Анализ средств музыкальной выразительности симфонии № 1 В. Калинникова
учебно-методическое пособие по музыке (подготовительная группа)

Горьковец Инна Александровна

Симфонию  1 Калинникова называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_sredstv_muzykalnoy_vyrazitelnosti.docx19.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Анализ средств музыкальной выразительности

 симфонии № 1 В. Калинникова

Средства музыкальной выразительности

Название произведения

Симфония № 1

В. Калинникова

Мелодия (эпитеты)

I часть Спокойная певучая мелодия струнных без сопровождения. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивается, распевается все шире. Это главная партия сонатного аллегро. Побочная партия — широкая лирическая мелодия , полная сердечного тепла звучит у солирующей валторны, альтов и виолончелей. Она не создает контраста с первым образом, а дополняет его. Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции начинается разработка.

II часть Она возникла во время бессонницы: «Все спит, из вне не доносится ни одного звука. Но самая тишина вибрирует. Ощущаешь пульсацию собственного сердца, душу охватывает чувство одиночества». В начале анданте, возникают очертания прекрасного образа, манящей, может быть несбыточной, мечты. Задумчивой первой теме, как бы плывущей на фоне баюкающего аккомпанемента скрипок и арф, мягко контрастирует вторая — меланхоличная и томная мелодия, интонируемая гобоем. Ее дополняет широкий распев всех высоких инструментов оркестра. В репризе трёхчастной формы, возвращается первоначальное настроение, светлое видение рассеивается, воцаряется покой .

III часть Третья часть — яркое, жизнерадостное широко развернутое скерцо, рисующее картины народного веселья. Полная удали мужская пляска сменяется плавной грацией девичьего хоровода. Легко и непринужденно плетется его кружевной узор.

IV часть Финал симфонии — развязка драматургического развития. Он начинается как и первая часть — звучанием ее главной темы в унисонах струнной группы. Дальше на протяжении финала, также написанного в сонатной форме, среди разнообразных сцен и настроений, в смене плясовых, танцевальных и лирически-напевных эпизодов возникают знакомые мотивы .

Динамика (громкость)

Динамический контраст (с forte на piano) 

Лад (мажор, минор)

Соль минор

Ритм (ровный, пунктирный)

Пунктирный 

Регистр (высокий, средний, низкий)

сначала в среднем регистре, а затем в высоком

Темп (скорость)

Симфония состоит из четырех частей :

  1. Аллегро модерато (соль минор)- быстро
  2. Andante commodamente ( ми-бемоль мажор ) - умеренно
  3. Скерцо: Аллегро не Троппо ( до мажор ) - быстро

Финал: Аллегро модерато ( соль мажор )- быстро

Тембр (голоса, инструменты)

Деревянные духовые инструменты: пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота.

Латунь: 4 рога, 2 трубы, 3 тромбона, туба.

Перкуссия: литавры, треугольник.

Строки: арфа, скрипки I, II, альты, виолончелей, контрабасы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы музыкального руководителя "МБДОУ №14 "Белочка"

В документе представлен отчёт музыкального руководителя за учебный год...

Анализ работы музыкального руководителя ЛГМАДОУ ДСКВ «Теремок» Зиновой Н.А.

          Основными задачами моей работы являются:·       увлечь, заинтересовать музыкой;·       воспитывать...

Анализ работы музыкального руководителя за год

Анализ работы музыкального руководителя ДОУ за год...

Анализ работы музыкального руководителя

Анализ - отчет работы музыкального руководителя по освоению основной программы...

Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возрастаПриобщение ребенка к миру искусства в дошкольном учреждении - важная и ответственная задача, для решения которой ...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...