«Взаимодействие учителя – дефектолога с родителями»
проект (младшая группа)
Важной особенностью современного этапа развития российского образования является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений.
Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fa1b1.doc | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»
«Взаимодействие учителя – дефектолога с родителями»
Автор – составитель
Учитель – дефектолог
Овраменко Ирина Валентиновна
Г. Выборг
Пояснительная записка
Важной особенностью современного этапа развития российского образования является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений.
Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными потребностями.
Актуальность:
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества учителя – дефектолога и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния центра на семью, в том числе и на проблемную.
Основные задачи:
- Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
- Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
- Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
- Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
Работа специалиста не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности, с родителями.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, и др.).
Задачами реализации психолого-педагогического сопровождения семьи для учителя – дефектолога в образовательном учреждении являются следующие:
- Оказать квалифицированную поддержку родителям (социально-правовую, психолого-педагогическую);
- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
- формировать адекватные взаимоотношения между родителями и их детьми;
- воспитывать привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции обучения и воспитания.
Определив цель и задачи работы учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с родителями.
Формы взаимодействия дефектолога с родителями- это способы организации их совместной деятельности и общения.
В педагогической практике существуют основные формы взаимодействия с семьей: индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-информационных форм работы с родителями.
Применение индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между школой и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее эффективными формами организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с семьей, являются:
- консультативно-рекомендательная;
- просветительская работа
- наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся;
Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное и повторное психолого-педагогическое обследование:
Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
Лист вопросов учителю-дефектологу от родителей: родители пишут вопросы, учитель – дефектолог в виде:
Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера; на индивидуальных консультациях сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально - психических особенностях ребенка, дают рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии.
Индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей. Эта самая доступная форма установление связи между дефектологом и родителем. Она используется самостоятельно, так и с другими формами.
Анкетирование. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком. Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.
Интервью позволяет установить соответствующую атмосферу в сфере общения с родителями, наладить обратную связь об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.
Опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам.
Бюллетени (объявления, просьба, информация)
2. просветительская работа – проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.
К просветительской работе относится и участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ОУ. Большую практическую значимость имеет стенд для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация.
Консультаций для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.
Участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами.
Использование стенда для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ. Информация для знакомства родителей с вопросами дефектологии и обогащения их знаний об особенностях развития и воспитания детей,
Элементом просветительской работы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями:
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
Использование сайта центра (страничка «Советы учителя-дефектолога»),
Собственный интернет сайт.
Использование электронных носителей, мультимедийные презентации.
Переписка: общение по электронной почте, по телефону. Главное условие – это доброжелательный тон переписки.
3. Из наглядно-информационных форм работы дефектолог используются следующие:
- информационные проспекты для родителей;
- памятки;
- буклеты,
- организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
- информационные стенды и уголки. Размещать наглядную информацию, которая необходима на данный момент в помощь родителям;
- записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми;
- выставки детских работ. Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка;
- выдача родителям книг на дом;
- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
- демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в центре, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения;
Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны.
План работы
выполнения | Мероприятия |
Сентябрь | Оформление родительского уголка материалами: - консультацией «Особенности формирование математических способностей у детей с ОВЗ»; - «Паспорт группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ»; - консультацией на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Оформление буклетов: - «Особенности организации образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ»; - «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей». Анкетирование родителей. Индивидуальное консультирование по вопросам родителей. |
Октябрь | Оформление родительского уголка консультаций на тему: – «Формирование сенсорных эталонов и развитие зрительного восприятия дошкольников с ОВЗ». – Оформление в папку-передвижку практических заданий «Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия дошкольников». – Проведение группового родительского собрания на тему: «Цели, задачи, приемы и методы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Знакомство родителей с индивидуальными коррекционно-развивающими маршрутами». – Индивидуальное консультирование по результатам диагностического обследования познавательной деятельности и психических процессов на начало учебного года. – Оформление в родительском уголке консультации: «Обучение без стресса». |
Ноябрь | Оформление в родительском уголке консультаций: – «Развитие любознательности и инициативности у дошкольников с ЗПР». – «Прогулки с детьми. Учим детей наблюдать и познавать окружающий мир». Оформление в папку передвижку материала: – «Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления» Оформление буклетов: – «Математические игры с дошкольниками по дороге домой»; – «Что должен знать ребенок о себе, своей семье и окружающем мире». Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса. |
Декабрь | – Оформление выставки: «Игры и упражнения на расширение объема, развитие устойчивости и концентрации внимания». Оформление в родительском уголке консультаций: – «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ, умения общаться со взрослыми и сверстниками». – «Как провести с ребенком выходной». Подготовка к новогоднему утреннику совместно с родителями. Оформление в группе «Почты для деда Мороза». Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса. |
Январь | Оформление в родительском уголке консультаций: – «Значение чтения художественной литературы в жизни дошкольника. Как привить ребенку любовь к чтению». Оформление памятки: «Художественная литература для домашнего чтения». – Оформление в папку-передвижку материала «Игры и упражнения на расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи». – Оформление буклета «Речевые игры по дороге домой». – Проведение группового родительского собрания на тему: «Итоги коррекционно-развивающей работы за первое полугодие». – Ознакомление родителей с результатами мониторинга развития детей, внесением корректировок и изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы. |
Февраль | Оформление в родительском уголке консультаций: – «Формирование гражданственности и патриотизма у дошкольников». Оформление в папку передвижку материала: – «Игры и упражнения на развитие зрительной и слуховой произвольной памяти»; – «Варианты практических заданий на развитие пространственных представлений и графо-моторных навыков». Оформление буклетов: – «Основы нравственного воспитания». – «Как воспитать маленького патриота». Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса. |
Март | Оформление в родительском уголке консультаций: - «Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у дошкольников с задержкой психического и речевого развития»; Оформление в папку передвижку материала: - «Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия»; - «Комплексы артикуляционной гимнастики». Оформление буклетов: - «Учимся слушать звуки». - «Артикуляционная гимнастики и ее значение в развитии речи». Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса. |
Апрель | Оформление в родительском уголке консультаций: - «Развитие воображения и творческих способностей ребенка»; Оформление в папку передвижку материала: Оформление буклетов: - «Конструируем дома»; - «Игры на развитие воображения». Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса. |
Май | Оформление в родительском уголке консультаций: – «Рекомендации родителям на лето». Оформление в папку передвижку материала: – «Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия». Оформление буклета: – «Материал для закрепления на лето» – Проведение группового родительского собрания на тему: «Итоги коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ». – Ознакомление родителей с результатами мониторинга и динамикой в развитии детей, анализ эффективности реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ. – Организация выставки художественной литературы для чтения с детьми дома. |
Еженедельно | – Оформление материала в соответствии с лексической темой (тема недели, дидактические игры и упражнения по данной теме). – Индивидуальное консультирование родителей по обучению, развитию и воспитанию ребенка, привлечение к участию в совместных практических индивидуальных занятий. |
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЗПР - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет.
Все причины ЗПР делятся на две большие группы.
Биологические
- Патологии и осложнения во время беременности: если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму; многоплодие; внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия; резус-конфликт; неправильное предлежание; родовые травмы.
- Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша: ядерная желтуха; операции под наркозом; фетальный алкогольный синдром; сердечно-сосудистые патологии; минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы; врождённые нарушения зрения и слуха; малая подвижность; астения; гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.
К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.
Социальные.
Сюда относят: длительное ограничение жизнедеятельности; социальная депривация; дефицит общения; неблагоприятные условия воспитания; лёгкие умственные отклонения у родителей; психотравмы.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях.
Второй шаг родителей, желающих помочь своему ребёнку, — обращение за квалифицированной помощью к профильным специалистам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту. С учётом индивидуальных особенностей они дадут рекомендации, что именно нужно делать.
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ?
ЗПР от умственной отсталости отличаются:
- Частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;
- Высокий потенциал возможности дальнейшего развития;
- Страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание);
- Скачкообразность динамики мыслительной деятельности;
- Способность сотрудничать со взрослыми;
- Присутствие эмоций в игровой деятельности;
- Яркое проявление эмоции;
- Часто есть способности к рисованию.
ЧЕМ ОТЛИЧИЯ ЗПР ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ:
ЗПР от педагогической запущенности отличаются:
- Недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых — лишь одна из причин, тогда как у запущенных детей она единственная;
- Поведение обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании;
- Редко отличаются девиантным поведением и бунтарским характером;
- Умеют взаимодействовать со взрослыми.
От правильной постановки диагноза будет зависеть успешность лечения и коррекции.
Взрослые должны понимать, что дети с ЗПР требуют повышенного внимания. Им необходимо уделять гораздо больше времени и набраться терпения при общении с ними. Не всё получится с первого раза. Придётся много работать, но в результате потери для психического развития будут минимальны, он социально адаптируется и может быть даже успешен в каких-то сферах жизни.
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ЗПР
Родителям должны быть известны основные симптомы ЗПР, характерные для того или иного возраста.
1 год - ЗПР не диагностируется в 1 год. Но ряд тревожных звоночков могут указывать на склонность к ней: по сравнению со сверстниками малыш стал поздно держать голову, садиться, ползать, поворачиваться, вставать на ножки, гулить, ходить; плохо держит предметы; не может скоординировать движения; мало двигается; неэмоционален.
При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития малыша и при возникновении сомнений консультироваться с педиатром или невропатологом.
2 года - На отклонения указывают: незнание собственного имени; отсутствие реакции на простейшие вопросы; обильное слюнотечение; нарушения сна; капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия; сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.
3 года - Бедный словарный запас (не более 20 слов); дефекты речи; отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела); неспособность оформить связную речь; сложности с выполнением элементарных заданий; неразвитое воображение; однотипность действий в игре; невозможность сконцентрироваться; быстрая утомляемость; агрессивность, истерия.
4 года - В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам.
- Физические: слабый тонус мышц; кинетоз; нарушения мочеиспускания; головные боли; быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.
- Познавательные: невозможность говорить связно; бедный лексический запас; рассеянное внимание; плохая память; неспособность запоминать информацию наглядно или на слух; отсутствие базовых знаний о мире; несформированность познавательной мотивации.
- Социальные: агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим; замкнутость, аутизм, погруженность в себя; нежелание участвовать в совместных играх; инфантилизм; перемены настроения.
Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются.
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ЗАНИМАТЬСЯ
С ДЕТЬМИ С ЗПР.
1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ребенку субъективное переживание успеха при определённый усилиях.
2. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
3. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятие обязательно вводить организационный момент, т.к. ребенок с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
4. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
5. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
6. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
7. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждении переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
12. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
13. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ-МЫШЛЕНИЕ.
Мышление у детей с зпр:
- Нормальный уровень развития наглядно-действенного мышления;
- Несформированные умения проводить операции анализа и синтеза;
- Плохо сформированное словесно-логическое мышление.
Коррекционные занятия с детьми, страдающими ЗПР, должны быть направлены на развитие мышления с учётом данных особенностей. Они способны классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме, например. Главное — устранить отвлекающие факторы, которые существенно снижаю результативность, терпеливо повторять задание несколько раз и опираться преимущественно на наглядно-действенное мышление, которое развито у них почти так же, как у ровесников. В этом плане у них гораздо больше перспектив по овладению материалом, если сравнивать с теми, у кого диагностировали умственную отсталость.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
1. Классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме;
2. Для развития наглядно-образного мышления необходимо многократное повторение задачи;
3. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
Для развития мышления необходимо выполнять упражнения:
- Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
- Описывать различные свойства окружающих его предметов.
- Узнавать предметы по заданным признакам.
- Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
- Находить противоположные по значению понятия.
- Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ- ПАМЯТЬ
Память у детей с ЗПР:
- Неустойчивая;
- Малопродуктивная;
- Непроизвольная преобладает над произвольной;
- Наглядная преобладает над вербальной;
- Минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;
- Неумение использовать приёмы запоминания и организовать работу по заучиванию;
- Наибольшим нарушениям подвергается кратковременная память;
- При наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
- Выученный с большим трудом материал быстро забывается.
Все вышеперечисленные специфические особенности памяти у детей с ЗПР должны обязательно учитываться педагогами и родителями при организации занятий и родителями при выполнении домашних заданий.
Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы опорой служили непроизвольная и наглядная память, а не произвольная и вербальная.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
Для развития памяти необходимо выполнять упражнения:
- Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
- Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?
- Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 станица.;
- После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
- После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;
- Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ- ВНИМАНИЕ
Внимание у детей с ЗПР:
- Рассеянное;
- Ослабленное, если информация подаётся вербально;
- Неустойчивое;
- Снижение таких параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение.
Коррекция внимания направлена на увеличение объёма и концентрации. На занятиях необходимо распределение и постоянное переключение между разными типами деятельности. Наличие творческих заданий приветствуется.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ
1. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
Для развития внимания необходимо выполнять упражнения:
- Выкладывание узора из мозаики;
- Выкладывание фигуры из палочек по образцу;
- Исключение лишнего;
- Нахождение различий в двух похожих картинках;
- Нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
- Нанизывание бусинок по образцу;
- Срисовывание по клеточкам;
- Нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения Количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ- ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие у детей с ЗПР:
- Поверхностное;
- Замедленный процесс формирования межанализаторных связей:
- Недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
- Медленная скорость построения единого цельного образа в представлении.
Коррекция восприятия направлена на улучшение предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Игры на совершенствование координации, ориентирования в пространстве и развитие мелкой моторики приветствуются.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ
1.Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Для развития восприятия необходимо выполнять упражнения:
- Различать цвета и их оттенки.
- Различать форму предметов и геометрические фигуры.
- Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
- Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
- Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
- Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
- Различать и называть части суток, их последовательность.
- Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
- Знать дни недели, месяцы года.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ-РЕЧЬ
Речь у детей с ЗПР:
- Бедный словарный запас;
- Нарушенное звукопроизношение;
- Несформированность лексико-грамматического строя;
- Проблемы со связной речью;
- Дефекты артикуляционного аппарата.
Для развития речи просто необходимы занятия с логопедом. В домашних условиях родителям нужно больше читать и разговаривать с ребёнком. Рекомендуется следить за тем, чтобы он правильно строил предложения, а речь отличалась связностью.
Дети с ЗПР гораздо охотнее играют с теми, кто младше по возрасту. Нередко на фоне неудавшихся межличностных контактов развивается социофобия и возникают серьёзные проблемы с социальной адаптацией.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
1.Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
Для развития речи необходимо выполнять упражнения:
- Выполняйте артикуляционную гимнастику,
- Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие?», «Посчитаем предметы».
- Составляйте рассказы по картинкам.
- Пересказывайте сказки, мультфильмы.
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРИМЕРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ЗПР
«Найди цифру»
На столе выложены картинки и объёмные фигуры разных цифр. Все они отличаются размером и цветом. Психолог называет цифру — из предложенного материала нужно выбрать все соответствия (например, все двойки или восьмёрки).
«Лото настроений»
На столе лежат карточки, на которых нарисованы животные с разными мордочками. Психолог называет какую-либо эмоцию (показывает картинку с ней или изображает сам) — ребёнок должен подобрать под неё нужную карточку.
«Волшебный мешочек»
В красивый мешочек складываются небольшие объёмные вещицы, легко узнаваемые на ощупь: зеркальце, будильник, карандаш, блокнот, линейка и т. д. Нужно запустить туда руку с закрытыми глазами, достать любой предмет и угадать, что это.
«Палитра настроений»
На столе лежат карточки с различными оттенками настроения. Психолог задаёт вопрос: «Как ты себя сейчас чувствуешь?» — ребёнок должен ответить с помощью рисунка. После этого вопрос несколько раз трансформируется: «А как сегодня чувствует себя твоя мама?», «Как ты думаешь, какое настроение у твоей кошки?» и т. д.
Родители также могут выполнять с ребёнком несложные упражнения, способствующие развитию различных психических функций.
«Назови похожее»
Родитель называет эмоцию, настроение или чувство — к ним нужно подобрать синоним.
«Загадки-описания»
Нужно отгадать загадки, в которых описываются предметы из окружающего мира для создания базовых представлений.
Под листочками да под ёлками прячется мешок с иголками. (ёжик)
Или рыжая, или серая, хотя по названию белая. (белочка)
Был шарик бел. Ветер подул — он улетел. (одуванчик)
Серый, но не волк; длинноухий, но не зайчик; с копытами, но не лошадка. (ослик)
«Найди отличия»
Родитель называет слово и просит подобрать к нему такое, которое отличается от этого одним звуком. Например, удочка — уточка, точка — дочка и т. д.
«Закончи предложение»
Родитель начинает предложение, в котором по описанию явно угадывается какой-то предмет (животное). Нужно закончить.
Например:
- Домашнее животное, которое пьёт молоко и мяукает, — это…
- Дерево в саду, на котором растут яблоки, — это…
- Птица, которая кукарекает, — это…
- Колючее дерево с иголками, которое украшают на Новый год, — это…
«Внимание!»
Родитель бросает мяч и произносит слово. Нужно поймать мяч и назвать количество звуков (букв) в слове. Начинать нужно с минимального количества, постепенно увеличивая его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно ориентированные формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями и детьми, имеющими проблемы в развитии.
Проектная деятельность на тему «Взаимодействие с семьёй в воспитательно-образовательной и коррекционной работе с детьми»....
Проект по организации взаимодействия учителя - дефектолога с родителями, имеющими детей с ОВЗ "Мир на ладони"
Данный проект будет интересен педагогам и родителям детей посещаищих коррекционную группу....
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в детском саду
В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это ...
Формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями воспитанников
Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ•Умышленное ограничение в общении•Гиперопека•Неприятие родителями своих детей•Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для восп...
План взаимодействия учителя-дефектолога с родителями
План взаимодействия учителя-дефектолога с родителями...
Перспективное планирование взаимодействия учителя-дефектолога с родителями на учебный год.
В перспективном планировании взаимодействия учителя-дефектолога с родителями представлена совместная деятельность, консультирование, темы наглядных материалов и раздаточных памяток и буклетов....
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями
Важной особенностью современного этапа развития российского образования является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном у...