Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Звук «Ы».
план-конспект занятия по обучению грамоте
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: «Звук «Ы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: «Звук «Ы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком «Ы»;
- научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам;
- формировать навык определять место звука в слове;
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей общую и артикуляционную моторику;
- развивать фразовую речь с использованием скрайбинг-технологии.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать умение слушать и слышать друг друга и педагога;
- воспитывать навык самоконтроля;
Оборудование: предметные картинки на звук «Ы», звуковая схема, схема слова, изображение буквы Ы.
Ход занятия:
1.ОРГ. МОМЕНТ. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбочка» – растянуть губы в улыбке.
«Трубочка» – вытянуть губы вперед.
«Улыбочка» – «Трубочка».
«Окошко» – широко открыть рот.
«Окошко открываем и закрываем».
«Орешки» – кончик языка оттягивает правую щёку, левую.
Игра «Угадай, произнеси». По артикуляции педагога дети угадывают и называют гласный звук.
2.Основная часть.
2.1.Загадки:
1. Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)
2.Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада,
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)
3.Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный … (Рысь) (появляется картинка)
4. Творожку я брат,
Сметанке - сват,
Маслу - племянник,
А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)
5. Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (Дым) (появляется картинка)
Выделение общего звука в словах-отгадках.
2.2.Знакомство с буквой Ы:
-На что похожа эта буква?
-Из каких элементов состоит?
-Давайте пальцем в воздухе напишем эту букву, а теперь на столе указательным пальцем:
-Вертикальную линию, затем полукруг и еще одну вертикальную линию.
2.3.Артикуляция звука.
Произнесение звука перед зеркалом, особенности артикуляции: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют.
2.4. Характеристика звука.
Звук [ы] – гласный, обозначается красным цветом.
2.5. «Услышишь хлопни»-развитие фонематического восприятия. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук Ы.
В звуковом ряду-а, у, и, ы, о, и, у, ы, а, и;
В слоговом ряду: ык, ик, ки, кы, пы, ти, пи, ты, ыт, ип, их, ых, хы.
В словах: мыть, Миша, пил, пыльный, копыта, аппетит, уйти, дышать, писать, сын, косынка, синий, носилки.
2.6. Работа с предметными картинками:
– А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], вывешивают картинку на доску.
-А теперь давайте расскажем о наших картинках стихами. Сочинять будем вместе:
В поле выросли… Цветы
Звенят над нами…Комары
На полянку под… Берёзы
Вышли прогуляться…Козы
Над рекою так красиво
Наклонили ветви… Ивы
Стоят старые… Дубы
Собираем мы… Грибы
Мамы курочки глядят
На пушистеньких… Цыплят.
3. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
4.Игра «Найди место звука».
Определить место звука в словах: дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.
5. Звуковой анализ слова усы (работа у доски)
-Сколько слогов в слове усы? (2)
-Сколько звуков? (3)
- Назовите первый звук. (У)
- Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
- Назовите второй звук. (с)
- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)
-Каким цветом обозначим? (синим)
- Назовите третий звук. (ы)
- Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
6. Заучивание стихотворения
Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост,
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела.
Вопросы:
-Что мыла мышка? Чем мыла мышка?
-Как она все это мыла? Что с ней стало?
7. Итог занятия:
- С каким звуком мы познакомились?
-Дайте характеристику звуку Ы.
-Назовите слова со звуком Ы?
-О ком мы выучили стихотворение?
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "
В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Х ]-[Х\'].
Тема занятия: Звуки[ х][-х].Буква Хх....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "Удивительные приключения олененка Бэмби и уточки Поночки".
Закрепить произношение звуков [П], [Б] в слогах, словах, предложениях, связной речи....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Д] и [Т]
Дифференциация звуков Д-Т...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности с использованием скрайбинг-технологии.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не т...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности с использованием скрайбинг-технологии. Тема: «Звук «Ы».
Задачи: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком «Ы»; - научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам; - формировать навык определять место зв...