Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Сюрприз от волшебника».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вялых Виктория Александровна

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Сюрприз от волшебника». Дети получают письмо от волшебника, в котором даны задания для получения сюрприза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Сюрприз от волшебника».

Цель: обобщить знания по грамоте

Задачи:

  1. закреплять умения детей в составлении и чтении слов по слогам;
  2. четко проговаривать звуки в словах, способствовать речевому развитию дошкольника;
  3. закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, мягкий, твердый; закреплять с детьми звуковой разбор слов с помощью схем;
  4. развивать память, внимание, логическое мышление при разгадывании загадок, ребусов;
  5. воспитывать интерес и любовь к грамоте.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.

Материалы: карточки-задания, карточки-слоги, модели слов с картинкой, цветные фишки для звукового анализа, цветные карточки с буквами, магнитная доска, корзинка с шарами для игры.

Ход занятия

Вводная часть:

- Ребята, сегодня утром я нашла какой-то конверт. Посмотрите! Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

- Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит картинка, на ней изображен волшебник). Конверт предложить открыть ребенку, спросить – что в нем? Как думаете от кого это письмо?

- Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. (Воспитатель читает письмо.)

"Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Испытания будут трудными, но интересными. Выполнив их, вас ждет сюрприз. Желаю вам удачи и даю подсказку:

«Мячики лежат в лукошке, лукошко у окошка» (Повтори заклинание 3 раза)

Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Как Вы думаете, что означают эти цифры на мячиках? Да, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.

- Ну что, ребята, начнем? Берем первый мяч.

Основная часть:

1 мяч. Шарады

- Чтобы выполнить первое задание, Вам нужно отгадать загадки.

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буквы).

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

- Посмотрите, на ваших столах фишки разных цветов. Скажите, что означают эти цвета на наших занятиях?

- Красным цветом мы обозначаем гласные звуки,

- Какие они бывают? (ударные и безударные),

- Синим - твердые согласные, зеленым - мягкие согласные.

- 1) Назовите всегда мягкие согласные звуки (ч щ й)

- 2) Назовите всегда твердые согласные звуки (ж, ш, ц)

- 3) Какие буквы не имеют звуков? (ь,ъ)

- 4) Придумайте слова, где в начале слова гласный звук;

- 5) Придумайте слова, где в начале твердый согласный звук;

- 6) Придумайте слова, где в начале мягкий согласный звук.

2 мяч. Игра «Угадай-ка»

Дети делятся парами/на три группы. Группам раздается 5 предметных картинок.

Инструкция: Вам нужно по первым буквам слов составить новые слова. В пустые квадраты вы вписываете букву, на которую начинается слово.

1. шар, кошка, облако, лампа, ананас.

2. шарф, конверт, обруч, лодка, арбуз.

3. шкаф, коньки, ослик, ложка, автобус.

Затем выполняют звуковой анализ данного слова, ставят ударение. (ШКОЛА).

Ребенок, выполнивший первым, проводит звуковой анализ слова у доски.

-Молодцы! С этим этапом дороги мы справились! Переходим дальше.

3 мяч. «Слоговой аукцион»

На столе в разном порядке лежат карточки-слоги.

Инструкция: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово.

Задание 1-й подгруппе:

КА ЗАЙ КА ЧА ТОР РУЧ ЧИК ЕЛ ШКИ МО ЧАШ

(Ручка, зайчик, елка, чашки, мотор)

Задание 2–й подгруппе:

ВА ШКА ГУ НО ЛОЖ ЗА МЫ СИ КИ КА

(Ваза, мышка, гуси, кино, ложка)

Задание 3–й подгруппе:

МЫ СТ НАЛ ОТ КР ПЕ ЛО ШТА ОЛ НЫ

(Мыло, стол, пенал, крот, штаны)

- Молодцы ребята, все справились с заданием!

Физминутка

В старом дереве дупло

Это домик буквы О

(Дети делают круговые движения руками)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У

(Садятся на корточки)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А

(Бегут на месте)

Прилетела буква Я

На спине у воробья

(Машут руками как крыльями)

Буквы стали веселиться

И смеяться , и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать начнут.

( Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями).

4 мяч. «Назови звуки»

На столах у каждого ребенка лежат сигнальные цветные фишки (красные обозначают гласный звук, зеленые - согласный мягкий, синие - согласный твердый).

Задание: показать сигнальной фишкой звук первый в слове и посчитать слоги (вспомнить правило «сколько гласных, столько и слогов»).

Урок, карта, тетрадь, обруч, листок, рисунок, звонок, перемена, дождь, зонт.

5 мяч «Исправьте ошибку»

Волшебнику нужна наша помощь. Он допустил ошибки с предложениям, нам нужно их исправить:

Юркий воробей собирать крошки.

Черный скворец поселиться в скворечнике.

Тетерев жить в лесу.

В лесу растут сосна.

  1. Мяч. Игра «Где спрятался звук «О»

Детям раздаются предметные картинки и картинка дома, обозначающая место звука в слове. Задание выполняется в группах или парах.

- Давайте вспомним, где может быть звук в слове? (начале, середине и конце). Нам нужно определить, где находится звук О.

1. Стекло, дом, ослик, сом, лодка.

2. Колесо, окна, осень, обувь, торт.

3. Обруч, осы, крыло, стол, соль.

7 мяч. «Потерянная буква»

Перед Вами слова, но одна буква потерялась. Прочитайте слово и скажите, какая буква потерялась. Объясните, что значит это слово.

Задание 1-й подгруппе:

Кар(т)а

Задание 2-й подгруппе:

Ас(т)ра

Задание 3-й подгруппе:

Капус(т)а

Молодцы, вы справились с последним заданием!

Итог:

- Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно, где сюрприз? Давайте, заглянем в корзину. (Дети находят на дне корзины план.)

- Что это?

- Ребята, да это же план нашего кабинета. И здесь показано, где находится клад. (Поиск клада).

- Ребята, здесь шкатулка и записка «Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Волшебник».

- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, скажите

– какое испытание было самым интересным?

- какое самым трудным?

- самым легким?

Вспомните, что еще мы делали сегодня на занятии.