Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья по музыке (старшая группа)

Исхакова Ирина Александровна

Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Приобщение ребенка к миру искусства в дошкольном учреждении - важная и ответственная задача, для решения которой необходимы программы и технологии, способные помочь педагогу найти пути и способы развития музыкальных способностей.

Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке.

Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Учитывая актуальность проблемы музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах. Остановимся на некоторых программах музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

 

 

Таблица 1

Программы музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

№п\п

Наименова-ние

программы

цели и задачи

ведущий вид деятельности

принципиальные положения

основные методы обучения

  1. 1

«От рождения до школы. Примерная общеобразо-вательная программа дошколь-ного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Кома-ровой, М. А.Васильевой

1. Знакомить дошкольников с музыкальными понятиями.

2.Развивать музыкальные способности.

3. Формирование навыков пения и музыкально-ритмических движений.

4. Развитие художественного воображения и детского творчества.

Музыкальное  занятие

 Музыка пронизывала всю жизнь детского сада.

1. музыкально – дидактичес-кие игры

2. художественная самостоятельная деятельность

  1. 2

«Радуга»

под рук. Дороновой Т.Н.

Цель: Формирование эстетических переживаний

Задачи:

1.Обогащение музыкальных впечатлений

2.Развитие эмоциональной отзывчивости.

3.Формирование выразительных певческих и пластических способностей.

Музыкаль-ное  занятие

Занятия должны быть радостными, отвечать потребностям ребенка.

Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, посещения театров.

  1. 3

«Детство»

В.И.Логино-ва, Т.И.Бабаева, Я.А.Нот-кина

Цели:

1. развитие музыкальной культуры

2.накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями

3.развитие позиции активного исполнителя - создателя музыкальных произведений

Музыкальное  занятие и игры

Успешная реализация программы становится возможной при создании предметно - пространственной музыкальной среды,  организации доброжелательного взаимодействия взрослого и ребенка и тесного взаимодей-ствия детского сада и семьи.

слушание – интерпре-тация

импровизация - творчество

  1. 4

«Развитие»

под рук. Л.А.ВенгераО.М.Дьяченко

Цель: Развитие у дошкольников творческих способностей, невербального общения.

Задачи:

- развитие способности к образному перевоплощению, пластическому взаимодействию

- развитие умения свободно двигаться

- использование интонационной выразительности голоса при выполнении образно - пластических упражнений

занятие

Принцип разделения детей на четыре возрастные группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе.

- движение

- слово

- музыка

  1. 6

«Из детства в отрочество»

Т.Н.Доро-нова, Л.Г.Голу-бева

Цель: Создание в семье и дошкольном образовательном учреждении условий для здорового образа жизни, развития способностей детей, воспитания уважения к национальным традициям.

 

занятие

Музыкальное развитие рассматривается как особая область образовательной работы.

В содержании данной программы заложен подход, при котором главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно-интеллектуальной.

- игра на инструментах

- концертная деятельность (развлечения, совместные с родителями праздники)

- театр

  1. 7

«Программа воспитания и обучения в детском саду», 

Л.В.Анто-нова, Н.Е.Веракса и др.

Цель: передать детям  музыкальный опыт старших поколений; развивать музыкальную культуру; формировать положительные черты и свойства личности.

Задачи: формировать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус; приобретать знания, умения и способы музыкальной деятельности; формировать музыкальные способности; развивать интерес и любовь к музыке своего народа и других народов; формировать умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досугу и др.

Постоянное общение ребенка с музыкой, развитие потребности в высоких образцах художественного творчества

Музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста.

Литератур-ные и музыкальные произведе-ния, дидактичес-кие и подвижные игры, праздники, развлечения, досуги, создание развивающей среды.

  1. 8

«Музыкаль-ные шедевры»

О.П.Радынова

Задачи: развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизация проявлений творчества

занятие

принципы:

-тематический

- концентрический

- контрастного сопоставления репертуара

- адаптивности

- синкретизма

Ритмоплас-тика, оркестровка, певческие импрови-зации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей-игр и др.

  1. 10

«Камертон»

Э.П.Костина

 

Цель: развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры

Задачи:

- общее развитие личности

- развитие восприятия музыки

- развитие музыкально-сенсорного восприятия

личностно-ориентированная модель с субъектив-ным партнер-ским взаимодействием

 

Важным условием является музыкальная предметно-развивающая среда

все вида музыкальной деятельности

  1. 12

«Каждый ребенок -музыкант»

Т.А.Рокитянская

Цель: подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему как  можно взаимодействовать с ней.

Задачи:

- развивать понимание и чувствование явлений природы

- развивать культуру общения

- развивать исторический, географический, этнографический кругозор

занятия

отказываются от  подготовки концертов «напоказ»

- речевые игры

- двигательные упражнения

-ритмические игры

- произведения музыкального фольклора

-образно-двигательная музыкальная грамота

- обучение игре на флейте

- театрализо-ванная деятельность

  1. 13

«Музыка»

С.А.Рогова

Цель: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с помощью музыкально-творческой игры.

Задачи: развивать навыки импровизации и сочинения в различных видах музыкальной деятельности; познакомить с элементами музыкальной грамоты; развивать координацию движений под музыку.

Музыкаль-но-творческая игра

задания изложены в порядке возрастающей сложности, с усложнением характера музыкально-образного и логического мышления ребенка

- импровизации

- сочинения в различных видах музыкальной деятельности

  1. 14

«Ребенок в мире музыки»

Л.Н.Комис-сарова, Г.В.Кузнецова

Цель: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5-6 лет.

Задачи:

- осознание ребенком эмоциональной природы музыки, накопление опыта эмоциональных переживаний

- знания и представления детей о музыке как искусстве, средстве развития мышления

- музыкальное развитие ребенка в процессе музыкальной деятельности

- творческое самовыражение, сопереживание настроению музыки

 

занятия и развле-чения

акцент делается на взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятельности

- музыка вокруг нас

- музыка внутри нас

- музыка с нами

- мы сами можем творить музыку

  1. 15

«Синтез»

под рук. Т.В.Тарасовой

Цель: ввести ребенка-дошкольника в мир музыки; формировать его художественную культуру; развивать навыки восприятия различных видов искусств

музыкальные занятия

принципы:

- синкретич-ности искусства

- высокой художественности и доступности

- синтез искусств

- литература

- пение

-игра в оркестре

-изобразительное искусство

- дирижирова-ние

- элементы хореографии и пластики

  1. 17

«Синтез искусств»

О.А.Куревина

 

Задачи:

- формирование эстетически развитой личности ребенка дошкольного и школьного возраста

- пробуждение творческой активности и художественного мышления

- выработка навыков восприятия произведений различных видов искусства

- самовыражение через различные формы творчества детей

Развива-юще - обучающие занятия

программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки (в том числе ритмики, пластики), изобразительного искусства и театра.

- литература

- музыка

- ритмика

- пластика

- изобразительное искусство

- театр

 

Анализ вышерассмотренного программного материала по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает большой интерес к эстетическому развитию ребенка, в том числе и детей старшего дошкольного возраста как средству формирования развития личности, воспитания духовности и эстетической культуры средствами искусства.

 

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии способностей. А именно: музыкальные способности формируются в активной исполнительской деятельности. Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития музыкального восприятия. Эмоциональное восприятие музыки формируется в процессе ее слушания. 

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Воспитатель понимает сущность и социальную значимость своей профессии, с одной стороны учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несёт в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развития личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. 

Для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами музыки необходимо использовать в соответствии с ФГОС ДО возможности образовательной области «Познавательное развитие».

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»

Работа заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.Практическая значимость определяется возможностью использования разработанн...

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»

Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

Вариативная программа по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш»

Рабочая программа по валеологическому  воспитанию «Будь  здоров, малыш» для детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программо...