Занятие по обучению к грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: «Звук Б, БЬ. Буква Б.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Занятие по обучению к грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема:  «Звук  Б, БЬ.  Буква  Б.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по обучению к грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема:  «Звук  Б, БЬ.  Буква  Б.»

Цели :

Коррекционно - образовательные:

-научить давать акустико-артикуляционную характеристику  звуку  Б  и  БЬ.

-формировать  номинативную  лексику.

Коррекционно - развивающие:

-учить  детей  дифференцировать  звуки  Б  и  БЬ.  

-знакомство с буквой Б.

-развивать фонематический слух.  

-развивать мелкую моторику, графо-моторные навыки.

-развивать  память  и  мышление.

Коррекционно - воспитательная:

-расширять кругозор  детей.

Оборудование: наборы для составления схем, картинки  со  звуками Б  и  БЬ, карандаши,  листы  с  заданиями  для  детей,  касса букв, конструктор для букв, картинки с дикими животными степи.

                                             Ход занятия :  

  1. Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята.  Давайте повторим хором,  дружно  речовку :

« Всем, всем добрый день, прочь с дороги наша лень».

-Садитесь. Ребята, сегодня к нам на занятие по обучению  грамоты  прискакал  из нашей  степи сайгачонок  по имени  Бова.  Хочет с вами  поиграть, познакомить вас с новой буквой.  Он приготовил  вам  задания  и небольшие  подарки.

-Послушайте первое задание  и  мы  узнаем  с  какой  буквой   мы  сегодня  познакомимся.  

2. Упражнения по развитию  произношения и обучению грамоте:

   «Какое слово лишнее»:

КОЛБАСА, КОЛЕСО, КАРТИНА, БАРАН.   -   Какое слово здесь  лишнее?   Почему?

ВОЛК, ВОЛШЕБНИК, ВАРЕНЬЕ, БЕЛКА. -  Какое  слово  лишнее?  Почему?

-Какие  слова  были лишними?  Назовите  их.   (БАРАН, БЕЛКА).  

-На какой звук начинается слово БАРАН? (Б), а слово БЕЛКА на какой звук начинается? (БЬ). Правильно. Это ребята два разных звука.  

  Акустико-артикуляционный образ звуков.

-Посмотрите, я прикрепила  картинки  с БАРАНОМ и БЕЛОЧКОЙ  на  доску.

-  А теперь ребята  давайте  скажем , чем же похожи и чем отличаются звуки  Б и БЬ.

-Скажите,  эти  звуки гласные или согласные? (СОГЛАСНЫЕ).  

-А почему эти звуки согласные?

-Воздух у нас  свободно выходит  или  встречает  преграду?

-Какую  преграду  встречает  воздух?   (ГУБЫ- они смыкаются).  

-Хорошо, они оба согласные.  

-Давайте проверим - звонкие  или глухие? Положим ладошку на горлышко. (ЗВОНКИЕ).  

-Ребята, а как же мне разобраться, ведь они оба согласные, оба звонкие и одинаково делают губки?  В чём же тогда разница?  (ЗВУК Б-ТВЁРДЫЙ, А ЗВУК БЬ-МЯГКИЙ).  

Развитие фонематического слуха:

-Ребята,посмотрите у  барана  и  белочки    есть  свои  домики.  У  БАРАНА   домик  с  синей  крышей, почему?    ( СИНИМ-ОБОЗНАЧАЕМ ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ).

У  БЕЛОЧКИ  домик  с  зелёной  крышей, почему?  ( ЗЕЛЁНЫМ-ОБОЗНАЧАЕМ МЯГКИЙ ЗВУК).  

-А сейчас я проверю какие у вас внимательные  ушки? Возьмите карточки. Сейчас вы будете поднимать их,  если синюю -то это твёрдый звук Б, а зелёная-это мягкий звук  БЬ.

ПРИГОТОВТЕСЬ СЛУШАТЬ ЗВУКИ:  Б,  БЬ, БЬ, БА, БО, БЫ, БЕ, БИНТ, БУ, АБ, УБ, БЬ, БЕЛКА.

-Хорошо. Сайгачонок  предлагает    выполнить  следующее задание.

 « Рассели словечки»:   

-Я раздам вам сейчас  карточки. Вы внимательно рассмотрите её  и определите в слове какой звук – твёрдый или мягкий,  к кому в гости вы пойдёте.

  Картинки:  бегемот, кубики, воробей, банан, арбуз, грибы. Дети  выходят к  доске   и выполняют задание.

-Ребята, вы  все молодцы  справились с заданием, слова расселили по своим  домам. Белочка и Баран довольны, что вы ничего не перепутали.

Связь звуков и букв:

-А теперь мы с  вами познакомимся с буквой  Б.  Ребята, а до этого мы с вами что  произносили - звуки  или  буквы?  (ЗВУКИ).

-Звуки мы с вами что делаем?  ( СЛЫШИМ, ГОВОРИМ)

-Буквы мы с вами что делаем?  (ПИШЕМ, ЧИТАЕМ, ВИДИМ)

-Теперь посмотрите  на  букву  Б.  Давайте  рассмотрим  её.

Буква Б — у мамы в бусах, 
Буква Б — в больших арбузах, 
В доброй, милой бабушке 
И красивой бабочке

-На что по-вашему  похожа  буква Б?   (ответы детей).

-А  теперь  давайте посмотрим, как  художник  представляет  себе  букву  Б, с  чем он  сравнивает.  Запомнили  букву Б.

-А теперь давайте из конструктора соберём букву Б и скажем из каких элементов она состоит? (СПИНКА,  ЖИВОТИК, А СВЕРХУ   КОРОТКАЯ  ПАЛОЧКА).

-А  в какую  сторону  смотрит  буква  Б?   (в правую).  Покажите, мне пожалуйста это направление, вправо, вправо.  

-А теперь давайте напишем  3-и  буквы  Б  по  точкам.  Начинаем писать  с верхней  точки. Ставим  на неё ручку,  ведем прямую вертикальную  палочку  вниз   до  нижней  точки.   Теперь ручку ставим на середину  вертикальной палочки  и  пишем  полукруг (животик),  и в конце  пишем   верхнюю  палочку  (шляпку).  

Следующее  задание  от    нашего  сайгачонка: посмотрите –это  буквы  Б,  а  все  ли  они  написаны  правильно?  (НЕТ).  Возьмите  красный  карандаш,  вы  сейчас  будете,  как  учителя   исправлять  ошибки,  зачеркните  неправильно  написанные  буквы  Б.  Закончили,  молодцы.  

 Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

-Следующее задание от сайгачонка.  

 «Составь новое слово».  -Ребята, нужно назвать слово и сказать  какая первая буква  в этом слове.  Найти букву в кассе букв и выложить её на стол. Потом сложить все буквы и прочитать новое слово.  

- Получилось слово БАНТ.(БИНТ). Правильно.  

-А теперь разберём слово по звукам и выложим звуковую схему.

Физминутка.  Подвижная игра “Дикие животные” 

Как-то раз степной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – верблюдицей шёл верблюжонок,
За мамой – сайгой скакали сайгачата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу
Идут, громко топая
Передвигаются вприсядку
Идут вперевалку
Скачут вприсядку
Скачут на прямых ногах
Крадутся
Лицом в круг, лакательные движения

 языком

-Ребята,  посмотрите   что я написала на доске? (СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ).

-Давайте составим со словом БАРАН по этой схеме предложение. (БАРАН ЭТО ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ).

Дидактическая  игра « Скажи какой? Какая?»:  ёж  (колючий, серый, маленький), лиса (рыжая, хитрая, пушистая) волк (серый, злой, голодный), журавль(красивый, длинноногий, длинноклювый), сайгак (быстрый, осторожный, выносливый), заяц (серый, пугливый, длинноухий).

-Сайгачонок очень рад, что вы так хорошо  знаете степных  животных.  У сайгачонка в степи есть друзья, которые его ждут.

-Давайте составим предложения по картинкам про его друзей. Например: В степи живут три зайчонка. В степи живут два суслика. В степи живут четыре ёжика. В степи живут пять тушканчиков.  

4. Итог занятия:  

-Скажите, с какими двумя  звуками мы сегодня  познакомились?  ( звуки Б  и  БЬ,   буква  Б).

-Какие  это  звуки? (согласные, звонкие, Б-твёрдый, БЬ-мягкий).  Молодцы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

данные конспекты разработаны для воспитателей  с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

Интегрированное открытое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Занятие проводилось в подготовительной группе компенсирующей направленности с диагнозом: ТНР, дизартрия, первый год бучения. Цель занятия: формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как...