Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в детском саду
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Время включения родителей в систему мероприятий по развитию когнитивной сферы ребенка, их поведение и вовлеченность в процесс коррекционного воздействия, непосредственным образом влияет на ход и результаты всего педагогического сопровождения. В статье обозначены некоторые методы, формы и приемы работы с родителями учителя-дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aneks._.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в детском саду»
Выполнила Лытаева Ирина Валериевна, учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 26 Московского района.
В подавляющем большинстве случаев умственная отсталость является следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка – мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение.
В условиях работы с детьми с интеллектуальными нарушениями перед педагогом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности педагога и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
Педагогическая работа с родителями в дошкольных образовательных организациях направлена на решение следующих задач:
-повышение педагогической компетентности у родителей;
-формирование потребности у родителей в содержательном общении со своим ребенком;
-обучение родителей педагогическим технологиям воспитания и обучения детей;
-создание в семье адекватных условий воспитания детей.
Работа с родителями осуществляется в двух формах – индивидуальной и групповой.
При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним.
При групповой форме даются психолого-педагогические знания об условиях воспитания и обучения ребенка в семье.
Индивидуальные формы помощи – первичное (повторное) психолого- педагогическое обследование ребенка, консультации родителей, обучение родителей педагогическим технологиям развития когнитивной сферы ребенка.
Групповые формы работы – консультативно-рекомендательная; лекционно- просветительская; практические занятия для родителей; организация «круглых столов», родительских конференций.
В ходе использования этих форм работы родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности их обучения, а также рекомендации по организации дальнейших условий развития когнитивной сферы ребенка в семье.
На лекционных занятиях родители усваивают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей; знакомятся с современной литературой в области психологии и специального обучения детей.
На практических занятиях родители знакомятся с приемами обучения ребенка в условиях семьи: методам и приемам по развитию мышления, внимания, речи ребенка.
Содержание работы специалистов с семьей планируется с учетом следующих факторов: социального положения семьи; особенностей характера взаимодействия близких взрослых со своим ребенком; позиции родителей по отношению к его воспитанию; уровня педагогической компетентности родителей и др.
Используются следующие методы работы с родителями: беседы, проведение открытых обучающих занятий с детьми, практические занятия.
Время включения родителей в систему мероприятий по развитию когнитивной сферы ребенка, их поведение и вовлеченность в процесс коррекционного воздействия, непосредственным образом влияет на ход и результаты всего педагогического сопровождения.
Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком в большинстве случаев позволяет нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию в отношении воспитания проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.
Педагог осуществляет помощь в адекватной оценке потенциальных возможностей развития мыслительных способностей ребенка; обучение родителей элементарным методам педагогической коррекции (дидактическим играм, продуктивным видам деятельности).
Родителям дается информация об условиях, необходимых для развития познавательной активности ребенка в семье. Специалист периодически консультирует родителей по вопросам динамики развития ребенка и организации деятельности и поведения ребенка в условиях семьи.
Постепенно, в процессе взаимодействия у родителей формируется система практических и теоретических знаний, расширяется арсенал средств педагогического воздействия на ребенка и форм взаимодействия с ним в ходе семейного воспитания. Повышается общая родительская компетентность: чувствительность к изменению состояния ребенка; нормализуется система требований и ожиданий; повышается уверенность в себе как воспитателе, происходит гармонизация хода психического развития детей в семье.
Педагог должен соблюдать ряд принципов взаимодействия с:
1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,
2. корректность при общении с семьёй,
3. тщательное планирование действий педагогов,
4. индивидуальный подход,
5. сотрудничество, а не наставничество,
6. динамичность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка. Работе с родителями ...
Игры и упражнения для развития когнитивной сферы ребенка
Развитие когнетивной сферы ребенка....
«Формирование и развитие когнитивной сферы ребенка»
laquo;Развитие психических процессов»...
Адаптированная образовательная программа для воспитанника с интеллектуальными нарушениями умственной отсталостью (6-7 лет)
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ МБДОУ «_________» _______________.Пояснительная записка Целью создания индивидуального ...
Консультация для педагогов на тему: "Характеристика детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)"
Для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) характерны как специфические особенности, так и общие закономерности развития: незавершенность в становлении каждого возрастного псих...
Конспект занятия по аппликации по теме «Мебель» в разновозрастной группе для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость легкой степени)
Конспект занятия по аппликации по теме «Мебель» в разновозрастной группе для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость легкой степени)Задачи:Коррекционно-обр...
Конспект по образовательной области физическая культура Формирование основных видов движений у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями умственной отсталостью), Возраст обучающихся от 4 до 8 лет
Конспект занятия образовательной области физическая культураФормирование основных видов движений у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями умственной отсталостью),Возраст обучающихся от ...