Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по обучению грамоте по теме
Выступление на педсовете.
Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Ладушки»
Выступление на педсовете.
Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Кудрявцева Е. В.
г. о. Коломна
14. 02. 2013.
Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В ходе занятия реализуется основной принцип – принцип соблюдения триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Основным методом организации фронтальных занятий является комплексно – игровой, который даёт возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваиваются в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети постигают понятие «звук», «слог», «слово», «предложен3ие», «предлог», «буква», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок. В занятия по подготовке детей к обучению грамоте вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, лексико – грамматические задания, физминутки, голосовые и дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи и диалоги. Рассмотрим организацию сюжетно – тематических фронтальных занятий: 1. Организационный момент. Цель организационного момента: сообщение темы занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости. Обычно применяют игрушки, плоскостные игрушки. Например, в занятии « Наши друзья – Домовой и Домовёнок» (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: «Сегодня к нам пришли озорной Домовёнок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах «Дом», «Домовёнок»? Сегодня мы с ними будем изучать звуки «Д» и «Дь». Игровая форма сообщения темы не только побуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков. Недопустимо говорить детям следующее, например: « Сегодня наше занятие посвящено теме…» или « Тема нашего занятия…». 2. Повторение пройденного материала. Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. 3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи: *Уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука; * Показывается «профиль» звука на рисунке; *уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок ( глухие и звонкие звуки ), поётся или не поётся звук ( гласные и согласные звуки ); * находится образное сравнение звука ( р – рычание тигра, ль – весенняя капель); * звуки обозначаются цветными символами ; *определяется их место в звукобуквенном городе: на синей улице живут согласные твёрдые звуки, на зелёной улице – согласные мягкие звуки, на красной улице – гласные звуки.
4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях.
Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики. Произношение звуков в словах.
На этом решаются следующие задачи: *развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; *уточнение и расширение лексического запаса; *овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов; *развитие слухового внимания и зрительной памяти; * овладение простыми и сложными видами слого – звукового анализа и синтеза. Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки. Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп ( птицы, звери, посуда…) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком ( в начале, в середине, в конце ) развивает звуковое чутьё. Параллельно ведётся работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками. Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: «Звук потерялся», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов. Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх « Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто улетел?». Языковый анализ и синтез – это сложная мыслительная работа., которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуются с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах .5. Физминутка. Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются: * в снятии усталости напряжения; *в внесении эмоционального заряда; *в совершенствовании общей моторики; *в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью. Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия . 6. Работа над предложением. На данном этапе решаются следующие задачи: * установление лексико – грамматических отношений между членами предложения; * актуализация накопленного словаря; * формирование связности и чёткости высказывания; * работа над предложением, как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений; *анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии. Приёмы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под). Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания¸ в которых нужно исправить смысловые ошибки ( наступила зима¸ распустились почки на деревьях). « Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?». Этот же принцип используется в исправлении « полезных» советов: « Гладьте бельё сковородкой»… Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы: « то вы будете делать, если…». Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия. 7. Закрепление пройденного материала. В конце занятия педагог даёт детям задание на закрепление пройденного материала. Одним из видов закрепления и проверки усвоенных знаний является самостоятельная работа. 8. Итог. Подводится итог занятия. Воспитатель спрашивает детей что они нового узнали на занятии, в какие игры играли и т. д.
В конце занятия детей может ожидать сюрприз.
Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/14/picture-80992-1644860042.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения в соответствии с современными требованиями раз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/21/picture-274563-1374423455.jpg)
Конспект открытого занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц".
Тема: «Звук и буква Ц». Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.Задачи:1. способствоват...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/29/picture-1118309-1580302885.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»
Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/05/picture-1005146-1693934122.jpg)
Технологическая карта открытого подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЯ»
Открытое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/14/picture-1495689-1699950209.jpg)
Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое приключение».
Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое приключение». Дети помогают космическому герою спасти его ракету, которую захватили космич...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/14/picture-1495689-1699950209.jpg)
Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Сюрприз от волшебника».
Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Сюрприз от волшебника». Дети получают письмо от волшебника, в котором даны задания для получения сюрпр...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/15/picture-1532788-1726386277.jpg)
Технологическая карта по речевому развитию (обучение грамоте) с детьми старшего дошкольного возраста (6-7лет) Тема: Поможем Гномам.
Технологическая карта по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста....