Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Звук и буква И»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема: «Звук и буква И»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема: «Звук и буква И»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Продолжать знакомство детей с понятием «гласный звук»;
2. Учить выделять звук -и- на слух;
3. Учить производить звуковой анализ звукосочетаний: ИА, АИ,УИ, ИУ, ИИ;.
4. Познакомить с буквой И;
5. Учить читать слоги;
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие;
2. Развивать внимание, память;
Коррекционно-воспитательные:
1. Вызывать эмоциональный настрой на занятие;
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки: бинт, слива, ботинок, лист, индюк, малина, иголка, сапоги; автобус, ананас, апельсин, арфа, абрикос, аист, улитка, утка, удочка, утюг, ухо, узел; разрезная азбука, счетные палочки; изображения букв А, У, И; зеркала.
Ход НОД:
1. Орг. момент:
Логопед: Ребята, на доске висят изображения букв А, У. Каждому из вас вручается картинка. Каждый из вас определит, на какой звук начинается картинка в ваших руках. Кто правильно выполнит задание садится на свой стульчик.
- Молодцы! Вы хорошо справились с первым заданием.
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Логопед: В слове осень есть звук А?
Ответы детей.
Логопед: Расскажите, как меняется труд людей осенью.
Дети: Люди собирают урожай.
Логопед: Правильно. Осенью в огородах поспевает урожай овощей.
2. Пальчиковая гимнастика: «В нашем огороде»
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
3. Изучение нового материала:
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком…, а каким догадайтесь сами:
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
- А называют кораблик… (Иголка)
Кукла, мячик и скакалка,
Самолетик, обезьянка.
И машина, и зверушки
Называются (Игрушки)
- Какой общий звук вы слышите в словах-отгадках? (звук [И])
- Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [И].
4. Акустико – артикуляционный образ звука.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [И] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (губы улыбаются). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
- Посмотрите, как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.
Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
- Вспомните, на схемах обозначаем гласные звуки красным кружком.
Логопед: Давайте попробуем найти звук среди других звуков.
Игра на внимание: « Охотник»
Логопед: Услышали звук [И], хлопаем в ладоши.
у, а, и, о, а, и, у, и, о, а, у, и, у, а, и.
- Наш звук [И] может прятаться в разных словах. А сейчас вы сами попробуете догадаться, где спрятался звук [И] (работа с диском «Мерсибо »- «Звуковой калейдоскоп, 5-7 лет . Игра «Меткий охотник»).
Нужно отобрать ту картинку, в которой нет звука [И]. Говорим название предмета, длительно произнося звук [И].
Картинки:
- Сказки, слива, ботинок, сапоги, банан.
- Иголка, бинт, лист, индеец, шар.
- Гиря, сито, индюк, малина, кот.
- А теперь проговорим слова, в которых вы услышали звук [И] и разделим их на слоги хлопками (бинт, слива, ботинок, лист, индюк, малина).
- Определим место звука [И] в словах: иголка, ботинок, сапоги.
5. Физминутка.
У нас славная осанка,
стоят по стойке «смирно»
Мы свели лопатки.
сводят лопатки
Мы походим на носках,
ходьба на носках
А потом на пятках.
ходьба на пятках
Пойдем мягко, как лисята крадутся.
Дети проходят и садятся за столы.
6. Звуковой анализ звукосочетания ИА.
Логопед: А сейчас, ребята, посмотрите внимательно на мой рот и губы, я хочу вам сказать одно слово, а вы должны догадаться – какое это слово (немая артикуляция звукосочетаний АИ УИ ИА ИУ ИИ, показывает логопед).
Дети угадывают звукосочетание, повторяют его. Работа с разрезной азбукой.
7. Знакомство с буквой «И»
Логопед: - Ребята, посмотрите на доску. Это буква И. Запомните, звук [И] на письме обозначается буквой И.
Послушайте стихотворение:
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил,
Сколько здесь дощечек?
Три!
А какая буква?
И!
- Посмотрите вот она буква «И». Давайте попробуем сделать букву И из счетных палочек. Напишем букву И в воздухе
8. Знакомство с частицей И, составление и анализ словосочетаний.
- А давайте подумаем в чьих именах есть звук И? Дети подбирают имена.
- Я попрошу выйти и взяться за руки Веронику и Игоря.
- Получилась пара: Вероника и Игорь.
- Звук И присутствует не только в разных словах, но и соединяет их.
- Звук И является маленьким самостоятельным словом, которое соединяет слова. Например: Девочка и мальчик.
- А теперь вы подберите два слова, которые можно соединить И.
9. Подведение итогов занятия.
- Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
- Звук [И] какой? Каким цветом будем его обозначать на схемах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "
В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Х ]-[Х\'].
Тема занятия: Звуки[ х][-х].Буква Хх....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р
Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе (ФН, ФФНР) Тема: «Звук и буква Ш».
Цели и задачи:Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Ш; продолжать обучать навыкам звукового анализа и синтеза слов; тренироваться в словообразовании существительных, обозначающих детен...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Д] и [Т]
Дифференциация звуков Д-Т...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Звук «Ы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группекомпенсирующей направленности.Тема: «Звук «Ы»....