Занятие по обучению к грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: «Звук Б, БЬ. Буква Б.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие по обучению к грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности
Тема: «Звук Б, БЬ. Буква Б.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению к грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности
Тема: «Звук Б, БЬ. Буква Б.»
Цели :
Коррекционно - образовательные:
-научить давать акустико-артикуляционную характеристику звуку Б и БЬ.
-формировать номинативную лексику.
Коррекционно - развивающие:
-учить детей дифференцировать звуки Б и БЬ.
-знакомство с буквой Б.
-развивать фонематический слух.
-развивать мелкую моторику, графо-моторные навыки.
-развивать память и мышление.
Коррекционно - воспитательная:
-расширять кругозор детей.
Оборудование: наборы для составления схем, картинки со звуками Б и БЬ, карандаши, листы с заданиями для детей, касса букв, конструктор для букв, картинки с дикими животными степи.
Ход занятия :
- Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята. Давайте повторим хором, дружно речовку :
« Всем, всем добрый день, прочь с дороги наша лень».
-Садитесь. Ребята, сегодня к нам на занятие по обучению грамоты прискакал из нашей степи сайгачонок по имени Бова. Хочет с вами поиграть, познакомить вас с новой буквой. Он приготовил вам задания и небольшие подарки.
-Послушайте первое задание и мы узнаем с какой буквой мы сегодня познакомимся.
2. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте:
«Какое слово лишнее»:
КОЛБАСА, КОЛЕСО, КАРТИНА, БАРАН. - Какое слово здесь лишнее? Почему?
ВОЛК, ВОЛШЕБНИК, ВАРЕНЬЕ, БЕЛКА. - Какое слово лишнее? Почему?
-Какие слова были лишними? Назовите их. (БАРАН, БЕЛКА).
-На какой звук начинается слово БАРАН? (Б), а слово БЕЛКА на какой звук начинается? (БЬ). Правильно. Это ребята два разных звука.
Акустико-артикуляционный образ звуков.
-Посмотрите, я прикрепила картинки с БАРАНОМ и БЕЛОЧКОЙ на доску.
- А теперь ребята давайте скажем , чем же похожи и чем отличаются звуки Б и БЬ.
-Скажите, эти звуки гласные или согласные? (СОГЛАСНЫЕ).
-А почему эти звуки согласные?
-Воздух у нас свободно выходит или встречает преграду?
-Какую преграду встречает воздух? (ГУБЫ- они смыкаются).
-Хорошо, они оба согласные.
-Давайте проверим - звонкие или глухие? Положим ладошку на горлышко. (ЗВОНКИЕ).
-Ребята, а как же мне разобраться, ведь они оба согласные, оба звонкие и одинаково делают губки? В чём же тогда разница? (ЗВУК Б-ТВЁРДЫЙ, А ЗВУК БЬ-МЯГКИЙ).
Развитие фонематического слуха:
-Ребята,посмотрите у барана и белочки есть свои домики. У БАРАНА домик с синей крышей, почему? ( СИНИМ-ОБОЗНАЧАЕМ ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ).
У БЕЛОЧКИ домик с зелёной крышей, почему? ( ЗЕЛЁНЫМ-ОБОЗНАЧАЕМ МЯГКИЙ ЗВУК).
-А сейчас я проверю какие у вас внимательные ушки? Возьмите карточки. Сейчас вы будете поднимать их, если синюю -то это твёрдый звук Б, а зелёная-это мягкий звук БЬ.
ПРИГОТОВТЕСЬ СЛУШАТЬ ЗВУКИ: Б, БЬ, БЬ, БА, БО, БЫ, БЕ, БИНТ, БУ, АБ, УБ, БЬ, БЕЛКА.
-Хорошо. Сайгачонок предлагает выполнить следующее задание.
« Рассели словечки»:
-Я раздам вам сейчас карточки. Вы внимательно рассмотрите её и определите в слове какой звук – твёрдый или мягкий, к кому в гости вы пойдёте.
Картинки: бегемот, кубики, воробей, банан, арбуз, грибы. Дети выходят к доске и выполняют задание.
-Ребята, вы все молодцы справились с заданием, слова расселили по своим домам. Белочка и Баран довольны, что вы ничего не перепутали.
Связь звуков и букв:
-А теперь мы с вами познакомимся с буквой Б. Ребята, а до этого мы с вами что произносили - звуки или буквы? (ЗВУКИ).
-Звуки мы с вами что делаем? ( СЛЫШИМ, ГОВОРИМ)
-Буквы мы с вами что делаем? (ПИШЕМ, ЧИТАЕМ, ВИДИМ)
-Теперь посмотрите на букву Б. Давайте рассмотрим её.
Буква Б — у мамы в бусах,
Буква Б — в больших арбузах,
В доброй, милой бабушке
И красивой бабочке
-На что по-вашему похожа буква Б? (ответы детей).
-А теперь давайте посмотрим, как художник представляет себе букву Б, с чем он сравнивает. Запомнили букву Б.
-А теперь давайте из конструктора соберём букву Б и скажем из каких элементов она состоит? (СПИНКА, ЖИВОТИК, А СВЕРХУ КОРОТКАЯ ПАЛОЧКА).
-А в какую сторону смотрит буква Б? (в правую). Покажите, мне пожалуйста это направление, вправо, вправо.
-А теперь давайте напишем 3-и буквы Б по точкам. Начинаем писать с верхней точки. Ставим на неё ручку, ведем прямую вертикальную палочку вниз до нижней точки. Теперь ручку ставим на середину вертикальной палочки и пишем полукруг (животик), и в конце пишем верхнюю палочку (шляпку).
Следующее задание от нашего сайгачонка: посмотрите –это буквы Б, а все ли они написаны правильно? (НЕТ). Возьмите красный карандаш, вы сейчас будете, как учителя исправлять ошибки, зачеркните неправильно написанные буквы Б. Закончили, молодцы.
Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.
-Следующее задание от сайгачонка.
«Составь новое слово». -Ребята, нужно назвать слово и сказать какая первая буква в этом слове. Найти букву в кассе букв и выложить её на стол. Потом сложить все буквы и прочитать новое слово.
- Получилось слово БАНТ.(БИНТ). Правильно.
-А теперь разберём слово по звукам и выложим звуковую схему.
Физминутка. Подвижная игра “Дикие животные”
Как-то раз степной тропой | Дети идут по кругу языком |
-Ребята, посмотрите что я написала на доске? (СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ).
-Давайте составим со словом БАРАН по этой схеме предложение. (БАРАН ЭТО ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ).
Дидактическая игра « Скажи какой? Какая?»: ёж (колючий, серый, маленький), лиса (рыжая, хитрая, пушистая) волк (серый, злой, голодный), журавль(красивый, длинноногий, длинноклювый), сайгак (быстрый, осторожный, выносливый), заяц (серый, пугливый, длинноухий).
-Сайгачонок очень рад, что вы так хорошо знаете степных животных. У сайгачонка в степи есть друзья, которые его ждут.
-Давайте составим предложения по картинкам про его друзей. Например: В степи живут три зайчонка. В степи живут два суслика. В степи живут четыре ёжика. В степи живут пять тушканчиков.
4. Итог занятия:
-Скажите, с какими двумя звуками мы сегодня познакомились? ( звуки Б и БЬ, буква Б).
-Какие это звуки? (согласные, звонкие, Б-твёрдый, БЬ-мягкий). Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...
конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
данные конспекты разработаны для воспитателей с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Х ]-[Х\'].
Тема занятия: Звуки[ х][-х].Буква Хх....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р
Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...
Интегрированное открытое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Занятие проводилось в подготовительной группе компенсирующей направленности с диагнозом: ТНР, дизартрия, первый год бучения. Цель занятия: формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи
Занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи...