Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_p.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук П»
Цели:
- Познакомить со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.
- Учить выделять звук в конце слова.
- Формировать понятие «согласный звук».
- Активизировать звук в слогах, словах, предложениях.
- Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки с изображением чайной посуды, наборное полотно, зеркала, предметные картинки со звуком П в конце слова, символы звуков, звуковые птички
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Ребята, перед вами на столах лежат картинки, переверните их, скажите, что на них изображено и поставьте на наборное полотно (чашка (2), блюдце, сахарница, ложка чайная, чайник заварочный)
-Для чего нужна эта посуда? (для чая)
- Значит она какая? (чайная)
- Присаживайтесь на свои места.
2. Закрепление пройденного материала.
- Что такое звук? (то, что мы слышим и говорим)МАРКЕР
- Вспомните, какие это звуки: А, У, О,И?
- Почему они гласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
3. Знакомство со звуком П.
- Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком.
- Посмотрите на картинку: какой красивый самовар! Можно сказать, что это чайная посуда?
-Послушайте, как он пыхтит, когда вода в нем закипает: П-П-П. – П, П, П! – пускает пар, Полный чая самовар.
Повторите этот звук.
- Возьмите самоварчики, проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…
(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке)
- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
- Поставьте зеркала и произнесите звук «П» перед зеркалами (хором и индивидуально).
- Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Смыкаются)
-Воздух проходит свободно или встречает преграду?
- Какой это звук гласный или согласный?
- Каким цветом мы его обозначим? (синим)
- А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П. Горлышко «молчит», голосовые связки не работают. Говорят, звук П – глухой. Давайте повторим.(Звук П – согласный, глухой)
- Чтобы подробнее рассказать о согласном звуке, мы будем пользоваться вот этой схемой (СХЕМА характеристики согл.звука)
4.Развитие фонематического слуха.
Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».
- Возьмите звук П и положите перед собой.
- Задание: хлопни в ладоши, когда услышишь звук П
Среди звуков (А, О, П,У,П,О,З,Т,П), слогов (АС, ОМ, ИП, СО, ВА, ПУ),
слов (дом, мак, топ, вода, сани, хлоп, лиса, стоп, джип, сом, коса, клоп)
5. Физкультминутка.
Мы попрыгаем немножко и похлопаем в ладошки. Дети выполняют соответствующие движения.
Чайник на плите пыхтит: «П-п-п», Приседания.
Чай нам пить скорей велит: «П-п-п». Наклоны в стороны.
Пышки мама испекла Имитация лепки пышек.
И к столу всех позвала. Приглашающий жест.
- Закрепление звука в слогах.
Игра с мячом «Повтори, не ошибись»
- Ап – оп – уп
- Оп – ап – ип
- Ип – ип – оп
- Уп - ап – ап
- Ап – оп - ип
7.Звуковой анализ слога.
Упражнение «Сколько звуков?».
- Послушайте: «АП» — сколько звуков я произнесла? (2.)
- Какой первый звук? Какой второй звук? (Так же слоги УП, OП, ИП)
- Давайте выложим схему слова АП, возьмите полоски, начинаем выкладывать о красной линии, т.е. выкладываем слово слева направо. (выполняют звуковой анализ слова, 1 ребенок у доски)
- Скажите, ребята, где находится звук П в слове АП? (в конце слова)
8. Закрепление звука в словах.
Упражнение «Повтори чистоговорку и подбери картинку».
Проговорить с детьми чистоговорки (хором и индивидуально) и попросить подобрать подходящую картинку.
- Уп-уп-уп — какой же вкусный суп.
- Ип-ип-ип — нас катает джип.
- Оп-оп-оп — на ветке сидит клоп.
- Оп-оп-оп – в огороде рос укроп.
-Давайте попробуем определить, где находится звук П в названиях этих картинок. Возьмите «звуковых птичек», покажите, где начало слова, конец слова, середина слова. (определяем место звука П в словах: джип, клоп, суп, укроп, посуда).
- Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Расскажите, какой это звук?
А какое задание было самым трудным?
Какое задание понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения в соответствии с современными требованиями раз...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Внедрение элементов цифрового обучения в работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассказывается об опыте внедрения элементов цифрового обучения в логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"
Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого разв...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки»
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки» ...
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Звук [д]. Буква Д».
ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»Коррекционные задачи: Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.Закреплять на...