Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы
статья по логопедии на тему
Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями массовых групп и родителями помогает исправить речь детей в выпускных в школу группах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы
Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями массовых групп и родителями помогает исправить речь детей в выпускных в школу группах.
Дети, не посещающие логопедические группы, имеют нормальный слух и интеллект. Речевые нарушения незначительны (2 звука).
В связи с увеличением числа детей с различными речевыми нарушениями возникает проблема их адаптации в школе.
Коллективом МБДОУ была организована психолого-медико-педагогическая служба, деятельность которой обеспечивается медицинским работником, учителями – логопедами, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, воспитателями.
Цель организации ПМПС – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и воспитания детей с особенностями развития.
Все специалисты службы работают во взаимодействии. В начале учебного года проходит комплексная диагностика детей, в которой принимают участие специалисты службы. Затем собирается консилиум, на котором обсуждаются результаты диагностики и каждый специалист планирует свою работу. Методист МБ ДОУ координирует работу.
Этапы работы психолого-медико-педагогической службы:
- Диагностика проблемы (на основе тестов, анкет, и документов).
- Анализ проблемы (для определения направлений работы специалистов с каждым ребенком; обсуждение результатов обследования детей, уточнение общей картины развития ребенка, определение причин нарушения, назначение каждому ребенку ведущего специалиста по имеющейся у него проблеме, который организует взаимодействие всех специалистов).
- Разработка образовательного маршрута (составление индивидуального плана помощи или коррекционной программы для ребенка; в образовательном маршруте прописывается содержание, длительность работы, ведущий специалист, намечаются методы и формы работы.).
- Решение проблемы (реализация образовательного маршрута).
- Анализ проделанной работы (определение динамики развития – положительная, положительная неустойчивая, положительная сегментарная, положительная недостаточная, отрицательная).
- Проектирование дальнейшей работы (корректировка образовательных маршрутов).
Деятельность психолого-медико-педагогической службы регулируется психолого-медико-педагогическим консилиумом.
Порядок проведения консилиума:
- Консилиум проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – заместителя.
- Специалисты представляют собранный материал на ребенка (детей) с заключением.
- Определяются направления коррекционной работы всех специалистов с ребенком.
- Протокол оформляется не позднее чем через 2 дня и подписывается председателем.
Структура и организация ПМПС:
- ПМПС создается в ДОУ приказом заведующего.
- В ПМПС входят: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, медицинская сестра, врач педиатр, учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
- Обследование детей проводится по плану, по запросу – воспитателей, родителей.
- С результатами обследования и индивидуальным планом работы с ребенком вправе ознакомиться в любое время как педагоги – воспитатели, так и родители ребенка.
- По результатам обследования составляются представления специалистов по утвержденной форме.
- На основании представлений специалистов составляется заключение консилиума, и даются рекомендации об образовательном маршруте или его изменении.
- В сложных случаях диагностики или при невозможности принятия однозначного решения, делается запрос в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
Особенности организации работы с детьми
Принципы построения обследования ребенка специалистами ПМПС:
- Целостный подход к ребенку. Оценка уровня социальной адаптированной и личностной целостности ребенка.
- Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.
- Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей.
- Анализ динамики развития ребенка.
- При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий, обследование строится по следующим принципам:
- переход от простого к сложному;
- переход от совместных действий со специалистом к самостоятельным действиям ребенка;
- опора на сохраненные структуры психофизического развития ребенка;
- распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка;
- обеспечение успеха ребенку в результате выполнения каждого шага обследования; подкрепление мотивации достижения;
- использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования (игра, индивидуальная работа с ребенком).
Оформление документации по результатам обследования ребенка ПМПС.
Заключение состоит из 2 частей: заключение и рекомендации.
В заключении отражаются следующие параметры:
1. Индивидуальная структура развития (особенности отклонений – степень, стадия и особенностей развития ребенка).
2. Динамика развития.
3. Возрастные особенности ребенка.
4. Темп развития.
5. Интересы.
6. Способности.
В рекомендациях необходимо отразить особенности организации коррекционной и педагогической работы с ребенком с целью преодоления имеющихся барьеров в развитии ребенка.
На каждого ребенка (по запросу) оформляются карты развития, которые представляют собой файловую папку, в которую входят следующие документы:
- Данные на ребенка.
- Протоколы по результатам обследования ребенка специалистами.
- Заключения специалистов.
- Лист контроля динамики развития ребенка.
К сожалению, увеличивается тенденция роста числа детей имеющих речевые нарушения, но не имеющих возможности получать логопедическую помощь. Это происходит по различным причинам. Одно из них является то, что нуждающихся в логопедической помощи детей, чем логопедических групп, где можно ее получить. Перед учителями логопедами детских садов существует проблема своевременного оказания логопедической помощи детям. Считая эту проблему особенно важной коллективом МБ ДОУ и была организованна психолого-медико-педагогическая служба. Общими усилиями, и преодолеваются негативные тенденции в развитии детей, стимулируется развитие речи и потенциальных возможностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".
Материал для родителей, логопедов, воспитателей....
Педагогические основы оказания логопедической помощи детям с нарушениями речи.
В последние годы существует тенденция увеличения числа детей с различными нарушениями речи. Язык является основным фактором общения между людьми. Основная задача полноценного развития детей явля...
статья «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками»
СтатьяЗубаревой Натальи Николаевны «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками» Я, Зубарева Наталья Николаевна, работая воспитателем первой младшей группы по...
Индивидуальная работа воспитателя с детьми с нарушениями речи в общеобразовательной группе.
Специалисты ПМПК все чаще рекомендуют коррекционно-развивающее обучение детям с психофизиологическими особенностями развития. Педагоги, работающие с данной категорией, регулярно сталкивают...
2020 год Консультация на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития».
Консультация на тему:«Ранняя логопедическая помощь детямс нарушениями речевого развития»....
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСЕЩАЮЩИМ МАССОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Организация логопедической помощи детям, посещающим массовые общеобразовательные группы в дошкольном учреждении...
Ранняя логопедическая помощь детям с нарушением речевого развития
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важны...