Технологическая карта открытого подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЯ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бердюгина Ирина Владимировна

Открытое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_gramote.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Технологическая карта открытого подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЯ»

Возраст детей: 5-6 лет

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня при ТНР.

Ф.И.О. учителя логопеда

Бердюгина Ирина Владимировна

Тема занятия

Систематизация знаний детей о звуках

Тип занятия

подгрупповое

Современные технологии

Здоровьесберегающие, компьютерные

Цель занятия

выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях по обучению грамоте.

Задачи занятия

Коррекционно-образовательные: 

- обобщить и систематизировать знания детей о звуках (гласные, согласные),

- закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,

- совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,

- упражнять в определении места звука в слове.
Коррекционно-развивающие:

- развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове), 
- развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, 

- развивать артикуляционную и мелкую моторику,

- учить внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Коррекционно- воспитывающие:
 воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, воспитывать интерес к обучению грамоте.

Планируемые результаты

В результате занятия дети покажут знания:

- о звуках (гласных, согласных), буквах;

- в дифференциации гласных и согласных звуков;

- определения слогов в словах;

- выполнении звукового анализа слова.

Ресурсы занятия

проектор, интерактивная доска SMART, презентация, музыкальный трек «Паровозик из Ромашково», фишки красного и синего цвета по количеству детей, схема для звукового анализа слова, разрезные буквы.

Характеристика этапов

Название этапа.

Цели

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационный

Цели:

- дать положительный настрой на занятие;

- создать комфортные условия для работы.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли ваши мамы, и они хотят посмотреть на вас, какие вы умные, замечательные дети. Мы с вами многому уже научились: правильно произносить звуки, различать их, и сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЯ». Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.

- Становитесь в круг.

Психогимнастика.

Настроение упало?

Дело валится из рук.

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем!

Настроение поднимем,

И от пыли отряхнем.

- Ребята, улыбнитесь друг другу!

- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.

- Итак, на чём мы можем отправиться в путешествие?

- А я предлагаю отправиться на весёлом поезде и предлагаю занять свои места в вагонах.

Разводят руки в стороны.

Бросают руки вниз.

Грозят указательным пальцем.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Вздыхают.

Поднимают сцепленные руки вверх.

Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

Создает эмоциональный настрой на занятие

Показывает движения

Дети стоят в центре группы

Дети становятся в круг, выполняют движения в соответствии с текстом

Дети отвечают

2. Основной этап

Цели:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие слухового внимания;

- закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки;

- закрепить умение разделять слова на слоги;

- развитие мелкой моторики рук;

- совершенствовать умение производить звуковой анализ слова.

- Вы готовы отправиться в путешествие? 

- Прежде чем отправиться, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём артикуляционную гимнастику. «У бабушки с дедушкой»:

 «Толстые внуки приехали в гости.

С ними худые – лишь кожа да кости
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы,
Чистили мы свои верхние зубы,
Вправо и влево, внутри и снаружи.

С нижними зубками тоже мы дружим».

- Поезд отправляется.

(Звучит песенка «Паровозик из Ромашково»)

- Первая остановка «ЗВУКОВАЯ».

- Дети, вы знаете, что люди общаются с помощью слов, а слова состоят из звуков.

- А что же такое звуки? (Звуки – это то, что мы слышим и произносим).

- На какие две группы делятся звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Назовите гласные звуки.

- Почему они так называются? (Мы их произносим голосом. Во время их произношения воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть).

- Каким цветом мы их обозначаем? (Мы их обозначаем красным цветом.) 

Дидактическое упражнение «Назови гласный звук»

Лак, дом, кит, сыр, суп.

- А теперь назовите согласные звуки (М, Мь, Н, Нь, Т,Ть,С, Сь).

- Почему они так называются? (так как во время их произношения, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы, нёбо).

- Какими бывают согласные звуки? (Мягкими или твердыми).

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

- каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

Игра с мячом «Назови братца» - различение согласных мягких и твердых звуков.

Я называю твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный звук.

 ([б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д'] и т.д.).

- А ещё какими бывают согласные звуки? (Звонкими или глухими).

- Как мы можем определить звонкий или глухой звук? (Проложи ладонь к горлу. Если горло дрожит при произношении звука – это звонкий звук, если не дрожит – глухой).
- Вы молодцы, все знаете про звуки.

- Молодцы, отправляемся дальше! ( Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

- Вторая станция «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО».

- А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Ребята, я буду произносить звуки, а вы, внимательно слушайте. Если услышите гласный звук- хлопните в ладоши,  если согласный- присядьте.

- Какие вы внимательные ребята! Молодцы, отправляемся дальше! ( Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

- Третья остановка «СЛОГОВАЯ».

 - Ребята, а как определить, сколько слогов в слове?  (Прохлопать. Посчитали гласные: сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Игра «Раздели слова на слоги» 
 - Я буду показывать вам по одной картинке, а вы должны будете назвать предмет, изображенный на ней и разделить хлопками это слово на слоги.  Сколько слогов в слове мяч? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково - мячик. (дети произносят слова и хлопают в ладоши)

Слова: шко-ла, ма–лыш, ко–ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом. 

-Молодцы! Отправляемся дальше! ( Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

- Четвертая остановка «ЗВУКО-БУКВЕННАЯ».

- Дети, а знаете ли вы, как обозначаются звуки на письме? 
- Чем же отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). 
- Все буквы можно назвать одним словом? (алфавит, азбука). 

- Но перед тем, как поработать со звуками и  буквами, давайте сделаем

остановку на станции «ОТДЫХАЙКИНО».

Физкультминутка «Апрель, апрель» (пальчиковая игра с элементами нейрогимнастики)

- На станции «ЗВУКО-БУКВЕННОЙ» нас ждет сказочный персонаж.

Послушайте загадку:

«Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…Угадали? Это — …» (КОТ).  

- Выполним звуковой анализ слова «КОТ».

- Назовите первый звук в этом слове. Каким цветом обозначим?

- Назовите второй звук. Каким цветом обозначим?

- Назовите третий звук. Каким цветом обозначим?

- Сколько всего звуков?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Теперь ниже выложим слово «КОТ» из букв. У каждого из вас есть буква, которую нужно собрать. Собрав ее, мы сможем составить слово.

Задает вопрос, настраивая на занятия

Контролирует выполнение упражнений.

Проводит беседу с детьми

Контролирует выполнение упражнения

Проводит беседу

Проводит игру с мячом, контролирует выполнение задания

Проводит беседу

Контролирует правильное выполнение задания

Проводит беседу

Контролирует правильное выполнение задания

Проводит беседу

Проводит пальчиковую игру с элементами нейропсихологии

Загадывает загадку

Контролирует выполнение задания

Дети отвечают.

Выполняют упражнения

Дети отвечают

Дети выделяю гласный звук в словах

Дети отвечают

Называют мягкий согласный звук

Дети отвечают

Выполняют задание

Дети отвечают

Выполняют задание

Дети отвечают

Выполняют пальчиковую игру

Отгадывают загадку

Выполняют звуковой анализ слова

Собирают букву, называют ее

3. Рефлексионно-оценочный

Цель:

- обеспечить усвоение принципов саморегуляции

- Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЮ». Нам пора возвращаться в детский сад. (Звукозапись).

- Выходите из своих вагончиков, и все дружно встанем в круг, протяните левую руку и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – возвращаемся в детский сад»

- Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?  Спасибо вам, вы все были активными и внимательными. Ну, а впереди нас ждут еще путешествия, новые звуки и буквы, с которыми нам предстоит познакомиться.

Совместное выполнение

Задает вопросы, хвалит.

Дети выполняют упражнение

Высказывают свои впечатления



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну знаний"

Тема: "Путешествие в страну знаний"Цель: Обобщить и систематизировать у детей имеющиеся знания о звуках, буквах, словах....

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое приключение».

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое приключение». Дети помогают космическому герою спасти его ракету, которую захватили космич...

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Сюрприз от волшебника».

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Сюрприз от волшебника». Дети получают письмо от волшебника, в котором даны задания для получения сюрпр...