Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие в осенний лес»
Цель: Развивать эстетическое восприятие осенней природы детьми через музыкальную, речевую и игровую деятельность.
Программные задачи:
Формировать умение вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения; учить детей сравнивать мало контрастные произведения близкие по названиям, различать оттенки настроений, выразительные интонации; расширять музыкальный кругозор.
Закреплять умение передавать в движении характер музыки; подыгрывать на детских музыкальных инструментах, тем самым способствовать проявлению музыкально-творческих способностей.
Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве (через игру)
Развивать чувство ритма; чистоту интонирования в пении; отрабатывать четкое произношение окончаний слов
Развивать общую и тонкую моторику; дыхание;быстроту реакции (в игре)
Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.Воспитывать внимание, любовь к музыке
Оборудование:несколько разных осенний листочков; султанчики (по 2 на каждого мальчики); дет.муз.инструменты: молоточек, деревянные полочки (по 2 на каждого ребенка), 3-4 металлофона, треугольника, несколько колокольчики, цитра (2); маленький зонтик с прикреплёнными к нему грибами из бумаги; 2 объёмных гриба из ткани (боровик и лисичка);
карточки с изображением девочки и мальчика; кукла Лисы из театра «Би-ба-бо»; 2 платочка для Лисы (один рванный): корзинка с листьями и шишками .
Материал: запись голоса Осени в начале и середине, запись стука дятла и кукование кукушки;фрагменты «Марша», «Бега», «Польки» и музыка для спокойной ходьбы, ходьбы на носочках;«Октябрь. «Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»;аудиозаписи «Осень» (I часть) А.Вивальди из цикла концертов «Времена года»,«Осенний дождь» Р.Гагизова; песенка «Кукушка» муз.Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой, песня «Песенка о зонтиках» муз.и сл. Г.Голевой,песня «Грибок – боровичок» (муз. и сл. П.Ермолаева, песня «Осенняя» муз. и сл. Е.Шаламановой, башкирская игра «Иголка с ниткой» муз. А.Каримова.
Ход НОД:
(Дети свободно входят в зал под тихо звучащую музыкуА.Вивальди «Осень» (I часть) из цикла концертов «Времена года»)
Организационный момент:
М.Р.: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
(М.р. показывает на ладошке осенний листочек.)
М.р.: Ребята, посмотрите.
Слайд 2
Вот осенний ветерок
У куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся,
Над деревьями кружил,
А потом мне на ладошку
Жёлтый листик положил.
Тронул холодом лицо:
«Получите письмецо!» (Е.Авдиенко)
Вот и осень к нам пришла,
Нас в дорогу позвала.
(Далее звучит запись голоса):
Слайд 3
«В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти».
М.р.: Ну, что пойдем? (Да.)
I. Коррекционная ритмика.
1) Проводится двигательное упражнение «Прогулка в лес».
(Воспитатель читает стихотворение с паузами.Музыкальный руководитель, во время пауз,озвучивает стихотворение небольшими музыкальными фрагментами.)
Слайд 4
Раз-два-три, раз-два-три –
По дорожке мы пошли. (Дети маршируют.)
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв. (Идут «змейкой».)
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей.
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем.(Идут на носочках, руки в стороны.)
Лес осенний увидали
К нему в припрыжку побежали. (Выполняют подскоки.)
Раз-два-три-четыре-пять –
В лес отпарились гулять. (Спокойная ходьба.)
М.р.: Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться! Вспомним нашу пальчиковую игру.
2) Проводится пальчиковая речевая игра по стихотворению Т.Сикачевой (модель И.Бодраченко) (см. журнал «Музыкальный руководитель» №1-2006г, 14с.)
Слайд 5
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
М.р.: А теперь прислушайтесь.
(Звучит запись стука дятла.)
Дятел дерево долбит.
На весь лес он стучит.
Давайте и мы попробуем постучать. (Детям раздаются по две деревянные палочки.) Только вот в лесу любит гулять эхо, которой всё за всеми повторяет. Давайте и мы поиграем в ритмическое эхо. Мы будемповторяем затем, у кого в руках музыкальный молоточек. Слушайте внимательно.
3) Проводиться ритмическая игра «Дятел и эхо» (со звокоподрожанием: «Тук»).
(После упражнения собрать палочки и муз.молоточекк)
М.р.: Перестал дятел стучать. Тихо стало... Только слышно как ветерок шумит, да листочки шуршат.
Слайд 6
4) Проводится дыхательное упражнение «Ветер» (М.Ю.Картушиной)
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф…
(Выдох спокойный, ненапряженный.)
Дует сильныйветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф…
(Активный выдох)
Дует ветерок – зовет Осень.
5) Далее проводится фонопедическоеупражнение «Осень» (по методу В.Емельянова)
Идет Осень по лесу и шуршит листвой.
(Дети произносят «шур… шур…» и «скользят» ладонями друг о друга.)
Прикоснётся Осень рукой к березке, пожелтеют листья и запоют свою песенку.
(Делают crescendoи diminuendoна звук [а], развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина.)
Прикоснется к рябинке, покраснеют листочки, запоют свою радостную песню.
