Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Х ]-[Х'].
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Тема занятия: Звуки[ х][-х].Буква Хх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon-t-differentsiatsiya_zvukov_h-h._bukva_h.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по обучению грамоте
в подготовительной группе
компенсирующей направленности
Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР детского сада №83 Беляевой Э.С.
Конспект занятия
по обучению грамоте
в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема: Дифференциация звуков X – Х’.
Буква Хх.
Цели:
- Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки (X и Х’) в словах.
- Продолжать знакомить детей с понятием «слова - антонимы».
- Уточнить понятие о словосочетании; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
- Учить определять в словах род и число (без названия терминов).
- Продолжать знакомство с буквой «X» - заглавной, «х» - строчной.
- Упражнять детей в чтении слогов с буквой «X» и составление слов с буквой «X» в кассах.
- Развивать пространственную ориентировку.
- Развивать зрительное внимание, зрительную память.
- Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук.
- Развивать мышление, наблюдательность.
- Воспитывать интерес к играм, связанным с родным языком.
Оборудование:
- схема-анкета для характеристики звуков;
- картинки с изображением Тима и Тома, 2 колокольчика;
-картинки индивидуальные с изображением «холодных»
и «горячих» предметов (солнце, печь, свечка, Снегурочка, снежинка, снеговик, вьюга, сугроб, сосульки, мороженое);
-картинки с изображением домиков ОН, ОНА, ОНИ, ОНО;
-рисунки Карандаша с буквой X;
-конфетти со слогами с буквой X;
-большая хлопушка - сюрприз;
-маленькие хлопушки и ёлочка;
-картинка с изображением перевёрнутого человечка (слова - наоборот);
-грецкие орехи для массажа ладоней и пальцев рук;
-конструкторы Воскобовича для конструирования буквы X;
-кассы букв;
игра «Магические квадраты»;«Зеркальные буквы» на карточках: И, А, У, Ы, Э, К, С.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- работа с «Зеркальными буквами» по карточкам.
- нахождение букв в «Магическом квадрате».
II.Основная часть
1.Знакомство со звуками [X] [Х’].
Выделение звуков [Х] [Х’]в словах.
- Сегодня мы познакомимся новыми звуками. Отгадайте загадку, и вы найдёте этот звук начале слова-отгадки: Чудо-конфета,
Конфета - игрушка,
Стреляет как пушка.
(Хлопушка)
Детям показываю большую хлопушку.
- Назовите этот звук (звук [X])
- Упражнение «Погреем руки».
- Звук [X] слышится в человеческом смехе. Одни смеются: «Ха-ха-ха!» Другие: «Хи-хи-хи!» Посмеёмся вместе: «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!»
2. - Характеристика звуков /X/ и /Хь/ по сигнальной схеме:
Звук [X] - согласный, глухой, твёрдый.
Звук [Хь] - согласный, глухой, мягкий.
3. Рассматривание большой хлопушки - сюрприза.
В хлопушке много маленьких блестящих хлопушек, которыми мы украшаем новогоднюю ёлочку. - «За каждое успешно выполненное задание мы повесим на ёлку одну хлопушку!»
- Упражнение в распознавании этих звуков в словах.
Игра «Тим-Том».
- Позвонит колокольчиком друг Тома, если в словах, названных мною, будет слышаться звук [X], и друг Тима – если в словах будет звук [Х’]. Слова: халат, мухи, хитрый, хобот, хихикать, мех, хлебушек, духи.
4. Продолжение знакомства с понятием «слова — антонимы»
(слова - «наоборот»).
- Придумайте слова - антонимы со звуками [X] [Х’]/:
Плохой - хороший
Прочный - хрупкий
Горячий - холодный
Трусливый - храбрый
Толстый - худой
5. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью грецких орехов с одновременным проговариванием скороговорки:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
6. Работа по определению числа и рода имён существительных:
Игра «Горячий - холодный»:
-Рассмотреть картинки и сказать, у кого предметы «горячие», а у кого - «холодные». Сказать нужно так: «У меня ...
Холодная Снегурочка, Холодный сугроб, Холодная вьюга, Холодная снежинка, Горячая свеча, Горячая печка ,Горячее солнышко.
Игра «Заселим домики «холодными» предметами»:
Сугроб Снежинка Мороженое Сосульки
Лёд Снегурочка
7. Динамическая пауза «Новогодние игрушки».
- Дети - новогодние игрушки. Они «висят» на ёлке (руки с силой тянуть вверх).
- Посмотрели на веселье внизу, возле ёлочки (руки в замок, сильно давить на них подбородком).
- Игрушкам тоже захотелось «ожить» и «захлопать в ладошки», но не получается (руки согнуты в локтях, с силой сдавливать ладони).
- И, наконец, игрушки «ожили» (встряхнуть кисти рук),
встали в круг и «танцуют» (дети показывают элементы новогодних танцев под грамзапись «Новогодние игрушки»).
8. Дыхательная гимнастика по схеме
9. Знакомство с буквой Хх (ха).
Нахождение в кассах заглавной и строчной букв Хх.
Рассматривание рисунков Карандаша. «На что похожа буква X?»
Конструирование буквы Хх( конструктор Воскобовича)
Нахождение буквы X среди графически сходных букв.
10. Упражнение в чтении слогов и слов, составление слов в кассах.
Прочитайте на рассыпавшихся конфетти слоги с буквой X.
Работа с кассой.
Игра «Превращение слов.
- Хохотушка буква X Рассмеялась: «Ха-ха-ха!»
- Составьте слог /ХА/ из букв.
- Добавьте букву /У/ - УХА.
- Добавьте букву /М/ - МУХА.
- Замените букву /А/ на /И/ - МУХИ.
11.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». «Цепочка для ёлочки».
III. Подведение итогов занятия.
- Рассматривание «Домика букв», куда поселилась новая буква Х, и ёлочки, которая, благодаря успешным ответам детей, стала красивой и нарядной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "
В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....
конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
данные конспекты разработаны для воспитателей с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р
Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи
Занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи...