Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
план-конспект урока по логопедии по теме

Тихонова Татьяна Григорьевна

 

 

 

 

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями развивающего обучения.  Здоровьесберегающее сопровождение данного занятия проводится с  учётом особенностей физиологической фазы  «врабатывания» ,  «фазы устойчивой  работоспособности» , обеспечения  оптимальных условий для восприятия и переработки информации и подбора  упражнений на развитие дыхания и голоса.ойчивой  работоспособности» , обеспечения  оптимальных условий для восприятия и переработки информации и подбора  упражнений на развитие дыхания и голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nyusha_2.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к конспекту занятия по  обучению грамоте в старшей группе

с использованием здоровьесберегающего сопровождения

        Тема  «Звук и буква  [О] »        

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения  построен  в соответствии с  современными требованиями развивающего обучения.                                       Здоровьесберегающее сопровождение данного занятия проводится с  учётом особенностей физиологической фазы  «врабатывания», «фазы устойчивой  работоспособности», обеспечения  оптимальных условий для восприятия и переработки информации и подбора  упражнений на развитие дыхания и голоса.

Конспект занятия  по  обучению грамоте в старшей группе

 с использованием здоровьесберегающего сопровождения

 Тема  «Звук и буква  О»

Цель:  Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале  звука  [О] с использованием игр и упражнений.

Задачи:  Оздоровительные:

развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции,

способствовать нормализации тонуса  мышц артикуляционного аппарата;

образовательные:

 познакомить с акустико – артикуляционными свойствами  звука [О],

 упражнять в проведении анализа  звукосочетаний и слогов,

 развивать пространственные представления;

воспитательные:

воспитывать  положительные личностные качества: желание справедливо оценивать работу сверстника и аргументировать своё решение.

          Предварительная работа:

    - игры  на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Где звучит колокольчик», «Запомни, повтори», «Найди ошибку», «Будь внимательным»;

    -  игра «Четвёртый  лишний», «Так и не так»,

    - игры на развитие ориентировки в пространстве.

Наглядный материал: 

Смешарик Нюша,  панно с осенним пейзажем, сенсорно – дидактические подвески, ручной держатель, фоновая доска, подставки, лупа, предметные  картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, звуковые линейки, фишки красного и синего цвета, ленточки разной длины, символы силы голоса, стаканы с водой, трубочки, указка.

Методы и приёмы, используемые на занятии.

 - Словесные: пояснение, объяснение, указание,  метод прямого воздействия,  педагогическая оценка, оценка сверстника, , интонированного произнесения;

   -Наглядные:  рассматривание  картинного материала, символов, схем;

  -Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение,                 использование предметно – схематической  модели.

                               Ход  занятия.

 Здоровьесберегающее сопровождение

Вводная часть. 1 этап. Организационный.

Дети стоят в кругу.

Появляется игрушка –смешарик Нюша, которая признаётся детям, что любит играть.

Смешарик обращается к детям.

  - Давайте знакомиться. Меня зовут Нюша. А тебя? Назовите себя по-взрослому (имя и отчество).

Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой.

- для чего вам стаканы и трубочки?  (для дыхательной гимнастики)

- Научите меня, пожалуйста.

Дети подходят  к столу, берут  стаканы с водой и трубочку.   Проводится дыхательная гимнастика. По силе «бури» в стакане, ребёнок определяет качество выполнения дыхательной гимнастики.

Нюша очень довольна, подходит к столу, видит зеркальце и удивляется:

- Вы любите рассматривать себя в зеркале?

- Мы делаем артикуляционную гимнастику.

  Дети берут в руки зеркальце. Взрослый показывает схему артикуляционного упражнения, дети выполняют, используя зрительный контроль.

2 этап. Постанова мотивации.

Сообщение темы.

Нюша: Я хотела сделать сюрприз, подготовила картинки для ребят, но потеряла их.  Как мне быть?

 Дети принимают решение: помочь гостье.  Дети  проходят по групповой комнате и собирают предметные картинки.

Нюша задаёт вопросы.

- Как всё это можно назвать одним словом?   (овощи)

- Помогите угадать  первый звук в слове.

- С каким звуком мы познакомимся?

3 этап. Введение нового материала.

Актуализация личного опыта ребёнка.

Дети  сидят за столом.

Нюша просит помочь определить характеристику звука.  Как это сделать?

- Что поможет определить положение губ? (зеркальце)

Дети берут зеркальце и дают характеристику звука, опираясь на план-схему:

        Губы округлены,      зубки закрыты губами,

        Язык лежит на дне рта,

        Горлышко  «работает».

-   Встречается ли преграда на пути воздушной струи?

Дети объясняют Нюше, что звук «О» - гласный: язык, губы и зубы не мешают  свободному прохождению воздуха.

- Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»?

(нужна фишка красного цвета)

- О! Это мой любимый цвет!

 Игра «Будь внимательным»  

Нюша играет вместе с детьми.

- Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О».

 Будьте внимательны!

А – И – У – О – И – О – У - …

- «Ловите звук  «О» в слогах».

ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -…

- Узнайте звук в словах.

 ОБУВЬ – ОСЕНЬ - АНЯ– ОЛЯ -  ДОМ – ЛУК – СОМ

- Вы старались, узнали звук.


Дети с Нюшей  садятся по-турецки на ковёр.

Взрослый приглашает  помощников  с лентами.

- Чем похожи ленточки? (цветом, материалом, шириной)

- Чем отличаются ленточки Миши и Ани? (длиной)

- Как произносим звук «О», когда поднимут длинную ленточку?    (долго, протяжно)

- Как произносим звук, увидев поднятую вверх короткую ленту?     (коротко,  отрывисто).

- Как споёте звук, когда покажут на  ноту на верхней линии? Когда ноту посередине? Ноту внизу.

Выходят 3 помощника (дети).

У одного – карточка с нарисованной трубой (символ «громко»), у другого – карточка с перечёркнутой трубой («тихо»), у третьего – карточка с нотным станом, на котором 3 ноты.

 -    Как будет звучать звук «О», когда увидите трубу?

 - Какой силы звук  вы будете произносить, увидев перечёркнутую трубу?

- Что подсказывает нота на верхней линейке?

Дети произносят звук [О] соответственно карточке.


Нюша приглашает детей к доске, чтобы поиграть в следопытов (определять  расположения фишек).

На доске в разных местах  фишки красного цвета. В правом верхнем углу - 2 фишки, в центре  - 3 и т.д.          

Учитель-логопед называет направление,  дети произносят звук «О» столько раз, сколько  фишек.

- Центр.                - Левый нижний угол…

Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.

Работа со звуковыми линейками.

- Нюша просит научить её  пользоваться линейкой.

-  Выберите фишку для  звука [О].

А где картинки?

Дети идут по групповой комнате и находят картинный материал: осень, нос, пальто, окна, стол, Оля, сом, колесо, дом, орден, зерно, волк, забор.

Дети сидят за столом.

 Нюша выполняет задание вместе с детьми.

Логопед называет слова со звуком «О»,  дети   отмечают на звуковой линейке  место звука в слове.  

Самостоятельная работа.

Каждому ребёнку даются   3  предметные   картинки.

- Ваши действия?   (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке).

Затем дети меняются картинками.

Нюша гордится своими новыми друзьями.

4 этап. Оздоровительный момент.

Гимнастика для глаз с  использованием офтальмотренажёра (система условных символов).

 - За кем мы сегодня понаблюдаем?

Дети выбирают объект  из банка данных: бабочка, жук, воздушный  шарик, фишка, самолёт, вертолёт.

Дети выбирают объект, затем прослеживают его путь   на офтальмотренажёре.

5 этап. Закрепление материала.

Нюша просит приготовить конверты с фишками.

- Слушайте внимательно слоги и покажите фишками

   последовательность звуков.

 АУ, ИО,   ОМ,  УМ,  МО,  РУ…

Игра «Найди ошибку»

Дети называют слоги, взрослый последовательно выкладывает схему слога фишками.  Дети находят  ошибку и выполняют задание.

Нюша оценивает работу детей.

Работа в парах. 

Игра «Найди ошибку».

Один из пары называет слог или звукосочетание, другой проводит анализ (затем дети меняются ролями).

Поощряется справедливая оценка и попытка аргументировать своё решение, а также  желание помочь напарнику.

6 этап.  Речемыслительный тренинг.

 Нюша проводит  игру «Запомни, повтори».

 - С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Я назову несколько слов. Одно слово  в этом ряду – лишнее.

- Запомните и повторите слова, которые можно объединить: «Осень, Оля, остров, озеро, арка»

- Какое слово не подходит к другим?   (арка)

- Почему вы так решили?

Все слова начинаются на звук «О», арка – на звук «А»,

Сок, дом, кот, мак, год, ток.

Кино, стекло, седло, крыло, перья.

 7 этап. Знакомство с буквой О.

Педагог читает стихотворение.

         В этой букве нет угла,

         Оттого она кругла.

         До того она кругла,

         Покатиться бы могла.

Рассматривание  буквы:

- На что она похожа?

Нюша радуется, эта буква похожа на её фигуру, просит детей погладить её.

Нюша вместе с детьми обводит  пальцем букву, выкладывают буквы на картоне пуговицами, верёвочками.

Игра «Угадай букву».

Прощупывание буквы пальцами (глаза закрыты).

Нюша восхищается способностями детей.

 8 этап. Итог.

Педагог благодарит детей и обращается к ним:

- С каким звуком мы познакомились?

- Почему «О»   обозначается красной фишкой?

Игра «Секретные слова»

Надо подобрать каждому ребёнку  5 слов со звуком «О» и назвать их Нюше  по секрету, на ушко.

9 этап. Рефлексия.

Дети стоят около взрослого.

- Что было трудно?

- Что помогло нам справиться с заданием?      

   


Эмоциональное приветствие детей на занятие


Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей.


Способствует развитию речевого дыхания.



Способствует нормализации тонуса  мышц артикуляционного аппарата.








Применение данного метода способствует активизации инициативы детей.









Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработкиновой информации.

















Интонированное произнесение облегчает восприятие.



Смена позы в соответствии с видом деятельности.







Способствует совершенствованию  голосовых функций и  развитию концентрации и переключения слухового внимания.









Поддержание работоспособности детей с помощью игры









Режим поиска.

Поиск картинок в группе, на панно, на сенсорно – дидактических подвесках.  



Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности»





Гимнастика для глаз проводится для снятия зрительного  напряжения.





Учёт особенностей работы с детьми с нарушением зрения.








Поддержание работоспособности детей с помощью работы в парах.





Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности.


Используется приём интонированного произнесения.





Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (гладят руками, рассматривают, обводят, ощупывают)  

 





Снятие эмоционального напряжения с помощью положительных эмоций, вызванных похвалой, тактильным контактом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

Конспект по математике "Путешествие на поезде"с детьми старшей группы с нарушением зрения

Тема: Порядковый счет до5. Закрепление порядкового счета до 5 с использованием здоровьесберерегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зренияпересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки Цель: продолжать обучать связному последователь...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с нарушением зрения на тему "Распустились цветы. Проснулись бабочки"

Представленная в конспекте совсместная образовательная деятельность помогает развивать познавательную  активность детей, формировать представлениие об окружающем мире, и в тоже время решает корре...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения по теме : «Птицы»

Формирование творческого подхода к решению различных познавательных ситуаций...

Методическая разработка.Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения «Головные уборы»

Цель:  уточнить и расширить словарь по теме, формировать грамматический строй речи, обучать навыкам связной речи.Задачи:Образовательные задачи.Способствовать уточнению и обогащению представлений ...

Конспект ООД с детьми старшего возраста с нарушениями зрения «Космическое путешествие»

Дети старшей группы отправляются в космическое путешествие! В прцессе выполнения увлекательных заданий,  расширяют  представления о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах....