"Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости"
статья по развитию речи по теме
Практические рекомнедации к организации корркционно-развивающей деятельности с детьми с умеренной степенью умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для педагогов по теме:
«Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости».
Составитель: учитель-дефектолог Чирков Михаил Викторович
Анализ психолого – педагогической литературы, а также результаты коррекционной деятельности показали, что у детей старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости наблюдается грубое запаздывание всех двигательных функций ( ходьбы, бегания, ползания ), отсутствие гибкости и плавности движений ( скованность, неритмичность ), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Дети данной категории часто встречаются с нарушением осанки, искривлением позвоночника, деформацией грудной клетки и конечностей, нарушениями координации движений и т.д. У некоторых из них задерживается процесс окостенения скелета, наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора: тремор, гиперкинезы, синкинезии.
Развитие речи происходит очень медленно и запаздывает на 3- 5 лет. Сильно отстаёт понимание и использование речи, а окончательное её формирование ограничено они не могут установить и объяснит связь между предметами и событиями, невнятно передают свои впечатления. До конца дошкольного возраста у детей остаётся полностью несформированной регулирующая функция речи.
Имеющиеся нарушения речи и моторики у детей старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости создают серьезные трудности не только при обучении в школе, но и развитии их познавательной деятельности, в обучении, воспитания, трудоустройстве и реализации задач социальной адаптации. Совершенствование процесса обучения и воспитания данных детей не может быть реализовано без специально разработанной системы логопедической и дефектологической работы. Вследствие наличия особенностей физического и психического развития работа должна носить комплексный характер и охватывать все компоненты речевой функциональной системы. Несформированность сенсорных и моторных функций у дошкольников с умеренной степенью умственной отсталости доказывает необходимость включения в комплексную логопедическую и дефектологическую работу специальных приемов для стимулирования и развития общей и речевой моторики и сенсорной сферы ребенка.
В процессе всех форм работы решается задача формирования мотивации и потребности в речевом общении. При этом могут использоваться следующие приёмы :
- индивидуальное и хоровое повторение речевого задания;
- составление диалогов по наглядной ситуации;
- упражнения в конструировании фраз с местоимениями и глаголами в первом, втором и третьем лице единственного и множественного числа;
- упражнения в словообразовании и словоизменении;
- описании игрушек;
- составлении рассказов по картине.
На занятиях по развитию речи и моторики происходит систематизация и актуализация усвоенного детьми речевого материала. Занятия по развитию речи формируют представление о себе и об окружающем мире. Они строятся по принципу речевого общения, что создаёт основу для более естественного овладения языком.
В ходе коррекционной работы мы используем дидактические игры и упражнения, создание ситуаций для эмоционально - речевого контакта детей со взрослыми.
Примерные игры:
- развитие мелкой моторики;
- развитие соотносящих движений пальцев рук, нанизывание бусин на стержень, на шнур (от большого к маленькому, от маленького к большому; чередование цветных бусин в заданном порядке);
- развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук;
- упражнения по самообслуживанию: -застёгивание пуговиц (больших, маленьких), кнопок; -шнуровка одежды, обув. Рамки с застёжками, рамки с двумя видами шнуровки, деревянный следок для шнуровки, расстёгивание, застёгивание пуговиц;
- пальчиковая гимнастика.
Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом занятии, проводя ее в виде различных игр и упражнений.
При проведения пальчиковой гимнастики можно использовать следующие методы:
- массаж рук;
- упражнения с мячами небольшого размера;
- игры с пальчиками.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.
Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
Самомассаж проводился на занятиях в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начинается и заканчивается он расслаблением кистей рук, поглаживанием.
На основе рекомендаций А.А.Бирюкова специалистами были разработаны три комплекса упражнений самомассажа , которые мною были использованы:
• самомассаж тыльной стороны кистей рук,
• самомассаж ладоней,
• самомассаж пальцев рук.
Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с мячами маленького размера, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение навыками письма.
Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения навыками письма.
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.
В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.
После овладением самомассажем (по мере возможностей каждого ребенка) нужно предложить детям игровые упражнения с использованием мячей маленького размера.
Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было продолжено "пальчиковыми играми", это вид упражнений, широко распространенный в логопедической практике. Возможно использовать опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).
Вначале детей необходимо обучать несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их (каждое положение рук имело свое игровое название), затем добавлять упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. "Игры с пальчиками" активно использовались мною на занятиях при подготовке руки к письму и при проведении физминуток, т.к. при письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Игры с пальчиками» дают им необходимый отдых.
Дидактические игры.
Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».
Необходимо предоставить в играх с предметами свободу для игры, поощрять самостоятельность , любознательность и использовать в речи взрослого слова. Настольно-печатные игры – интересное для ребят занятие. Целесообразно использовать разнообразные игры по видам (парные картинки, лото, домино), и разнообразные по требуемым действиям (подбор картинок по парам, подбор по общему признаку (классификация), составление разрезных картинок и кубиков, описание по картинке).
Перечень дидактических игр
Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась елочку», «Ежик и иголки», «Собери детей на прогулку», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», «Собери цветочек».
Игры на развитие восприятия величины: «Пирамидки», «Матрешки», «Найди пару», «Большой-маленький», «Маленькие и большие ноги».
Игры для единения с окружающим миром: «Отгадай и назови», «Какая сегодня погода», «Кому что нужно для работы», «Кто как кричит», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда».
Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях– важный методический прием. Слово направляет и организует действия детей. Процесс рисования, отражающий какое-то явление, наблюдение в жизни увлечет их и они найдут возможность выразить его в рисунке.
Например, при рисовании солнышка можно читать четверостишие:
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
и словесно сопровождаю показ изображения: «Нарисуем желтый круг, много палочек вокруг – это солнышко сияет».
Очень важное значение в развитии мелкой моторики кистей рук и пальцев имеет рисование пальчиком, всей ладонью. Например, отпечатком раскрытой ладошки дети рисуют осьминожек, а сомкнутой ладонью – силуэт рыбки. Отпечатанные ладошки могут превращаться в крылья красивой птицы или бабочку, достаточно нарисовать ей усики. Еще больше укрепляют пальчики и подготовят их к письму рисование пластилином. На картонную основу я наношу простой рисунок, дети отщипывают маленькие кусочки пластилина и размазывают их пальчиками по рисунку, как будто закрывая. Пластилиновые кусочки смешаются друг с другом и получаются новые неожиданные цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Большое значение в современных условиях приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическ...
Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида
В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Статья посвящена исследованию агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости, предлагается описание диагностических методик, направленных на выявление особ...
Сборник «Методические рекомендации по организации трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста»
В сборнике даны рекомендации педагогам ДОУ по организации трудовой деятельности дошкольников посредством проведения трудовых акций. Данная форма организации трудовой деятельности позволит укрепи...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...
Методические рекомендации по организации кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы...