Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osenniy_les.docx31.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Путешествие в осенний лес»

Цель: Развивать эстетическое восприятие осенней природы детьми через музыкальную, речевую и игровую деятельность.

Программные задачи:

Формировать умение вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения; учить детей сравнивать мало контрастные произведения близкие по названиям, различать оттенки настроений, выразительные интонации; расширять музыкальный кругозор.

Закреплять умение передавать в движении характер музыки; подыгрывать на детских музыкальных инструментах, тем самым способствовать проявлению музыкально-творческих способностей.

Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве (через игру)

Развивать чувство ритма; чистоту интонирования в пении; отрабатывать четкое произношение окончаний слов

Развивать общую и тонкую моторику; дыхание;быстроту реакции (в игре)

Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.Воспитывать внимание, любовь к музыке

Оборудование:несколько разных осенний листочков; султанчики (по 2 на каждого мальчики); дет.муз.инструменты: молоточек, деревянные полочки (по 2 на каждого ребенка), 3-4 металлофона, треугольника, несколько колокольчики, цитра (2); маленький зонтик с прикреплёнными к нему грибами из бумаги; 2 объёмных гриба из ткани (боровик и лисичка);

карточки с изображением девочки и мальчика; кукла Лисы из театра «Би-ба-бо»; 2 платочка для Лисы (один рванный): корзинка с листьями и шишками .

Материал: запись голоса Осени в начале и середине, запись стука дятла и кукование кукушки;фрагменты «Марша», «Бега», «Польки» и музыка для спокойной ходьбы, ходьбы на носочках;«Октябрь. «Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»;аудиозаписи «Осень» (I часть) А.Вивальди из цикла концертов «Времена года»,«Осенний дождь» Р.Гагизова; песенка «Кукушка» муз.Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой, песня «Песенка о зонтиках» муз.и сл. Г.Голевой,песня «Грибок – боровичок» (муз. и сл. П.Ермолаева, песня «Осенняя» муз. и сл. Е.Шаламановой, башкирская игра «Иголка с ниткой» муз. А.Каримова.

Ход НОД:

(Дети свободно входят в зал под тихо звучащую музыкуА.Вивальди «Осень» (I часть) из цикла концертов «Времена года»)

Организационный момент:

М.Р.: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

(М.р. показывает на ладошке осенний листочек.)

М.р.: Ребята, посмотрите.

Слайд 2

Вот осенний ветерок

У куста сорвал листок.

Долго с листиком вертелся,

Над деревьями кружил,

А потом мне на ладошку

Жёлтый листик положил.

Тронул холодом лицо:

«Получите письмецо!» (Е.Авдиенко)

Вот и осень к нам пришла,

Нас в дорогу позвала.

(Далее звучит запись голоса):

Слайд 3

«В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Вам, ребята, не найти».

М.р.: Ну, что пойдем? (Да.)

I. Коррекционная ритмика.

1) Проводится двигательное упражнение «Прогулка в лес».        

(Воспитатель читает стихотворение с паузами.Музыкальный руководитель, во время пауз,озвучивает стихотворение  небольшими музыкальными фрагментами.)

Слайд 4

Раз-два-три, раз-два-три –

По дорожке мы пошли. (Дети маршируют.)

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв. (Идут «змейкой».)

Впереди течет  ручей,

Подходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.(Идут на носочках, руки в стороны.)

Лес осенний увидали

К нему в припрыжку побежали. (Выполняют подскоки.)

Раз-два-три-четыре-пять –

В лес отпарились гулять. (Спокойная ходьба.)

М.р.: Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться! Вспомним нашу пальчиковую игру.

2) Проводится пальчиковая речевая игра по стихотворению Т.Сикачевой (модель И.Бодраченко) (см. журнал «Музыкальный руководитель» №1-2006г, 14с.)

Слайд 5

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

М.р.: А теперь прислушайтесь.

(Звучит запись стука дятла.)

Дятел дерево долбит.

На весь лес он стучит.

Давайте и мы попробуем постучать. (Детям раздаются по две деревянные палочки.) Только вот в лесу любит гулять  эхо, которой всё за всеми повторяет. Давайте и мы поиграем в ритмическое эхо. Мы будемповторяем затем, у кого в руках музыкальный молоточек. Слушайте внимательно.

3) Проводиться ритмическая игра «Дятел и эхо» (со звокоподрожанием: «Тук»).

(После упражнения собрать палочки и муз.молоточекк)

М.р.: Перестал дятел стучать. Тихо стало... Только слышно как ветерок шумит, да листочки шуршат.

Слайд 6

4) Проводится дыхательное упражнение «Ветер» (М.Ю.Картушиной)

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

(Выдох спокойный, ненапряженный.)

Дует сильныйветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

(Активный выдох)

Дует ветерок – зовет Осень.

5)  Далее проводится фонопедическоеупражнение «Осень» (по методу В.Емельянова)

Идет Осень по лесу и шуршит листвой.

(Дети произносят «шур… шур…» и «скользят» ладонями друг о друга.)

Прикоснётся Осень рукой к березке, пожелтеют листья и запоют свою песенку.

(Делают crescendoи diminuendoна звук [а], развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина.)

Прикоснется к рябинке, покраснеют листочки, запоют свою радостную песню.

(Делают crescendoи diminuendoна звук [о].)

Заденет осинку, красные листья запоют.

(Делают crescendoи diminuendoна звук [э].)

Взмахнёт руками Осень, завоет ветер.

(Делают crescendoи diminuendoна звук [у].)

Затрепещут, задрожат листья на деревьях,

(Произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.)

И полетят на землю разноцветным дождём.

(Произносят «п.. п…», постепенно опуская руки.)

(На последнюю фразу воспитатель разбрасывает несколько осенних (бумажных) листиков.)

М.р.: Ребята, кажется ветер стих, всё успокаивается. Посмотрите, ветер расстелил для нас разноцветный ковер. Садитесь, отдохните и прислушайтесь. Может мы ещё что-нибудь услышим.

II. Слушание.

(Звучит «Октябрь.Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года» в исполнении фортепиано.)

М.р.: Я вижу, вы узнали эту музыку! Как она называется и кто её автор? (Ответы детей.)

М.р.: Да. Это знакомое вам произведение «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского. Какое настроение выражено в музыке? (Грустное, печальное, жалобное, тоскливое.) Меняется ли музыка? (В средине звучит немного взволновано, беспокойно.) Какую осень рисует композитор своей музыкой? (Музыка изображает картину поздней осени.Листья облетают с деревьев, дует сильный холодный ветер.)

М.р.: Да, в музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. Хотя в средней части музыка становится более взволнованной и беспокойной, но потом опять она печальная, поникшая. Музыка словно передает печальные вздохи засыпающей природы.

А сейчас послушайте ещё одно знакомое вам осеннее произведение. Давайте их сравним. Какое в ней настроение и какую картину она рисует своими звуками.

(Звучит в записи «Осенний дождь» Р.Гагизова.)

М.р.: Как называется произведение и кто автор? (Ответы детей.) Да это произведение написал башкирский композитор РоберГазизов. Какой характер? (Где-то задумчивая, грустная, а местами взволнованная, светлая, легкая, полётная, танцевальная.) Что вы представляете, слушая эту музыку: только ли картину осеннего дождя? (Музыка изображает, как идёт осенний пасмурный дождь, как ветер кружит листья в своем танце.) Действительно в музыке мы можем услышать 2 разные темы: первая – это как идёт осенний мелкий дождь, глядя на него грустишь и прощаешься с летом, теплом, что эта осенняя красота потихоньку уходит, но вот зазвучала вторая тема – и ты видишь, какая природа осенью красивая, и хочется любоваться этой красотой. Наверное,Р.Газизов хотел своей музыкой нарисовать картину ранней осени.

Сейчас мы послушаем это произведение  ещё раз и попробуем передать через движения музыку осенней природу: девочки будут легкие листочки, которых кружит листопад, а мальчики с султанчиками будут передавать тему дождя.

(Мальчикам раздаются по 2 султанчика.Звучит повторно музыкальное произведение Р.Газизова «Осенний дождь». Дети исполняют танцевальную импровизацию «Осенний дождь и ветерок». После султанчики собираются.)

М.р.: Ребята, кажется, начинается сильный дождь. Давайте спрячемся. Садитесь на стульчики.

Послушайте. Кажется, кто-то в лесу поёт свою песню.

III. Пение.

(Звучит в записи кукование кукушки)

М.р.: Что это за звуки? (Кукушка кукует.) Кажется кукушки дождь нипочём. Сидит себе на ветке и поёт свою песенку для нас.

1. Распевание.

Исполняется песенка«Кукушка» муз.Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой(см. башкирский сборник «Музыка в детском саду» старшая группа / под ред. Кубагушева А.М.)

М.р.: А эхо снова тут как тут. Все повторяет за кукушкой.

(Отрабатываются трудные мелодические ходы для дальнейшего исполнения новой песни.)

М.р.: А дождик всё капает и капает. Но он не страшен, если…

2. Исполняется новая песня «Песенка о зонтиках» муз.и сл. Г.Голевой(см. журнал «Музыкальный руководитель» №5-2008г.)

Далее проводится беседа: О чем песенка? Какой характер? Как бы вы её назвали?

После разучивается 1 куплет песни. Обращается внимание на разное окончание второй музыкальной фразы при повторении. Добиваться чистого интонирования на одном звуке (используется приём «Песенка дождика-барабанщика»). Для чистого интонирования трудных мелодических ходов используется показ направления мелодии рукой.)

М.р.: А у меня тоже есть зонтик. Вот посмотрите. (Показывается маленький зонтик, уже открытый.) Под ним я могу спрятаться. И дождик мне не страшен. Ой, что это на нём? (Показать грибы на зонтике.) Так это был грибной дождик. А какие грибы вы узнали? (Ответы детей.)

А вот это что за гриб:

Глубоко был спрятан он.

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду! (Гриб-боровик)

Мы знаем с вами песенку про этот грибок. Давайте её вспомним. Может Боровичок услышит её и сам появится. Только сначала вспомним слова песни: слова 1 куплета проговорим с ускорением: от медленного темпа к быстрому;  слова 2 куплетапроговорим с разной динамикой: от шепота до громкого голоса; а слова припева – пропоем беззвучно, но с активной артикуляцией. (показывается данный приём, при этом идёт опора на внешнее звучание мелодии). При этом не забывайте произносить четко все окончания слов.

3. Проводится работа над дикцией, правильным звукопроизношением слов в песни «Грибок – боровичок» (муз.и сл. П.Ермолаева). После песня исполняется по карточкам «Девочки», «Мальчик».

М.р.: Ребята посмотрите, а вот и показался гриб-боровичок (Показывается большой объёмный гриб-боровик из ткани). Да он не один, а с дружком. Что это за гриб? (Показывается большой объёмный гриб-лисичка.) Вы знаете, что грибы любят играть с людьми в прятки. Вот и сейчас они с нами поиграют. А вы будьте внимательны.

4. Проводиться гимнастика для глаз «Боровик – Лисичка» (это упражнение знакомо детям)

Воспитатель и муз.руководитель садятся по краям от детей. У воспитателя в руках объемный гриб-боровик, у муз.руководителя – гриб-лисичка. По сигналу «Боровик!» воспитатель поднимает гриб, дети переводят на него взгляд. На сигнал «Лисичка» – муз.руководитель поднимает гриб и дети переводят взгляд. При этом голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

М.р.: Играли-играли грибы в прятки и слышат, какая-то песенка доноситься из далека. Интересно стало им. Прислушались.

(Исполняется «Музыкальная загадка» на металлофоне – мелодия припева из песни «Осенняя» (муз.и сл. Е.Шаламановой)

М.р.: Узнали вы мелодию? Что за песенка? В исполнении какого инструмента прозвучала мелодия? (Ответы детей.)

Да это природные часы запели песенку про Осень. Давайте и мы вспомним эту песню. И не просто её споем, а сыграем музыку осенних часиков. Когда поём и играем на инструментах нужно обязательно прислушиваться друг к другу.

5. Дети исполняют песню «Осенняя» с оркестровкойна детских музыкальных инструментах: металлофоны (проигрыш), треугольники, колокольчики, цитра.

М.р.: Ребята, слышите, кто-то плачет.

(Воспитатель одевает на руку куклу-лису (Би-ба-бо)

М.р.: Ой, это Лиса. Здравствуй Лисонька. Что ты плачешь?

Лиса: У меня есть любимый красивый платочек. Только он порвался. Вот мне и обидно. (Показывает рванный платочек.)

М.р.: Не плачь Лисонька. Сейчас мы всё исправим. Возьмём иголку с ниткой, ножницы и скоро всё будет готово. А ты пока с ребятами поиграй.

IV. Ритмика (Музыкально-ритмические движения):

Проводится знакомая башкирская игра «Иголка с ниткой» муз. А.Каримова. (Лиса находится в руках у водящего-«Иголки».В конце Лису одевает на руку воспитатель.)

После игры Лисе накидывается другой такой же платок, но без дырки.

М.р.: Ой, какая ты Лисонькая красавица, а в этом платочке стала ещё краше.

Лиса: Да, я такая красавица, потому что каждый день делаю массаж. Хотите и вас научу.

(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения за муз.руководителем.)

Проводится массаж «Лиса» (М.Картушиной)

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

(движения выполняются соответственно тексту)

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все пальцы стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(все массажирующие движения выполняются от переферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса!

До чего же хороша!

(красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)

Лиса: Спасибо вам ребята за платок. А это вам – подарки из осеннего леса.

(Передает корзинку с листьями, шишками.) А мне пора. Ждут меня мои лисята. До свидания.

М.р.: И нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит музыкуА.Вивальди «Осень» (I часть) из цикла концертов «Времена года».Дети проходят 1 круг.)

М.р.: Ребята вам понравилось в осеннем лесу? Что больше всего? (Ответы детей.)

А эту корзинку вы забирайте с собой в группу, сделаете красивую осеннюю картину он нашем путешествии.

(Муз.руководитель прощается. Дети идут в группу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно - образовательной деятельности "Путешествие в осенний лес"

Цель: Учить замечать происходящие в природе изменения с приходом осени. Вызвать интерес к театрализованной деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в осенний лес" вторая младшая группа

Конспект НОД "Путешествие в осенний лес". Вторая младшая группа.Цель моей работы:: обучить детей связному рассказыванию по картине.Для достижения своей цели, я поставила следующие задачи:-учить состав...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)

Данный материал -  это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека  для старших дошкольников в игровой форме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в осенний лес за грибами»

: Продолжать формировать знания детей о грибах; закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; прививать любовь к природе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в осенний лес"

ЦЕЛИ:1. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.2. Формировать у детей положительную мотивацию к речевому общению со взрослым.3. Познакомит...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие эколят-дошколят в осенний лес"

  Конспект непосредственно-образовательной деятельности   "Путешествие эколят-дошколят в осенний лес"    Интеграция образовательных областей:Социально-коммуни...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности «Путешествие в осеннюю тундру» с детьми средней группы

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Путешествие в осеннюю тундру» с детьми средней группы...