Проект по организации взаимодействия учителя - дефектолога с родителями, имеющими детей с ОВЗ "Мир на ладони"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Данный проект будет интересен педагогам и родителям детей посещаищих коррекционную группу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vzaimodestvie_s_roditelyami.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Взаимодействие учителя – дефектолога с родителями»
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими
Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Актуальность:
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель : Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества учителя – дефектолога и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную.
Основные задачи :
- Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
- Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
- Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
- Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
Основная работа по программе ориентируется на основы гуманистической педагогики- педагогики приоритета личности обучающегося. Личность педагога- мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в детском саду, а главное в группе обоюдно интересной.
Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах, которые утверждают:
- Все люди разные
- Каждая личность неповторима и уникальна
- Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях
- Жизнь создаётся любовью
- Любить человека- значит утверждать его неповторимое существование
- Необходимо отделять поведение от сущности человека.
Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.
Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.
На основе формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.
Реализация программы проходит по трем направлениям:
1 Направление -Диагностическое.
Основная цель: определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка.
- Исследование закономерностей взаимодействия детей и родителей. Отслеживание разницы в поведении детей и родителей. Поиск причин.
- Проблемы в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые, приобретённые). Потребность детей и родителей в комплексной помощи, коррекции развития, адекватных воспитательных мероприятиях.
- Опрос родителей, как метод изучения спектра повседневных и воспитательных проблем, метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей.
- Анализ диагностики детей, изучение уровня развития.
- Анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи.
- Активизация работы родительского комитета, с целью повышения роли родительской общественности в жизни группы.
2 Направление -Профилактическое
Основная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.
- Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.
- Создание дискуссионного клуба «Семейный очаг», с целью установления психологического контакта с семьями, повышения педагогической культуры родителей. Содержание работы: проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных с детьми праздников.
- Проведение совместных с родителями диспутов примерные темы:
« Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».
«Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога» и т.д.
Круглый стол: «Психическое здоровье детей»
- Формирование взглядов родителей и взаимодействия в семье способствующие снижению, ослаблению негативных тенденций, пессимистичных мнений и способов общения.
- Оказание помощи в формировании положительных мотивов взаимоотношения родителей и детей в семье, изменения порочных стереотипных ситуаций, повышения педагогической компетентности родителей. Проведение различного консультирования с приглашенными специалистами школы(психолог, соц. педагог) и социума (юрист).
- Активизация семьи и привлечение в участии музыкально- спортивных праздников.
3 Направление - Заключительное (Реабилитационное с «проблемными» детьми)
Основная цель: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Презентация «Мы в ответе за своих детей»
Программно-методическое обеспечение пед. процесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.
Желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности;
организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям.
Формы работы с семьей
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми
Открытые занятия с детьми для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу родителя, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Учитель – дефектолог заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
.Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами коррекционной программы детей в условиях детского сада и семьи.
"Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме учитель – дефектолог и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области познавательного развития детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами
Наглядная пропаганда
В работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение «проблемных» родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами.
С целью побывать в дошкольном учреждении проводятся дежурства. Проблемных родителей привлекать к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды, уголок для родителей
Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. К их оформлению привлекать «проблемных» родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
Направления и содержание работы с «проблемными» семьями
«Детско-родительские отношения»
№ | Направления работы, мероприятия | Сроки проведения | Ответствен ные |
Наглядно-информационный блок Цель: ознакомление родителей с особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. | |||
1. | Выпуск семейной стенгазеты примерной тематики «В такие игры мы играем дома», «Не ругай себя мама напрасно», | ||
2. | Организация выставок: «Моя семья» «Здравствуй, Новый Год!» | ||
3. | Персональная выставка детских работ | ||
4. | Выпуск буклетов памяток разной тематики | ||
5. | Ярмарка семейных идей | ||
Обучающий блок Цель: Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | |||
Круглый стол: «Уроки вежливости и красоты». | |||
Практикум для родителей: «Нестандартные игры для детей и взрослых»: - «Взрослые глазами детей». - «Как родители и дети не слышат друг друга» - «Родители горячие, холодные, никакие…» - «Сколько лишнего мы говорим и делаем» - «Почему правильное воспитание дает неправильные результаты» - «Как хвалить за то, чего нет, чтобы появилось?» - «Как бьют по ребенку войны родителей» - «Как наказывать с пользой» | |||
Устный журнал: «Ребёнок в детском саду, дома, на улице», «Научи меня мама» | |||
Семейные чтения «Воспитывать ребенка. Как?» | |||
КВН | |||
Досуговый блок Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. | |||
Совместное проведение праздников:
и т.д | |||
Совместное празднование дня рождения ребёнка. | |||
Фестиваль семейного счастья:
|
«Сотрудничество педагогов и родителей»
№ | Направления работы, мероприятия | Сроки проведения | Ответствен ные |
Наглядно-информационный блок | |||
1. | Киновидеотренинг «О вреде американских мультиков» «Мама, не покупай мне это» | ||
2. | «Шпаргалки для взрослых» | ||
3. | Информационные памятки и проспекты для родителей. | ||
Обучающий блок | |||
Дискуссионный клуб: «Как из мальчиков воспитать настоящих мужчин» «Воспитываем девочку. Как?» | |||
Круглый стол «Единственный ребёнок в семье» и «Проблема рождения второго ребёнка» | |||
Дискуссионный клуб: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» (работа с «группой риска») | |||
Клуб «Семейный очаг» | |||
За чашкой чая | |||
Тренинг «Эффективный родитель и эффективный педагог» | |||
Педагогическая гостиная «Досуг в семье. Как его проводить», «Семейные традиции» |
«Взаимодействие ребенка и педагога»
№ | Направления работы, мероприятия | Сроки проведения | Ответствен ные |
Познавательно-обучающий блок Цель: Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | |||
Цикл познавательных занятий: « Давайте вместе изучать мир» | |||
Цикл познавательных занятий(например): « Мои права» | |||
Игры и упражнения на развитие комуникативности родителей и детей | |||
Семинар – практикум: «Эмоциональный мир ребёнка» | |||
: «Современным детям нужны современные родители» | |||
Экскурсии | |||
Досуговый блок Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. | |||
Конкурс рисунков Досуги | |||
Театральные представления | |||
Праздники | |||
Кружковая работа |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ | Формы и методы работы | Направление, тематика, содержание деятельности | Ответственный | Сроки |
1. | Ознакомительные беседы | Установление доверительных отношений между семьей создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей. | Дефектолог | По мере поступления детей |
2. | Индивидуальные беседы | Совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребенку. | Дефектолог | В течение года (по мере необходимости) |
3. | Родительские собрания. | «Давайте познакомимся». Специфика работы и т.п. Организация собраний | Дефектолог | Сентябрь В течение года |
4. | Открытые занятия. | Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий разной тематики. Подбор познавательных занятий | Дефектолог | В течение года |
5. | Родительские пятиминутки. | Знакомство родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий. | Дефектолог | Еженедельно (вторая половина дня) |
6. | Анкеты. | Взгляд родителей на воспитание ребенка через призму педагогических и психологических наук. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка и семьи, основными приоритетами семейного воспитания для создания максимально благоприятных условий пребывания ребенка в группе с задержкой психического разития. | Дефектолог | По мере необходимости |
7. | Бюллетени | Объявления, просьба, информация. Сообщения, чем будет заниматься группа в данном месяце, полезные советы. | Дефектолог | По мере необходимости |
8. | Педагогическая библиотечка. | Ознакомление родителей с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам воспитания и обучения детей. | Дефектолог | По запросу родителей в течение года |
9. | Консультации, беседы | 1. «Тревожат ли вас проблемы ребенка?» 2. «Пальцы помогают говорить». 3. «Подарите ребенку праздник!» 4. «Учимся говорить выразительно». 5. «Как снизить агрессивность детей?» 6. «Что бы не было ребенку скучно!» и т.д. | Дефектолог | Весь год |
10. | Информация о прошедшей недели | «Что мы нового узнали» | Воспитатели Родители | Еженедельно |
11 | Заседание клуба «Семейный очаг» | Подбор консультаций, бесед | Воспитатели родители | Раз в квартал |
12 | Праздники, досуги | Учитель - дефектолог | В течении года | |
14 | Оформление папок-передвижек, информац.стендов | Подбор консультаций. Вопрос - ответ | Учитель - дефектолог | Весь год |
Показатели результативности проведенной работы:
- Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.
- Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка.
- Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями)
- Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей
- Наметилось положительная динамика усвоения программы
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с «проблемной» семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
Примеры пословиц и поговорок, отражающих воспитательное влияние
старшего поколения на детей:
Молодость плечами крепка, старость – головою.
Стар, да дюж.
И стар, да удал – за двоих стал.
Стар, да умен – два угодья в нем.
Не красна старость годами, а красна летами.
Старик, да лучше семерых молодых.
Чем старее, тем правее.
Без старых не проживешь.
У кого есть дед. У того и обед.
Бала б моя бабуся – никого не боюся, бабушка – щиток, кулак – молоток.
Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка.
Бабушке один только дедушка не внук.
Корми деда на печи – и сам будешь там.
Нет милее дружка, чем родная бабушка.
Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойди.
При солнышке тепло, а при бабушке добро.
Примеры потешек, прибауток, дразнилок, загадок, колыбельных, считалок:
Свинка сыну говорила: - Я тебя хрю – хрю, мой милый! Ну, а ты меня, сыночек? Слышишь, что я говорю? Отвечал сыночек: - Очень, очень я тебя хрю – хрю! | Заленился папа что – то… - Поиграем? – Неохота… С таким ленивым папой Соскучишься совсем… - Я мишка косолапый! Сейчас тебя я съем! |
Котя, котенька, коток, Котя, серенький хвосток, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать! Уж как я, тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога, Да кувшин молока. | Наша Катя заскучала, Дверь открыла, закричала: - Вы, родные, приходите, В нашем доме посидите! Есть блины и драники, А потом еще для вас Будет вкусный, сладкий квас! |
Чики – чики – чикалочки, Сделаю коня из палочки, Из лозы сплету корзину, Посажу сестренку Зину И на маленьком возу Покататься повезу. | Байки – побайки, Прискакали зайки. Стали люльку качать, Сладку дрему навевать. Стали в дудки играть, Наш малыш стал засыпать. |
Бежала лесочком Лиса с кузовочком. - А что в кузовочке? - Лесные грибочки, Грибочки – груздочки. Для сына и дочки. | Раз, два, три, четыре, Пахнет елкою в квартире, Три, четыре, пять, шесть, Не заставят кашу есть! Пять, шесть, семь, восемь, На пирог сегодня просим, Потому что девять, десять, Мама с папой тесто месят! |
Была курочка рябенька, Снесла яичко беленько. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила, Только мышка – покатаюшка Ударила хвостиком и разбила. Дед плачет, баба плачет. Курочка кудкудахчет, А мышка – покатаюшка Шмыг в норку – И ушла, ушла, ушла. | Из – за леса, из – за гор едет дедушка Егор. На лошадке он сидит, с удивлением глядит. Едет бабка на корове, на телятах – сыновья, А внучата – на козлятах, едет вся его семья, - Вы куда? – он стал кричать. - Как куда? Тебя встречать. |
Можно весело смеяться, Пошутить, побаловаться И поспорить иногда, Ну а драться? Никогда! | Курочка кудахчет, Дочку носом тычет: Ай, куда, куда, куда, Ай, подай ее сюда! |
Гуси ходят по двору, Беспокоятся, кричат, Не сочтут никак гусят Га – га – га. | Вышла курица – хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курица: ко – ко, Не ходите далеко. |
Ай, качи, качи, качи, Будут в доме калачи! Для мамы и бабушки Испечем оладушки, А для Маши – пирожок, Ну – ка, съешь его, дружок! | - Ежик! Выбирай сапожки! Милой женушке на ножки. Еж сказал: - Благодарю! Я ей туфли подарю. |
Папа, папа наш большой, Нас он поднимает. Он подбросит нас легко, А потом поймает. С папой вместе потанцуем, Будем мы кружиться. Наша мама тоже хочет С нами веселиться. | Тарарам, тарарам! Кто явился в гости к нам? Посмотри – ка поскорей На любимых на гостей: Дедушка, бабушка, Папа, мама, я – Вся моя семья! |
Мама, мама, где же наша мама? Мама, мама, где же наша мама? А мы мамочку найдем, Маму любят детки, А мы мамочку погладим И обнимем крепко!
| Как – то утром Крошка крот Шел на завтрак в огород. Так случилось: Он проснулся, К маме лапкой потянулся – Нету мамочки, ушла, У больших всегда дела! «Да, - подумал он со вздохом. – До чего ж без мамы плохо!» |
В большой семье У девочек и мальчиков Зимою мерзнут пальчики. Чтобы пальчики согреть, Что на ручки нам надеть? (Варежки) | Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, Он уже и стар, и сед Мой родной любимый… (Дед) |
У моей бабули – Два стекла, оправа, дужки Зацепилися за ушки. На носу не новички – Хорошо сидят… (Очки) | По водичке я плыву Кря – кря – кря – утят зову. (Утка) |
Мудрость тысячелетий
- Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение.
- Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как – то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.
- Во всяком возрасте почитай родителей.
- Дитя родителям оказывает благодарность покорностию и почтением.
Екатерина II Великая
- Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.
- Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
- Искренность отношений, правда в общении – вот дружба.
- Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – победа.
- Сам погибай – товарища выручай.
Суворов А. В.
- Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
- Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!
- Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже, и в России: оно обмануть не может.
Фонвизин Д. И.
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.
Новиков Н. И.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Радищев А. Н.
- Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.
- Любовь вызывается любовью, которую производят благосклонность и благоволение в соединении с добродетелью.
- Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет.
Сковорода Г. С.
- Берись за дело, как следует, и ты получишь хорошие результаты, потому что капля по капле камень долбит, и небольшими ударами можно свалить и дуб, и мышь с терпением и упорством перегрызает корабельный канат.
- Кто могуч? Тот, кто может побеждать свои дурные привычки.
- Стыдись своего безделья, когда так много можно сделать для самого себя, для своей семьи, для своей страны.
Франклин Б.
- Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде, чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста.
- Я убежден, что душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому.
- Я предпочитаю, чтобы меня помнили по тем делам, которые я совершил для других, а не по тем делам, что другие совершили ради меня.
Джефферсон Т.
Любовь сильнее всего, святее всего, несказаннее всего.
Карамзин Н. М.
Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
Крылов И. А.
- Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.
- Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
- Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
- Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек.
- Без здоровья невозможно и счастье.
- Видеть и уважать в женщине человека не только необходимое, но и главное условие возможности любви для порядочного человека нашего времени.
- Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
- Есть много родов образования и развития, и каждое важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
- Любовь дается только любви.
- Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое.
- Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
- Только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще.
- Труд облагораживает человека.
- Ум – это духовное оружие человека.
- Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо при этом не быть человеком.
Белинский В. Г.
Из молодости в старость бери мудрость. Ибо нет достоинства нужнее.
Биант
Без дружбы в семье никакое общение между людьми не имеет ценности.
Демокрит
Великое искусство – уметь быть старым. Еще большее искусство – уметь быть молодым. Уметь понять, как молодости и зрелости подобает относиться к старости.
Виктор Гюго
Старость хранит возможности не меньше, чем юность, но в других одеждах.
Томас Манн
Не стоит бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить до старости.
Бион Борисфенит
Совместное занятие родителей с детьми «Я и мое имя»
Введение
Воспитатель делает краткий пересказ отрывка из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»:
«Однажды в магазин «Овощи и фрукты» из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами.
Когда их стали открывать, оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не осталось, зато на дне его спит какой – то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек секунду постоял, а потом – чебурах! – и упал с прилавка на стул, а со стула – на пол.
- Фу ты, чебурашка какой! – сказал продавец.
Зверек открыл глаза и огляделся.
- Ты кто? – спросил его продавец.
- Не знаю…
- А как тебя зовут?
- Не знаю…
- Может, ты медведь?
- Не знаю…
- Ну ладно! Тогда тебя буду звать Чебурашка.
Так у Чебурашки появилось имя».
- И у каждого человека есть свое имя.
Упражнение «Имена»
Воспитатель. Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут…. А как вас зовут?
Давайте по команде «Раз, два, три! Имя назови!» - хором назовем каждый свое имя!
Дети выполняют задание. Затем по просьбе воспитателя каждый называет свое имя.
Игра с родителями «Давайте познакомимся»
Участники – родители по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени, или на любую букву, или на все буквы. Например, Ольга – ослепительная улыбка, легка на подъем, голубоглазая…
Дискуссия
Дети отвечают на вопросы:
- Бывают ли люди, у которых нет имен?
- А для чего нужны имена?
- А кто еще имеет имена?
Упражнение «Зеркало»
Воспитатель просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы: «Что ты видишь?», «А видишь ли ты свое имя?».
После ответа воспитатель делает вывод:
- Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит это тоже наша часть, хотя и невидимая.
Упражнение «Ласковое имя»
Воспитатель просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя, которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией.
Игра «Пожелания родителей»
Родители встают по кругу, обращаясь по именам к детям, произносят какую – либо фразу: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового», «Будьте всегда здоровы» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
Конкурс «Добрый танец»
Под спокойную музыку родители с детьми парами свободно танцуют. По сигналу воспитателя (звук колокольчика) каждый родитель говорит что – то приятное своему ребенку, называя его по имени: «Сережа, как я рада тебя видеть», «Лена, какой замечательный сегодня день» и прочее.
Рисунок «Цветные облака»
Ребенок рисует облако, выбирая тот цвет краски, который ему нравится.
С помощью родителей дети пишут свое имя в центре рисунка.
Рекомендуемые сюжетно – ролевые игры
1 | «Дочки – матери» |
2 | «Мой дом» |
3 | «Мама ведёт детей в детский сад» |
4 | «Папа играет с детьми» |
5 | «Семья едет в отпуск» |
6 | «Семья путешествует» |
7 | «Мамины и папины помощники» |
8 | «Мама, папа и я – дружная семья» |
9 | «Еду с папой на машине» |
10 | «В гости к бабушке» |
11 | «Мастерим вместе с дедом» |
Примерные темы бесед с детьми
1 | «Мои родные» |
2 | «Любящие родители» |
3 | «Моя семья» |
4 | «Мамочка любимая моя» |
5 | «Хорошо с мамой рядом» |
6 | «Кому я благодарен» |
7 | «Мой дом - моя крепость» |
8 | «Я и моё имя» |
9 | «Я - маленький и Я – взрослый» |
10 | «Я и мои друзья» |
11 | «Бабушка рядышком с дедушкой…» |
12 | «Как на нашей улице…» |
13 | «Как вы отдыхали летом» |
14 | «Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы». |
15 | «Что такое дружба?» |
16 | «Чего я боюсь» |
17 | «Хорошо дарить подарки!» |
18 | «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать…) бескорыстно» |
19 | Беседы по сказкам: «Репка», «Курочка ряба», «Варежка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Три поросёнка», «Три медведя» (Л.Н.Толстой), «Мороз Иванович» (В.Ф.Одоевский), «Федорино горе» (К.Чуковский), «Как собака друга искала (С.Фетисов), «Разговор с внуком» (С.Маршак), «Золушка» (Ш.Перро), и м.д. |
Стихи к проекту
Сыро, хмуро за окном, Дождик моросит, Низко небо серое Над крышами висит. А в доме – чистота, уют, У нас своя погода тут. Улыбнется мама ясно и тепло – Вот уж вам и солнышко В комнате взошло! О. Дриз
| Мама… Слов дороже нет на свете! По какой бы ты ни шел тропе, Мамина любовь над нею светит, Чтобы в трудный час помочь тебе. Мама озаряет сердцем нежным Дни, дороги и дела твои. Оправдай же мамины надежды, Повседневно лишь добро твори! А. Костецкий |
«Мамины помощники» Будет мама рада очень, Если я смогу помочь ей! Пусть часок не поиграю, А белье перестираю. Чтобы в доме было чисто, Подмету метлой пушистой, Все соринки соберу И на полках пыль протру. Нужно вытряхнуть немножко Все ковровые дорожки – Наши ножки здесь прошли, Значит коврики в пыли. И про кухню не забуду – Перемою всю посуду И со сливками омлет Приготовлю на обед. Будет мама рада очень, Если я смогу помочь ей! С. Тетерин
| «Любимые мамы» Мамы есть у всех детишек, И у птичек, и у мышек, У енотов и бельчат, У слонят и у волчат. Барсучиха барсучонку Причесала утром челку. Барсучата разыгрались, Челки снова растрепались. У ежихи пять ежат, Как клубки они лежат. Те клубки не трогать лучше, Потому что еж колючий. Мама – козочка сказала: - Молочка хотите? Вот козленка покормлю, А потом берите. Надо белочке лесной Собрать шишек под сосной. Помогают ей бельчата – Очень шустрые ребята. У зайчихи дел немало – Надо вещи постирать, Вкусный ужин приготовить, И с зайчишкой поиграть. С. Михалков |
«Бабушкины ладони» А у бабушки ладони Все в морщинки собраны. А у бабушки ладони Добрые – предобрые. Все работали ладони Долгими годочками, Пахнут добрые ладони Супом с пирожочками. По кудрям тебя погладят Добрые ладони И с любой печалью сладят Теплые ладони. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Ладушки, да ладушки, Где были? У бабушки. Н. Голля | «Все она» Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голубит И заботится о вас, Не смыкая ночью глаз? «Мама дорогая». Колыбель кто вам качает, Кто вам песню напевает, Кто вам сказки говорит, И игрушки вам дарит? «Мама золотая». Если, дети, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Что бывает иногда, - Кто же слезы льет тогда? «Все она, родная». И. Косякова |
Стихи из журнала «Кукумбер»:
№ 7/07 г. «Я – молодец!» Инна Гамазкова Папу я нарисовал, Маму я нарисовал, Нашу бабушку и кошку, Всех я перерисовал. А потом – давай калякать! А потом – давай малякать! Палочки – черкалочки, Пере-за-черкалочки! Получилось – всё в тумане. Нету папы, нету мамы, виден только хвост от кошки, Только бабушки немножко… Взял я ластик, и один всю семью освободил! И кошку! | № 10/07 г. «С мамой по городу» Светлана Пшеничных Когда я по городу с мамой хожу, За руку маму Я крепко держу. Зачем ей Идти и бояться, Что может она Потеряться? |
№ 9/07 г. «Без папы» Анна Русс У меня есть два килограмма конфет, Из фланели пижама, из твида жилет, Есть на лето панама, на осень – берет… У меня есть мама, а папы – нет. Эка невидаль – папа! Что с него взять? Не умеет ни шить, ни печь, ни вязать, Ни песенки спеть, ни компота сварить, Ни голосом кролика поговорить, Ни наклеить пластырь, ни выстирать маечку, Всё, что он делал – «козу» да «саечку», К потолку поднимал, погремушкой гремел, А больше – вообще ничего не умел! Вот честное слово - совсем ничего! И так даже лучше, что нет его. И я доволен, и мама рада. Не верите? Ну и не надо. | № 2/07 г. «Мама» Рина Левинзон Её лицо – прекрасней нет! Прекрасней ничего не знала. Оно напоминать мне стало Забытый бабушкин портрет. Уходит мама, за собой Глухие двери притворяя. И я неслышно повторяю: «Остановите шар земной…» Остановите шар земной… Не надо ни огня, ни света – Оставьте маму! Только это! Оставьте навсегда со мной! |
Стихи из книги «Классики: Лучшие стихи современных детских писателей»
(М., Детская литература, 2003 г.)
