Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья по музыке (старшая группа)
Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру искусства в дошкольном учреждении - важная и ответственная задача, для решения которой необходимы программы и технологии, способные помочь педагогу найти пути и способы развития музыкальных способностей.
Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке.
Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Учитывая актуальность проблемы музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах. Остановимся на некоторых программах музыкально-эстетического воспитания дошкольников.
Таблица 1
Программы музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
№п\п | Наименова-ние программы | цели и задачи | ведущий вид деятельности | принципиальные положения | основные методы обучения |
| «От рождения до школы. Примерная общеобразо-вательная программа дошколь-ного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Кома-ровой, М. А.Васильевой | 1. Знакомить дошкольников с музыкальными понятиями. 2.Развивать музыкальные способности. 3. Формирование навыков пения и музыкально-ритмических движений. 4. Развитие художественного воображения и детского творчества. | Музыкальное занятие | Музыка пронизывала всю жизнь детского сада. | 1. музыкально – дидактичес-кие игры 2. художественная самостоятельная деятельность |
| «Радуга» под рук. Дороновой Т.Н. | Цель: Формирование эстетических переживаний Задачи: 1.Обогащение музыкальных впечатлений 2.Развитие эмоциональной отзывчивости. 3.Формирование выразительных певческих и пластических способностей. | Музыкаль-ное занятие | Занятия должны быть радостными, отвечать потребностям ребенка. | Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, посещения театров. |
| «Детство» В.И.Логино-ва, Т.И.Бабаева, Я.А.Нот-кина | Цели: 1. развитие музыкальной культуры 2.накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями 3.развитие позиции активного исполнителя - создателя музыкальных произведений | Музыкальное занятие и игры | Успешная реализация программы становится возможной при создании предметно - пространственной музыкальной среды, организации доброжелательного взаимодействия взрослого и ребенка и тесного взаимодей-ствия детского сада и семьи. | слушание – интерпре-тация импровизация - творчество |
| «Развитие» под рук. Л.А.ВенгераО.М.Дьяченко | Цель: Развитие у дошкольников творческих способностей, невербального общения. Задачи: - развитие способности к образному перевоплощению, пластическому взаимодействию - развитие умения свободно двигаться - использование интонационной выразительности голоса при выполнении образно - пластических упражнений | занятие | Принцип разделения детей на четыре возрастные группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе. | - движение - слово - музыка |
| «Из детства в отрочество» Т.Н.Доро-нова, Л.Г.Голу-бева | Цель: Создание в семье и дошкольном образовательном учреждении условий для здорового образа жизни, развития способностей детей, воспитания уважения к национальным традициям.
| занятие | Музыкальное развитие рассматривается как особая область образовательной работы. В содержании данной программы заложен подход, при котором главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно-интеллектуальной. | - игра на инструментах - концертная деятельность (развлечения, совместные с родителями праздники) - театр |
| «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л.В.Анто-нова, Н.Е.Веракса и др. | Цель: передать детям музыкальный опыт старших поколений; развивать музыкальную культуру; формировать положительные черты и свойства личности. Задачи: формировать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус; приобретать знания, умения и способы музыкальной деятельности; формировать музыкальные способности; развивать интерес и любовь к музыке своего народа и других народов; формировать умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досугу и др. | Постоянное общение ребенка с музыкой, развитие потребности в высоких образцах художественного творчества | Музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста. | Литератур-ные и музыкальные произведе-ния, дидактичес-кие и подвижные игры, праздники, развлечения, досуги, создание развивающей среды. |
| «Музыкаль-ные шедевры» О.П.Радынова | Задачи: развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизация проявлений творчества | занятие | принципы: -тематический - концентрический - контрастного сопоставления репертуара - адаптивности - синкретизма | Ритмоплас-тика, оркестровка, певческие импрови-зации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей-игр и др. |
| «Камертон» Э.П.Костина
| Цель: развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры Задачи: - общее развитие личности - развитие восприятия музыки - развитие музыкально-сенсорного восприятия | личностно-ориентированная модель с субъектив-ным партнер-ским взаимодействием
| Важным условием является музыкальная предметно-развивающая среда | все вида музыкальной деятельности |
| «Каждый ребенок -музыкант» Т.А.Рокитянская | Цель: подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему как можно взаимодействовать с ней. Задачи: - развивать понимание и чувствование явлений природы - развивать культуру общения - развивать исторический, географический, этнографический кругозор | занятия | отказываются от подготовки концертов «напоказ» | - речевые игры - двигательные упражнения -ритмические игры - произведения музыкального фольклора -образно-двигательная музыкальная грамота - обучение игре на флейте - театрализо-ванная деятельность |
| «Музыка» С.А.Рогова | Цель: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с помощью музыкально-творческой игры. Задачи: развивать навыки импровизации и сочинения в различных видах музыкальной деятельности; познакомить с элементами музыкальной грамоты; развивать координацию движений под музыку. | Музыкаль-но-творческая игра | задания изложены в порядке возрастающей сложности, с усложнением характера музыкально-образного и логического мышления ребенка | - импровизации - сочинения в различных видах музыкальной деятельности |
| «Ребенок в мире музыки» Л.Н.Комис-сарова, Г.В.Кузнецова | Цель: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5-6 лет. Задачи: - осознание ребенком эмоциональной природы музыки, накопление опыта эмоциональных переживаний - знания и представления детей о музыке как искусстве, средстве развития мышления - музыкальное развитие ребенка в процессе музыкальной деятельности - творческое самовыражение, сопереживание настроению музыки
| занятия и развле-чения | акцент делается на взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятельности | - музыка вокруг нас - музыка внутри нас - музыка с нами - мы сами можем творить музыку |
| «Синтез» под рук. Т.В.Тарасовой | Цель: ввести ребенка-дошкольника в мир музыки; формировать его художественную культуру; развивать навыки восприятия различных видов искусств | музыкальные занятия | принципы: - синкретич-ности искусства - высокой художественности и доступности - синтез искусств | - литература - пение -игра в оркестре -изобразительное искусство - дирижирова-ние - элементы хореографии и пластики |
| «Синтез искусств» О.А.Куревина
| Задачи: - формирование эстетически развитой личности ребенка дошкольного и школьного возраста - пробуждение творческой активности и художественного мышления - выработка навыков восприятия произведений различных видов искусства - самовыражение через различные формы творчества детей | Развива-юще - обучающие занятия | программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки (в том числе ритмики, пластики), изобразительного искусства и театра. | - литература - музыка - ритмика - пластика - изобразительное искусство - театр |
Анализ вышерассмотренного программного материала по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает большой интерес к эстетическому развитию ребенка, в том числе и детей старшего дошкольного возраста как средству формирования развития личности, воспитания духовности и эстетической культуры средствами искусства.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии способностей. А именно: музыкальные способности формируются в активной исполнительской деятельности. Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития музыкального восприятия. Эмоциональное восприятие музыки формируется в процессе ее слушания.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
Воспитатель понимает сущность и социальную значимость своей профессии, с одной стороны учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несёт в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развития личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами музыки необходимо использовать в соответствии с ФГОС ДО возможности образовательной области «Познавательное развитие».
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»
Работа заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.Практическая значимость определяется возможностью использования разработанн...
Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...
Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»
Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Азбука добра"
содержит 5 экологических акций...
Вариативная программа по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш»
Рабочая программа по валеологическому воспитанию «Будь здоров, малыш» для детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программо...