аналогичная описанной выше. При характеристике звука уточняется, что он согласный, мягкий. Логопед спрашивает: «Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?» (со звуками П - Пь).
2. Речевая зарядка.
па—пя,
an—апь,
по—пё,
on—опь,
пу—пю,
уп—упь,
пы—пи ,
ыпь—ипь
3. Выделение звуков П - Пь из ряда других звуков.
На звук П дети поднимают синий квадрат, на звук Пь — зеленый.
4. Игровое упражнение «Отгадай загадку».
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Петух.)
Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, но чихает.
(Пылесос.)
Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка.)
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда.
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
5. Игровое упражнение «Дополни предложение».
Педагог выставляет картинки: помидор, письма, пальто, пирог. Дети проговаривают названия. Далее дополняю! предложения:
На огороде выросли красные... . Мама испекла вкусный... . Мальчик отправил... . Полина сняла... .
III. Динамическая пауза
Мы, как серые зайчата, Прискакали на лужок.
Прыг-скок, прыг-скок. Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет, Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке. Прыг-скок, прыг-скок.
IV. Знакомство с новым материалом.
Знакомство с буквой П.
Педагог объясняет, что звуки П - Пь на письме обозначаются одной буквой П.
Показ буквы. Нахождение буквы в кассе.
V.Практическая работа
«Из скольких элементов состоит буква П?» Выкладывание П из палочек.
Прорисовывание П в воздухе. Печатание буквы.
Анализ слога АП. Синтез слога АП.
Логопед предлагает детям выложить на столе букву А, затем вторую букву —П прочитать то, что получилось (АП).
Аналогично выкладываются и прочитываются УП, ИП.
9. Печатание этих слогов.
VI. Подведение итога .
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Тема: Звуки «Т-Ть». Буква Т.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с буквой Т; демонстрационный материал.
Цель: закрепить навыки четкого произношения звуков Т - Ть в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить анализу и синтезу слогов; познакомить с буквой Т; развивать внимание, память.
Ход ООД
I.Открытый вход в деятельность
Дети садятся в определенной последовательности: сначала те, кто стоит
перед, за, около, после, между.
II. Расширение имеющихся знаний:
«Назовите гласные звуки».
«Назовите согласный твердый звук».
«Назовите согласный мягкий звук».
«Придумайте слова со звуками П-Пь.».
«Как стучит молоток?» (тук-тук-тук).
«Какой первый звук в этих словах?» (звук Т).
Артикуляция звука (язык ударяется о бугорки).
Проговаривание звука хором и по одному.
Характеристика звука (согласный, твердый).
Логопед: Послушайте загадку:
Не будильник, а звенит,
Не приемник – говорит,
Угадайте, кто же он?
Ну, конечно … (телефон).
Логопед: «Какой первый звук в слове телефон?» (звук Ть).
При произношении (ть) – кончик языка опускается за нижние зубы.
Проговаривание звука хором и по одному.
При характеристике звука уточняется, что он согласный, мягкий.
Логопед спрашивает: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня говорили?» (о звуке Т и звуке - Ть).
Речевая зарядка:
та—то ту-ты aт-от ут-ыт ту-то ты-та ут-ит ат-от |
тю-тю-ту ту -тю ты -ти то -те |
Проговаривание чистоговорок:
Та-та-та — унас в доме чистота.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.
То-то-то — стали мы играть в лото.
Ат-ат-ат — берем с собою самокат.
Те-те-те – тесто на плите
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Узнавание звука т в словах:
дидактическая игра «Светофор».
Словарный материал: книга, танк, дом, таблетка, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква, дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.
Дидактическая игра «Какое я слово загадала?»
Словарный материал: ...арелка, ...апочки, ...анец, ...аракан, ..алон, ...учи, ...опор, ...ыква, ...ополь, ...аблетка
III. Динамическая пауза
Руки вверх мы поднимаем –
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
Так – направо, так – налево
IV. Знакомство с новым материалом
Знакомство с буквой Т.
На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.
1. Показ буквы.
2. Нахождение в кассе.
3. Из скольких элементов состоит буква.
V.Практическая работа
1. Выкладывание из палочек.
2. Прорисовывание в воздухе.
3. Печатание буквы.
4. Анализ слогов ат, от, ит, эт.
5. Синтез слогов (работа с кассой).
VI. Подведения итогов.
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Тема: Звуки «К-Кь». Буква К.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Цель: Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; формировать навыки работы над предложением; упражнять в пересказывании текста; познакомить с буквой К; развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с буквой К; демонстрационный материал.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Садится тот, кто определит первый звук в следующих словах: аист, туфли, индюк, паук, улитка, танк, ива, полка, автомат, тень.
II. Расширение имеющихся знаний:
1.«Назовите гласные звуки».
«Назовите согласный твердый звук».
«Назовите согласный мягкий звук».
«Придумайте слова со звуками Т-Ть».
«Придумайте слова со звуками К-Кь».
Характеристика звука К (согласный, глухой, твердый).
Характеристика звука Кь (согласный, мягкий, глухой).
2.Речевая зарядка:
Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку - взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак - расцветает мак.
Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ки-ки-ки - это кубики.
Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.
Дидактическая игра «Измени слово».
Словарный материал:
пора—кора
маска—каска
полено—колено
лом—ком
розы—козы
роса—коса
пони—кони
рот—кот
цапля—капля
пол—кол
норка—корка
ворона—корона
Дидактическое упражнение:
«Закончи предложение подходящим по смыслу словом со звуком К или Кь».
На голове у клоуна клетчатая (кепка).
Кира испекла сладкий (кекс).
Максим купил газеты в (киоске).
На солнышке греется пушистая (кошка).
У Вики и Ники билеты в (кино).
Пересказ рассказа «Котята».
У тёти Киры пять котят. Одного котёнка тётя Кира отдала маленькому Коле. У Коли теперь котёнок. Коля будет любить котёнка.
Вопросы: Сколько котят у тёти Киры? Кому отдала котёнка тётя Кира? Как Коля будет относиться к котёнку?
III. Динамическая пауза
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
IV. Знакомство с новым материалом
1.Знакомство с буквой К.
2.Показ буквы.
3.Нахождение в кассе.
4. Из скольких элементов состоит буква.
V.Практическая работа
1.Выкладывание из палочек.
2.Прорисовывание в воздухе.
3.Печатание буквы.
4. Анализ и синтез слогов АК, УК, ИК, КА, КУ, КИ .
VI. Подведения итогов.
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Тема: Звуки «Х-Хь». Буква Х.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Цель: Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; познакомить с буквой Х; развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с буквой Х; демонстрационный материал.
Ход ООД
I.Открытый вход в деятельность
Садится тот, кто назовет первый звук в словах паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, тапочки, полка, такси, каток, танк.
II. Расширение имеющихся знаний:
1.«Назовите гласные звуки».
«Назовите согласные твердые звуки».
«Назовите согласные мягкие звуки».
Игра «Услышь звук»
Логопед: - Послушайте слова и скажите, какой звук встречается в начале слов?
Холодильник, хлеб, хобот, хомяк, халат
Звук Х
Логопед: - А какой звук встречается в начале этих слов: Хижина, химия, хищник, хитрить.
Звук Хь
Характеристика звуков Х – Хь
Х (согласный, твердый, глухой).
Хь (согласный, мягкий, глухой).
2.Речевая зарядка:
1) ах-ох-ух-их;
ха-хо-ху-хы
хя-хе-хю-хи;
ахь-охь-ухь-ихь...
Проговаривание чистоговорок:
2)Ха-ха-ха — испугали петуха.
Ху-ху-ху — ели мы уху.
Их-их-их — ветерок затих.
Ох-ох-ох — зеленый мох.
Ох –ох- ох – баба сеяла горох
Хи-хи-хи — в поле пели петухи.
Дидактическая игра «Замени первый звук в слове на звук Х».
Словарный материал: салат — халат шрам — храм голод — холод свалить — хвалить сор — хор гудеть — худеть год — ход Глеб — хлеб
Отгадывание предметов по описанию. Выделение звука в начале, середине и конце слова:
а) мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб);
б) мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух);
в) с красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет (петух),
г) маленькая, черная, по комнате летит, звонко жужжит (муха).
III. Динамическая пауза
Хомка-хомка хомячок Полосатенький бочок | (надуваем щеки как хомяк) (гладим себя по бокам) (потягиваемся) шагают (показывываем – упражнения). (далее зарядка). |
IV. Знакомство с новым материалом
1.Знакомство с буквой Х.
2.Показ буквы.
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
3.Нахождение в кассе.
4. Из скольких элементов состоит буква.
V.Практическая работа
1.Выкладывание из палочек.
2.Прорисовывание в воздухе.
3.Печатание буквы.
4. Анализ и синтез слогов АХ, УХ, ИХ, ХА, ХУ, ХИ .
VI. Подведения итогов.
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Тема: Звук «О». Буква О.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Цель: Закрепить навыки четкого различения и произношения звука О в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух, учить выделять звук в начале, середине и конце слова; работать над предложением; познакомить с понятием «предлог»; познакомить с буквой О; развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с предметными картинками; разрезная азбука; папки для звукового анализа.
Ход ООД
I.Открытый вход в деятельность
Садится тот, кто назовет слова, начинающиеся на гласный звук.
II. Расширение имеющихся знаний:
Педагог выставляет картинки: окна, осы, Оля, облако, овощи. Задает вопросы:
— Какой звук повторяется во всех этих словах? (звук О).
Артикуляция звука (губы вытянуты вперед, округлены).
Характеристика звука (гласный). Дети должны объяснить, почему О относится к гласным звукам.
Проговаривание звука хором и по одному.
Педагог дает задание определить позицию звука О в слове (работа по карточкам).
III. Дидактическая игра «Много—один».
Логопед называет несколько одинаковых предметов, а ребенок говорит название одного такого же предмета. Словарный материал:
кольца — кольцо сёдла — седло звенья — звено
зёрна — зерно крылья — крыло колеса — колесо
стёкла — стекло перья — перо
Работа над предложением:
а) логопед произносит ряд предложений, затем просит воспроизвести их по первому слову.
Оля лепит домик, У дома много пионов. Тома и Вова пили кофе. Около дома растет осина. В лесу много опят. Осенью собирают овощи;
б) составление схемы предложения: Оля лепит домик.
III. Динамическая пауза
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И на стулья все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за педагогом.)
IV. Знакомство с новым материалом
Знакомство с буквой О.
Педагог читает стихотворение.
В этой букве нет угла, До того она кругла, Оттого она кругла. Покатиться бы могла.
Показ буквы. Нахождение буквы в кассе.
V.Практическая работа
Прорисовывание буквы О в воздухе.
Печатание буквы О в тетрадях
V. Анализ и синтез слогов
VI. Чтение слогов.
VIII. Подведение итога.
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Тема: Звуки «Л-Ль». Буква Л.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Цель: Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в пересказывании текста; познакомить с буквой Л; формирование графических навыков и навыка слитного послогового чтения, развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с буквой Л; разрезная азбука; папки для звукового анализа.
Ход ООД
I.Открытый вход в деятельность
Логопед: Садится тот, кто назовет первый звук в словах: паук, ток, осы, конфета, хор, торт, палатка, карта, облако, хлеб, тапочки, овощи, полка, такси, каток, окна.
II. Расширение имеющихся знаний:
Игра «Услышь звук»
Логопед: - Послушайте слова и скажите, какой звук встречается в начале слов?
лак, лампа, лоб, ложка, лужа, лук, луна, луч, лыжи.
Звук Л
Логопед: - А какой звук встречается в начале этих слов:
лист, липа, лиса, лицо, лимон, лев, лес, лейка, лента.
Звук Ль
Характеристика звуков Л – Ль
Л (согласный, твердый, звонкий).
Ль (согласный, мягкий, звонкий).
2.Речевая зарядка:
1) Ло-ло-ло на улице тепло.
Лу-лу-лу-стул стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул.
Оль-оль-оль- мы купили соль.
Дидактическая игра «Светофор».
Логопед произносит слова: лук, лебедь, лото, лыжи, листья, ложка, уголь, пила, линейка, лапа, листопад.
Дети услышав Ль , поднимают зелёную карточку, а услышав Л, - синюю.
Дидактическая игра «Измени слово».
Дети меняют одну букву в слове и произносят вслух:
Вес – лес
Пекарь – лекарь
Репка – лепка
Вещь – лещ
Пень – лень
Песок – лесок
Пересказ рассказа «Лиса и лисята».
Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусёнка. Лиса унесла гусёнка своим голодным лисятам. Лисята наелись. Они стали веселы и довольны.
Логопед задает детям вопросы по тексту.
Читает рассказ повторно, с установкой на запоминание.
Дети пересказывают текст.
III. Динамическая пауза
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске, — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
IV. Знакомство с новым материалом
1. Показ буквы Л.
2.Нахождение Л в кассе букв.
3.Из скольких элементов состоит буква.
V.Практическая работа
1.Выкладывание буквы из палочек.
2.Прописывание в воздухе.
3.Печатание буквы в тетрадях.
4. Выкладывание и чтение слогов
5.Преобразование слов: полка — палка — галка.
6.Выкладывание слов: лук, лото, лиса.
VI. Подведения итогов.
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Тема:Звуки М-Мь. Буква М.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков М, Мь в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой М; развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с буквой М; разрезная азбука; папки для звукового анализа.
Ход ООД
I.Открытый вход в деятельность
Садится тот, кто придумает слова со звуками К, Кь
II. Расширение имеющихся знаний:
Логопед выставляет картинки: мак, компот, мухи, дома, мох, машина, мел, мельница, миска, мяч, помидор и др.
Дети отвечают на вопрос, какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? (звуки М, Мь).
Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).
Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий).
Речевая зарядка.
Словарный материал:
ма — мя ам — амь мо — мё ом — омь му — мю ум — умь мы — ми им — имь
Дидактическая игра «Кто больше?».
Дети перечисляют продукты, в названиях которых есть звуки м, м' {маргарин, масло, мясо, макароны, молоко, мука, манная крупа и др.).
Дидактическая игра «Камень— вата».
Педагог читает стихотворение. Дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук М, и поднимают зеленый кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат мягкий звук Мь.
На полу скребется мышка, Убежала в норку мышка, Спит в берлоге бурый мишка, Спать залег в берлогу мишка, Этот мишка очень мил, Мальчик мал, но очень мил. Только лапы он не мыл. Он водичкой руки мыл.
Дидактическая игра «Наоборот».
Словарный материал:
война — мир ссориться — мириться быстро — медленно твердый — мягкий глупый — умный большой — маленький
Знакомство с крылатыми выражениями:
а) медвежья услуга — услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;
б) махнуть рукой — перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо;
в) мутить воду — специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.
Составление предложений по опорным картинкам. Составление схем предложений.
III. Динамическая пауза
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем,
По кругу все пойдем.
IV. Знакомство с новым материалом
1.Знакомство с буквой.
2.Показ буквы.
Взявшись за руки,
Мы встали
И на М похожи стали
3.Нахождение буквы в кассе букв.
4.«Из скольких элементов состоит буква?»
V.Практическая работа
1.Выкладывание буквы из палочек.
2.Прорисовывание М в воздухе.
3.Печатание буквы.
4. Анализ слогов ом, ум, им, ма,му, ми. Синтез этих слогов (работа с кассой букв). Чтение слогов.
VI. Подведения итогов.
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Тема. Звуки Н-Нь. Буква Н.
Цель: закрепить навык произношения звуков Н- Нь в слогах, словах, фразах; учить подбирать слова, противоположные по смыслу; работать над предложением; познакомить с буквой Н; учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и слов, печатанию слогов и слов; познакомить с правилом употребления прописной буквы в именах; развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, карточки с буквой М; разрезная азбука; папки для звукового анализа.
Ход ООД.
I.Открытый вход в деятельность
Садится тот, кто назовет первый звук в своем имени.
II. Расширение имеющихся знаний:
1. Логопед называет слова: нос, носки, нота, стакан, лимон, нитки, тень, конь и т.д. Задает вопрос: «Какой звук чаще всего слышится во всех этих словах?» (звук н и н’).
2. Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий, звонкий).
3. Воспроизведение слоговых рядов:
на—но-—ну—ны ан—он—ун—ын
ня—не—ню—ни сна—сно—сну—сны
4. Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши, услышав звуки Н-Нь.
Словарный материал: ком, сон, торт, сосна, пила, Нина, Римма, сено, весло, сосна, тень, день.
5. Дидактическая игра «Наоборот». Словарный материал:
верхний—нижний высушить—намочить веселый—грустный короткий—длинный налево—направо снять—надеть высоко—низко под—над
6. Упражнение «Составь предложение». Словарный материал:
Кот, спать, окно, на, Васька. Сидеть, на, диван, Ната. Дети, гора, с, кататься. Нина, деревня, ехать, в. Антон, линейка, на, класть, книга. Ботинки, с, ноги, снимать.
Составление схемы предложений с предлогами.
III. Динамическая пауза
Хлопаем в ладошки — А когда скажу «Вставай»,
Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.
Пусть попляшут ножки. Ножки вместе, ножки врозь.
По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки накрест — опускайся Ножки здесь и ножки там,
И команды дожидайся, Что за шум и что за гам?
IV. Знакомство с новым материалом
1.Знакомство с буквой.
2.Показ буквы Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
V.Практическая работа
3.Выкладывание из палочек.
4.Печатание буквы.
5.Упражнение с разрезной азбукой. Выкладывание и преобразование слогов и слов. Чтение их. Словарный материал:
ан—на—нам—нас—нос—сон—сын—сы—усы но—ноты—нота—Ната
6.Знакомство с правилом употребления прописной буквы в именах. Печатание слогов и слов под диктовку:
ан—он—ун—ин—ын—ни—на—но—ну—ны
нам—нас—нос—сон—сын—Ната—Нина—Инна
VI. Подведения итогов.
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Тема. Звуки С-Сь. Буква С.
Цель: Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков С-Сь в слогах, словах, фразах; выделение звуков С-Сь в начале, середине, конце слова; учить словообразованию относительных прилагательных, согласованию их с существительными; упражнять в составлении предложений с предлогами; закрепить навык пересказывания; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, разрезная азбука; папки для звукового анализа.
Ход ООД.
I.Открытый вход в деятельность
Садится тот, кто назовет слова со звуками С-Сь.
II. Расширение имеющихся знаний:
Логопед спрашивает: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (о звуках С-Сь).
Уточнение артикуляции звуков и их характеристики.
Речевая зарядка.
Са-са—са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со— у Вовы колесо.
Усь—усь—усь — на лугу пасется гусь.
Су-су-су — холодно в лесу.
Си—си-си — сук в руке неси.
На столах у детей картинки. Ребенок называет картинку и определяет позицию звуков в словах.
Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.
а) осень—осенний апельсин—... фасоль—...весна—весенний ананас—... мясо—...сосна—сосновый слива—... стекло—...осина—осиновый капуста—... кокос—...
б) осенний осенняя осеннее осенние лист погода небо листья воздух листва солнце поля костюм слякоть пальто сады
лес, сад обувь поле леса
Составление предложений по опорным словам. Спит, кот, сено, на. Коляска, с, Сима, стоит. Собака, сосна, под, спать. Стол, на, стоит, сито. Сад, беседка, в, стоит. Стол, апельсин, со, упал. Составление рассказа по вопросам:
а) Наступила (что?) осень. С лип, кленов, осин осыпаются на землю (что?) сухие листья. Соня, Саня, Вася и Сима гуляют (где?) в осеннем саду. Они поднимают с земли (что?) осенние листья. Из осенних листьев они сделают (что?) осенний букет. Дети поставят букет (куда?) в синюю вазу;
б) Логопед читает текст;
в) Вопросы по тексту: Какое время года наступило? С чего осыпаются сухие листья? Кто гуляет в осеннем саду? Что делают дети? Из чего они сделают осенний букет? Кто поставит букет в вазу?;
г) Повторное чтение с установкой на запоминание;
д) пересказ текста.
III. Динамическая пауза
Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.
IV. Знакомство с новым материалом
1.Знакомство с буквой.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
V.Практическая работа
1.Печатание буквы.
2. Анализ и синтез слогов: са, ус, сы, ис, су, ос, сэ.
3. Звукослоговой анализ слов:, сук, сом, сок, Сима.
VI. Подведение итога.
Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательная деятельность», «Физическая», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная».
Тема Звуки з, з’ Буква з.
Цель: Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков з, з' в слогах, словах, фразах; учить образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных, согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в употреблении предлогов за, из-за; познакомить с понятием «родственные слова», учить звукослоговому анализу слов; познакомить с буквой з; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление
Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, счетные палочки, разрезная азбука; папки для звукового анализа.
Ход ООД.
I.Открытый вход в деятельность
Садится тот, кто назовет звуки в словах: пух, кот, кит, сок, мох, мак, сын, тут, ток, сук, сам.
II. Расширение имеющихся знаний:
1. Логопед вывешивает картинки: зима, ваза, газета, зубы, земляника и т.п.
Какой звук чаще других вам встретился в этих словах?
Уточнение артикуляции звука з.
Характеристика звуков з, з'.
Речевая зарядка:
за—зя—зё—зю зда—здо—зду—зды
зё—зя—зю~зи зма—змо—зму—змы
За-за-за — уходи домой коза.
Зу-зу-зу — моем Катю мы в тазу.
Зы-зы-зы — у Зои нет козы.
Образование формы множественного числа родительного падежа существительных
мороз—морозы—морозов
арбуз—арбузы —арбузов
карниз—карнизы—карнизов
паровоз—паровозы—паровозов
рассказ—рассказы—рассказов
водолаз—водолазы—водолазов
груз—грузы—грузов
газ—газы—газов
Дидактическая игра «Измени слово».
губы—зубы
набор—забор
кефир—зефир
гнать—знать
намок—замок
пелёнка—зелёнка
двери—звери
вал—зал,
дуб—зуб
Согласование прилагательных с существительными.
- отбор картинок к признакам зелёный, зелёная, зелёное,
-Игровое упражнение «Про что можно сказать?»
- придумывание предметов к признакам:
зимний зимняя зимнее
день ночь утро
вечер шапка небо
ветер одежда пальто
свитер погода платье
холод шуба яблоко
воздух метель море
Подбор родственных слов.
Зима — зимний, зимник, зимовье, зимовка, зимовщик.
Зелень — зелёный, зелёнка, озеленение, зеленеть.
Упражнение в употреблении предлогов за, из-за. Преобразование деформированной фразы:
Зина, беседка, цветы, посадить, за.
Зоя, беседка, выглянуть, из-за.
Зонт, спина, за, спрятать, Лиза.
Коза, куст, выглядывать, из-за.
Коза, за, пастись, лес.
III. Динамическая пауза
Каждый день по утрам Делаем зарядку.
Очень нравится нам Делать по порядку:
Весело шагать, Руки поднимать,
Приседать и вставать, Прыгать и скакать.
IV. Знакомство с новым материалом
1.Знакомство с буквой З.
На эту букву посмотри — Она совсем, как цифра три.
2.Показ буквы З.
3. Нахождение З в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква?»
V.Практическая работа
1.Прорисовывание з в воздухе.
2.Печатание буквы в тетрадях.
3. Звукослоговой анализ слов
коза, зима
VI. Подведение итога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...
конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
данные конспекты разработаны для воспитателей с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Х ]-[Х\'].
Тема занятия: Звуки[ х][-х].Буква Хх....
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе (ФН, ФФНР) Тема: «Звук и буква Ш».
Цели и задачи:Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Ш; продолжать обучать навыкам звукового анализа и синтеза слов; тренироваться в словообразовании существительных, обозначающих детен...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Д] и [Т]
Дифференциация звуков Д-Т...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности
Технологическая карта организации непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленностиТема: «Путешествие...