«Мамы» Дарья Герасимова (отрывок) Мамы любят есть варенье, В темноте на кухне сидя, Петь, танцуя, в воскресенье, Если их никто не видит. | «Несъедобная считалка» Мих. Яснов Суп из шишек – Для мальчишек. Из гребёнок – Для девчонок. Из репейника – Бульон. Кто не хочет- Выйди вон! |
«Бабушка и внучка» Ирина Наумова Бабочка – бабушка Бабочку – внучку Крепко держала За заднюю ручку (А может быть, это передняя ножка?) – Чтоб не шалила Усатая крошка. | «Мы с дедушкой» Мих. Яснов Сначала я обсупился, А дедушка – Насупился. Потом я обтворожился, А дедушка – Встревожился. А после я обчаялся, А дедушка - Отчаялся… Тут мы под кран наведались И тряпкою набегались. На самом деле, здорово Мы с дедом Наобедались! |
«Паповоз» Андрей Усачев Мы играли в парпвоз, в самый быстрый паповоз, В самый лучший паповоз: Езал я, а папа – вёз. Долго он не соглашался, Не хотел пыхтеть всерьёз, А потом как разошёлся – И поехал, и повёз! Сбили шкаф. Упало кресло. стало нам в квартире тесно. Отправляемся во двор И летим во весь опор1 Вот так папа! Ну и скорость! Обошли машину, поезд, Догоняем самолёт, Вырываемся вперёд! Паповоз как ветер мчится К государственной границе – Только пыль летит в глаза… Проскочили за границу – Надо ж было так случиться – Отказали тормоза! Даже вспомнить не возможно, Сколько видели мы стран… Вдруг навстречу – знак дорожный: ОСТОРОЖНО, ОКЕАН! Папа, не сбавляя ходу, Рассекает грудью воду И – подняв волну, плывёт – Настоящий папоход! Из тумана перед нами Айсберг вырос, как гора… Папоход взмахнул руками, | Паполёт летит – Ура! Пролетая над Китаем, Папа вспомнил вдруг: - Постой! Мы на ужин опаздаем, Возвращаемся домой! Мы летели как ракета. Мы домой спешили так – над вершинами Тибета У меня слетел башмак… Крикнул!.. Но уже полмира Пронеслось внизу в огнях. Вот наш город. Дом. Квартира. Маму встретили в дверях. -Где вы были? Что случилось? Паповоз встаёт с колёс: - Мы играли в ПАПОВОЗ! Побывали в разных странах, Посмотрели белый свет… - Хороши! – сказала мама. – Все в пыли. Ботинка нет. Разъезжают в странах разных, Приезжают в брюках грязных, Бросили меня одну… - В общем, так! – сказала мама, - В выходной, - сказала мама, - Вместе с вами на Луну! |
Литература:
Работа детского сада с семьей. Осипова Л.Е.
Родительские собрания в детском саду. Осипова Л.Е.
Родительские собрания в детском саду. С.В.Чиркова.
Взаимодействие с родителями в детском саду. Г.А. Прохорова
Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. Антонова Т.
журнал «Кукумбер»
«Классики:Лучшие стихи современных детских писателей»(М.,Детская литература,2003 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...
Личностно ориентированные формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями и детьми, имеющими проблемы в развитии.
Проектная деятельность на тему «Взаимодействие с семьёй в воспитательно-образовательной и коррекционной работе с детьми»....
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В данной методической разработке описаны основные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющих детей с ОВЗ....
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в детском саду
В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это ...
Формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями воспитанников
Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ•Умышленное ограничение в общении•Гиперопека•Неприятие родителями своих детей•Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для восп...
План взаимодействия учителя-дефектолога с родителями
План взаимодействия учителя-дефектолога с родителями...
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.
Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта....