Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Звук и буква И»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Тема: «Звук и буква И»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Тема: «Звук и буква И»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Продолжать знакомство детей с понятием «гласный звук»;

2. Учить выделять звук -и- на слух;

3. Учить производить звуковой анализ звукосочетаний: ИА, АИ,УИ, ИУ, ИИ;.

4. Познакомить с буквой И;

5. Учить читать слоги;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие;

2. Развивать внимание, память;

Коррекционно-воспитательные:

1. Вызывать эмоциональный настрой на занятие;

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки: бинт, слива, ботинок, лист, индюк, малина, иголка, сапоги; автобус, ананас, апельсин, арфа, абрикос, аист, улитка, утка, удочка, утюг, ухо, узел; разрезная азбука, счетные палочки; изображения букв А, У, И; зеркала.

Ход НОД:

1. Орг. момент:

Логопед: Ребята, на доске висят изображения букв А, У. Каждому из вас вручается картинка. Каждый из вас определит, на какой звук начинается картинка в ваших руках. Кто правильно выполнит задание садится на свой стульчик.

- Молодцы! Вы хорошо справились с первым заданием.

Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед: В слове осень есть звук А?

Ответы детей.

Логопед: Расскажите, как меняется труд людей осенью.

Дети: Люди собирают урожай.

Логопед: Правильно. Осенью в огородах поспевает урожай овощей.

2. Пальчиковая гимнастика: «В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

3. Изучение нового материала:

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком…, а каким догадайтесь сами:

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

- А называют кораблик… (Иголка)

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка.

И машина, и зверушки

Называются (Игрушки)

- Какой общий звук вы слышите в словах-отгадках? (звук [И])

- Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [И].

4. Акустико – артикуляционный образ звука.

- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [И] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (губы улыбаются). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

- Посмотрите, как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

- Вспомните, на схемах обозначаем гласные звуки красным кружком.

Логопед: Давайте попробуем найти звук среди других звуков.

Игра на внимание: « Охотник»

Логопед: Услышали звук [И], хлопаем в ладоши.

у, а, и, о, а, и, у, и, о, а, у, и, у, а, и.

- Наш звук [И] может прятаться в разных словах. А сейчас вы сами попробуете догадаться, где спрятался звук [И] (работа с диском «Мерсибо »- «Звуковой калейдоскоп, 5-7 лет . Игра «Меткий охотник»).

Нужно отобрать ту картинку, в которой нет звука  [И]. Говорим название предмета, длительно произнося звук [И].

Картинки:

  • Сказки, слива, ботинок, сапоги, банан.
  • Иголка, бинт, лист, индеец, шар.
  • Гиря, сито, индюк, малина, кот.

- А теперь проговорим слова, в которых вы услышали звук [И] и разделим их на слоги хлопками (бинт, слива, ботинок, лист, индюк, малина).

- Определим место звука [И] в словах: иголка, ботинок, сапоги. 

5. Физминутка.

У нас славная осанка,

стоят по стойке «смирно»

Мы свели лопатки.

сводят лопатки

Мы походим на носках,

ходьба на носках

А потом на пятках.

ходьба на пятках

Пойдем мягко, как лисята крадутся.

Дети проходят и садятся за столы.

6. Звуковой анализ звукосочетания ИА.

Логопед: А сейчас, ребята, посмотрите внимательно на мой рот и губы, я хочу вам сказать одно слово, а вы должны догадаться – какое это слово (немая артикуляция звукосочетаний АИ УИ ИА ИУ ИИ, показывает логопед).

Дети угадывают звукосочетание, повторяют его. Работа с разрезной азбукой.

7. Знакомство с буквой «И»

Логопед: - Ребята, посмотрите на доску. Это буква И. Запомните, звук [И] на письме обозначается буквой И.

Послушайте стихотворение:

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил,

Сколько здесь дощечек?

Три!

А какая буква?

И!

- Посмотрите вот она буква «И».  Давайте попробуем сделать букву И из счетных палочек. Напишем букву И в воздухе

8. Знакомство с частицей И, составление и анализ словосочетаний.

- А давайте подумаем в чьих именах есть звук И? Дети подбирают имена.

- Я попрошу выйти и взяться за руки Веронику и Игоря.

- Получилась пара: Вероника и Игорь.

- Звук И присутствует не только в разных словах, но и соединяет их.

- Звук И является маленьким самостоятельным словом, которое соединяет слова. Например: Девочка и мальчик.

- А теперь вы подберите два слова, которые можно соединить И.

9. Подведение итогов занятия.

- Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

- Звук [И] какой? Каким цветом будем его обозначать на схемах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе (ФН, ФФНР) Тема: «Звук и буква Ш».

Цели и задачи:Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Ш; продолжать обучать навыкам звукового анализа и синтеза слов; тренироваться в словообразовании существительных, обозначающих детен...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Звук «Ы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группекомпенсирующей направленности.Тема: «Звук «Ы»....