Поможем ребенку быть услышанным и понятым: организация логопедической помощи детям 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа)
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Самой полезной с логопедической и педагогической точки зрения и интересной детей, которые недавно начали активно общаться с помощью речи, будет игровая артикуляционная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozhem_rebenku_byt_uslyshannym_i_ponyatym.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Поможем ребенку быть услышанным и понятым:
организация логопедической помощи детям 3-4 лет
Мастер-класс
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития и организации логопедической помощи детям 3-4 лет.
Задачи:
- Познакомить с особенностями речевого развития детей 3 – 4 лет и с наиболее типичными его нарушениями.
- Сформировать адекватное отношение к индивидуальным особенностям своего ребёнка.
- Активизировать и оптимизировать совместную деятельность детей и родителей по формированию красивой и правильной речи.
- Создать эмоционально-положительный настрой для сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Оборудование: игрушка «зуб», игровые пособия для развития речи детей 3-4 лет.
Ход собрания
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня по вашим многочисленным просьбам на наше собрание мы пригласили одного из самых лучших логопедов, работающих в нашем детском саду и на территории пос. Рефтинский – Бондаренко А.П. Вместе мы обсудим наиболее важные аспекты организации логопедической помощи нашим детям. Все дети нашей группы успешно начали общаться с помощью речи, но, к сожалению, она далеко не у всех еще является понятной…А ведь как говорил герой одного старого еще советского фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье, когда тебя понимают». Это действительно очень важно – быть услышанным и правильно понятым. Наверное, все знают, что логопед – это специалист по нарушениям речи. Он работает с людьми, у которых есть проблемы с речью: от произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи. Но несмотря на то, что первый логопедический кабинет появился в России еще в 1913 году, до сих пор существует множество мифов об этой профессии, которые существенно осложняют получение своевременной и качественной логопедической помощи ребенком. Прежде чем приступить к обсуждению организации логопедической помощи детям, я предлагаю вам разобраться с вопросами, какую именно помощь может оказать ребенку логопед, а что не входит в рамки его профессиональной компетенции или невозможно при отсутствии адекватной родительской поддержки; кому необходима логопедическая поддержка, а кто в ней не нуждается.
Игра «Миф или реальность»
Воспитатель предлагает родителям по очереди вытянуть из корзиночки утверждения, которые необходимо прочитать вслух и прокомментировать, что это: миф или реальность. Остальные родители выражают свое аргументированное согласие или несогласие с услышанным.
Логопед подводит итог.
Утверждения:
Миф 1: «Логопед – врач, который может вылечить ребенка».
Комментарий: Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Логопед не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и дальнейшая адаптация. При необходимости он направляет к специалистам функциональной диагностики, к докторам (неврологи, остеопаты, реабилитологи и т.д.). Профессия логопеда является междисциплинарной, в которую заложены знания неврологии, анатомии и возрастной физиологии, психологии, филологии, патопсихологии.
Миф 2: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?»
Комментарий: если ребенок не говорит или говорит неправильно – то не потому, что он просто ленивый или балуется. Для этого есть причина. Причин для плохой речи может быть тысяча. Это и проблемы с нервной системой, и дефекты в строении органов артикуляции, и многое другое. Чтобы узнать настоящую причину – необходимо пройти обследование у специалистов.
Миф 3: «Любой звук хороший логопед может поставить за 1-2 занятия».
Комментарий: Такое, конечно, бывает, но как исключение. Ведь у каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Как правило, это долгая и кропотливая работа, требующая также и последующей отработки и закрепления поставленного звука в речи. Быстрых и качественных результатов можно добиться только при регулярных занятиях и повторения выученного дома.
Миф 4: «Речь формируется до 5 лет, значит обращаться к логопеду раньше нет смысла».
Комментарий: По законам речевого развития у ребенка должна быть сформирована фразовая речь уже к двум годам. И в этом вопросе не всегда родители без помощи специалиста в состоянии оценить, задерживается ли речевое развитие или нет. На речь могут повлиять различные соматические и другие проблемы – так что чем позже родители начинают заниматься этой проблемой, тем труднее с ней справиться. И если в 2,5 года ребенок не заговорил или в 3-4 года произносит звуки искаженно, то это показание для прохождения консультации у логопеда. И кстати, не стоит забывать о том, что речь – функция мозга, поэтому важно взаимодействие «невролог-логопед». Ведущий специалист по сопровождению и лечению – невролог, а по коррекции – логопед!
Миф 5: «Ребенок наследует особенности речи родителей. Малыш на меня похож. Я тоже поздно начала говорить и, как видите, все хорошо».
Комментарий: Ребенок не рождается со способностью к речи, он ей овладевают в ходе развития. И у каждого это свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения недостатков и нарушений речи, а у ребенка могут быть совсем другие. Часть особенностей может и перейти к ребенку, но это не обязательно. Поэтому комплексное обследование для выявления речевых нарушений в любом случае обязательно.
Миф 6: «Логопед исправляет только звуки».
Комментарий: логопеды занимаются и развитием лексики, и грамматического строя, связной речи и исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи.
Миф7: «Каждый родитель, предварительно подготовившись, прочитав необходимую литературу, сам может исправить речь своего малыша».
Комментарий: это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся, а иногда ставятся неправильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».
Миф 8: «Если пропустим занятие — ничего страшного не произойдет, мы же выполняем задания логопеда».
Комментарий: на самом деле это широко распространенное заблуждение о том, что выполнение заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются, и из-за пропусков получается меньше занятий в месяц, нарушается систематичность.
Миф 10: «Ребенок будет заниматься, только если ему интересно».
Комментарий: это не совсем правильная установка. Логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны, но часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, они лучше знают, как его заинтересовать. Логопед решает все проблемы с речевым развитием путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей.
Если у родителей есть вопросы, то они могут их задать.
Чем занимается логопед в детском саду?
- Поможет вам разобраться, являются ли проблемой ваши тревоги по поводу развития речи вашего малыша.
- Может оценить, какие есть недочёты в произношении, насколько хорошо ребёнок понимает обращённую речь, какие ещё стороны речи необходимо развивать.
Логопед знает, как:
1) ИСПРАВИТЬ НЕПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫЕ ЗВУКИ.
Самыми распространёнными дефектами речи у детей-дошкольников являются нарушения различных звуков: отсутствие звука в речи, замена одного звука другим, искажённое произношение звука.
2) РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Фонематические процессы – это фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления.
3) ПОПОЛНЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
К совершенствованию лексико-грамматического строя речи относится расширение объёма словаря, обучение правильному употреблению предлогов, окончаний слов, упражнение в построении развёрнутых фраз и др.
Обращаясь к логопеду, вы должны понимать, что временные рамки исправления недостатков речи зависят от тяжести речевого дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Огромное значение имеют такие моменты, как систематичность занятий, а также вовлечение родителей в коррекционный процесс.
Логопед. Ведущая роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослого, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка. Очень важно обогащать активный и пассивный словарь ребенка, используя существительные, обозначающие названия игрушек, предметы личной гигиены, одежды, мебели, посуды, овощей и фруктов, домашних и диких животных, глаголы обозначающие действия, наречия, прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус, предлоги. Предлагать детям рассматривать картинки, книжки, игрушки, доступно и эмоционально рассказывая детям об этих предметах, об интересных фактах. Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, отвечать на простые вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?» и на сложные: «Что везет?», «Кому?», «Где?», «Куда?». Главные задачи по развитию речи детей – научить вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства и впечатления, используя речевые средства.
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Самой полезной с логопедической и педагогической точки зрения и интересной детей, которые недавно начали активно общаться с помощью речи, будет игровая артикуляционная гимнастика.
Мастер-класс «Веселый язычок»
Логопед предлагает родителям выучить вместе с ним артикуляционную гимнастику для малышей 3-4 лет.
Сказка ЗООПАРК
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
БЕГЕМОТИКИ
Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был... бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3–4 раза.
ЛЯГУШКИ
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3–4 раза.
СЛОН
1. Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же... слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
2. Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка.
Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
ЗМЕЯ
Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это... змея. Давай изобразим змею!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3–4 раза.
ЛОШАДКА
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
РАСЧЁСКА
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык
зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд–назад, как бы «причёсывая» его.
ЧАСИКИ
Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5–10 раз.
ШАРИКИ
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4–5 раз.
Игра «Скажи по кругу».
Родители передают по кругу игрушку (зуб - мякиш) и каждый рассказывает, в какие игры он играет дома со своим ребенком для профилактики и преодоления речевых нарушений.
Воспитатель. Закончить наше собрание мне бы хотелось словами академика Д.С. Лихачева: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума…В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова». Так давайте вместе поможем нашим детям овладеть красивой и правильной речью нашего великого и могучего русского языка. Ведь если мы вместе – мы многое можем!
Обратная связь
Воспитатель. Уважаемые родители, перед вами смайлики и красивая коробочка. Если сегодняшнее собрание было для вас полезным, вы выбираете улыбающийся смайлик; если оно вас озадачило, заставило задуматься над проблемами речи вашего ребенка, то задумчивый; если вы считаете, что время было потрачено зря, то недовольный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы
Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...
Консультация для родителей "Поможем ребенку быть здоровым!"
«Поможем ребенку быть здоровым».Главная цель в моей работе - научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детками комплексы упражнений по профилактике плоскостопия...
"Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости"
Практические рекомнедации к организации корркционно-развивающей деятельности с детьми с умеренной степенью умственной отсталости....
Консультация для родителей на тему: «Поможем ребенку быть здоровым».
В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главны...
статья «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками»
СтатьяЗубаревой Натальи Николаевны «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками» Я, Зубарева Наталья Николаевна, работая воспитателем первой младшей группы по...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСЕЩАЮЩИМ МАССОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Организация логопедической помощи детям, посещающим массовые общеобразовательные группы в дошкольном учреждении...
Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Организация логопедической помощи детям с РАС»
В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У мно...