(Делают crescendoи diminuendoна звук [о].)
Заденет осинку, красные листья запоют.
(Делают crescendoи diminuendoна звук [э].)
Взмахнёт руками Осень, завоет ветер.
(Делают crescendoи diminuendoна звук [у].)
Затрепещут, задрожат листья на деревьях,
(Произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.)
И полетят на землю разноцветным дождём.
(Произносят «п.. п…», постепенно опуская руки.)
(На последнюю фразу воспитатель разбрасывает несколько осенних (бумажных) листиков.)
М.р.: Ребята, кажется ветер стих, всё успокаивается. Посмотрите, ветер расстелил для нас разноцветный ковер. Садитесь, отдохните и прислушайтесь. Может мы ещё что-нибудь услышим.
II. Слушание.
(Звучит «Октябрь.Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года» в исполнении фортепиано.)
М.р.: Я вижу, вы узнали эту музыку! Как она называется и кто её автор? (Ответы детей.)
М.р.: Да. Это знакомое вам произведение «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского. Какое настроение выражено в музыке? (Грустное, печальное, жалобное, тоскливое.) Меняется ли музыка? (В средине звучит немного взволновано, беспокойно.) Какую осень рисует композитор своей музыкой? (Музыка изображает картину поздней осени.Листья облетают с деревьев, дует сильный холодный ветер.)
М.р.: Да, в музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. Хотя в средней части музыка становится более взволнованной и беспокойной, но потом опять она печальная, поникшая. Музыка словно передает печальные вздохи засыпающей природы.
А сейчас послушайте ещё одно знакомое вам осеннее произведение. Давайте их сравним. Какое в ней настроение и какую картину она рисует своими звуками.
(Звучит в записи «Осенний дождь» Р.Гагизова.)
М.р.: Как называется произведение и кто автор? (Ответы детей.) Да это произведение написал башкирский композитор РоберГазизов. Какой характер? (Где-то задумчивая, грустная, а местами взволнованная, светлая, легкая, полётная, танцевальная.) Что вы представляете, слушая эту музыку: только ли картину осеннего дождя? (Музыка изображает, как идёт осенний пасмурный дождь, как ветер кружит листья в своем танце.) Действительно в музыке мы можем услышать 2 разные темы: первая – это как идёт осенний мелкий дождь, глядя на него грустишь и прощаешься с летом, теплом, что эта осенняя красота потихоньку уходит, но вот зазвучала вторая тема – и ты видишь, какая природа осенью красивая, и хочется любоваться этой красотой. Наверное,Р.Газизов хотел своей музыкой нарисовать картину ранней осени.
Сейчас мы послушаем это произведение ещё раз и попробуем передать через движения музыку осенней природу: девочки будут легкие листочки, которых кружит листопад, а мальчики с султанчиками будут передавать тему дождя.
(Мальчикам раздаются по 2 султанчика.Звучит повторно музыкальное произведение Р.Газизова «Осенний дождь». Дети исполняют танцевальную импровизацию «Осенний дождь и ветерок». После султанчики собираются.)
М.р.: Ребята, кажется, начинается сильный дождь. Давайте спрячемся. Садитесь на стульчики.
Послушайте. Кажется, кто-то в лесу поёт свою песню.
III. Пение.
(Звучит в записи кукование кукушки)
М.р.: Что это за звуки? (Кукушка кукует.) Кажется кукушки дождь нипочём. Сидит себе на ветке и поёт свою песенку для нас.
1. Распевание.
Исполняется песенка«Кукушка» муз.Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой(см. башкирский сборник «Музыка в детском саду» старшая группа / под ред. Кубагушева А.М.)
М.р.: А эхо снова тут как тут. Все повторяет за кукушкой.
(Отрабатываются трудные мелодические ходы для дальнейшего исполнения новой песни.)
М.р.: А дождик всё капает и капает. Но он не страшен, если…
2. Исполняется новая песня «Песенка о зонтиках» муз.и сл. Г.Голевой(см. журнал «Музыкальный руководитель» №5-2008г.)
Далее проводится беседа: О чем песенка? Какой характер? Как бы вы её назвали?
После разучивается 1 куплет песни. Обращается внимание на разное окончание второй музыкальной фразы при повторении. Добиваться чистого интонирования на одном звуке (используется приём «Песенка дождика-барабанщика»). Для чистого интонирования трудных мелодических ходов используется показ направления мелодии рукой.)
М.р.: А у меня тоже есть зонтик. Вот посмотрите. (Показывается маленький зонтик, уже открытый.) Под ним я могу спрятаться. И дождик мне не страшен. Ой, что это на нём? (Показать грибы на зонтике.) Так это был грибной дождик. А какие грибы вы узнали? (Ответы детей.)
А вот это что за гриб:
Глубоко был спрятан он.
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (Гриб-боровик)
Мы знаем с вами песенку про этот грибок. Давайте её вспомним. Может Боровичок услышит её и сам появится. Только сначала вспомним слова песни: слова 1 куплета проговорим с ускорением: от медленного темпа к быстрому; слова 2 куплетапроговорим с разной динамикой: от шепота до громкого голоса; а слова припева – пропоем беззвучно, но с активной артикуляцией. (показывается данный приём, при этом идёт опора на внешнее звучание мелодии). При этом не забывайте произносить четко все окончания слов.
3. Проводится работа над дикцией, правильным звукопроизношением слов в песни «Грибок – боровичок» (муз.и сл. П.Ермолаева). После песня исполняется по карточкам «Девочки», «Мальчик».
М.р.: Ребята посмотрите, а вот и показался гриб-боровичок (Показывается большой объёмный гриб-боровик из ткани). Да он не один, а с дружком. Что это за гриб? (Показывается большой объёмный гриб-лисичка.) Вы знаете, что грибы любят играть с людьми в прятки. Вот и сейчас они с нами поиграют. А вы будьте внимательны.
4. Проводиться гимнастика для глаз «Боровик – Лисичка» (это упражнение знакомо детям)
Воспитатель и муз.руководитель садятся по краям от детей. У воспитателя в руках объемный гриб-боровик, у муз.руководителя – гриб-лисичка. По сигналу «Боровик!» воспитатель поднимает гриб, дети переводят на него взгляд. На сигнал «Лисичка» – муз.руководитель поднимает гриб и дети переводят взгляд. При этом голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
М.р.: Играли-играли грибы в прятки и слышат, какая-то песенка доноситься из далека. Интересно стало им. Прислушались.
(Исполняется «Музыкальная загадка» на металлофоне – мелодия припева из песни «Осенняя» (муз.и сл. Е.Шаламановой)
М.р.: Узнали вы мелодию? Что за песенка? В исполнении какого инструмента прозвучала мелодия? (Ответы детей.)
Да это природные часы запели песенку про Осень. Давайте и мы вспомним эту песню. И не просто её споем, а сыграем музыку осенних часиков. Когда поём и играем на инструментах нужно обязательно прислушиваться друг к другу.
5. Дети исполняют песню «Осенняя» с оркестровкойна детских музыкальных инструментах: металлофоны (проигрыш), треугольники, колокольчики, цитра.
М.р.: Ребята, слышите, кто-то плачет.
(Воспитатель одевает на руку куклу-лису (Би-ба-бо)
М.р.: Ой, это Лиса. Здравствуй Лисонька. Что ты плачешь?
Лиса: У меня есть любимый красивый платочек. Только он порвался. Вот мне и обидно. (Показывает рванный платочек.)
М.р.: Не плачь Лисонька. Сейчас мы всё исправим. Возьмём иголку с ниткой, ножницы и скоро всё будет готово. А ты пока с ребятами поиграй.
IV. Ритмика (Музыкально-ритмические движения):
Проводится знакомая башкирская игра «Иголка с ниткой» муз. А.Каримова. (Лиса находится в руках у водящего-«Иголки».В конце Лису одевает на руку воспитатель.)
После игры Лисе накидывается другой такой же платок, но без дырки.
М.р.: Ой, какая ты Лисонькая красавица, а в этом платочке стала ещё краше.
Лиса: Да, я такая красавица, потому что каждый день делаю массаж. Хотите и вас научу.
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения за муз.руководителем.)
Проводится массаж «Лиса» (М.Картушиной)
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
(движения выполняются соответственно тексту)
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все пальцы стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(все массажирующие движения выполняются от переферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
(красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)
Лиса: Спасибо вам ребята за платок. А это вам – подарки из осеннего леса.
(Передает корзинку с листьями, шишками.) А мне пора. Ждут меня мои лисята. До свидания.
М.р.: И нам пора возвращаться в детский сад.
(Звучит музыкуА.Вивальди «Осень» (I часть) из цикла концертов «Времена года».Дети проходят 1 круг.)
М.р.: Ребята вам понравилось в осеннем лесу? Что больше всего? (Ответы детей.)
А эту корзинку вы забирайте с собой в группу, сделаете красивую осеннюю картину он нашем путешествии.
(Муз.руководитель прощается. Дети идут в группу.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно - образовательной деятельности "Путешествие в осенний лес"
Цель: Учить замечать происходящие в природе изменения с приходом осени. Вызвать интерес к театрализованной деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в осенний лес" вторая младшая группа
Конспект НОД "Путешествие в осенний лес". Вторая младшая группа.Цель моей работы:: обучить детей связному рассказыванию по картине.Для достижения своей цели, я поставила следующие задачи:-учить состав...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)
Данный материал - это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека для старших дошкольников в игровой форме....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в осенний лес за грибами»
: Продолжать формировать знания детей о грибах; закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; прививать любовь к природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в осенний лес"
ЦЕЛИ:1. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.2. Формировать у детей положительную мотивацию к речевому общению со взрослым.3. Познакомит...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие эколят-дошколят в осенний лес"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие эколят-дошколят в осенний лес" Интеграция образовательных областей:Социально-коммуни...
Конспект непосредственно — образовательной деятельности «Путешествие в осеннюю тундру» с детьми средней группы
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Путешествие в осеннюю тундру» с детьми средней группы...