Конспект занятия по ФЭМП №20 в старшей группе Тема: «Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Дорисовка недостающих фигур»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по ФЭМП

в старшей группе «Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Дорисовка недостающих фигур»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП №20

в старшей группе

Тема: «Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Дорисовка недостающих фигур»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить детей понимать отношения между числами; составлять число 10 из двух меньших чисел.

Программное содержание: Закреплять умение писать цифры от 1 до 10; знания геометрических фигур: трапеции, круге, квадрате, треугольнике. Учить понимать отношения между числами; составлять число 10 из двух меньших чисел; решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки: по 10 красных и синих кружков, 10 квадратов, пять кругов, козленок, цапля, числа 1, 9, 10, знаки +, =; раздаточный – счетный материал, рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети понимают отношения между числами; составляют число 10 из двух меньших чисел.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Работа

Со счетным материалом

3 мин

2

Отгадывание загадки

Письмо цифр

3 мин

3

Упражнение

«Состав числа 10»

3 мин

4

Игра

«Запиши пропущенную цифру»

3 мин

5

Физкультминутка

Со стульчиками

2 мин

6

Упражнение

«Число 10»

3 мин

7

Игра

«Примеров много, а ответ один»

3 мин

8

Игра

«Дорисуй недостающие фигуры»

2 мин

III

Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

2 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Организационный момент

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, наш весёлый круг!

II. Основная часть

  1. Работа со счетным материалом

Вызовите к доске ребенка и предложите всем детям выполнить со счетным материалом следующие задания.

Десять кружков, десять квадратов и картинка с пятью кругами лежат на столе у педагога.

- Положите пять кружков (счет по названному числу).

- Положите столько же квадратов (счет по образцу).

- Сколько всего фигур получилось? (Десять.)

Уберите с доски все картинки. Поставьте на доску картинку с пятью кругами.

- Положите соответствующее количество квадратов (счет по образцу).

- Положите столько кружков, чтобы стало на один кружок меньше, чем квадратов.

- Сколько кружков поставили и почему? (Девять, потому что девять на один меньше, чем десять.)

Аналогичное задание каждый ребенок выполняет с раздаточным материалом.

  1. Отгадывание загадки, письмо цифр (задание 1)

- Отгадайте загадку:

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры.)

- Напишите в пустые квадраты цифры, которые вы знаете. 

  1. Упражнение «Состав числа 10»

Поставьте на доску карточки в следующем порядке:

В верхнем ряду: пять красных и пять синих кружков.

В нижнем: четыре красных кружка и шесть зеленых квадратов.

- Сколько кружков в верхнем ряду? (Пять красных и пять синих – всего десять.)

- Сколько кружков и квадратов в нижнем ряду? (Четыре красных кружка и шесть зеленых квадратов, а всего десять.)

Уберите с доски все картинки. Поставьте на доску картинку козленка. Картинки с кружками лежат на столе у педагога.

- Помогите козленку поставить на доску в верхнем ряду четыре красных и шесть синих кружков; в нижнем ряду – три красных кружка и семь зеленых квадратов.

- Сколько кружков в верхнем ряду? (Четыре красных и шесть синих – всего десять кружков.)

- В нижнем? (Три красных кружка и семь зеленых квадратов – всего десять фигур.)

  1. Игра «Запиши пропущенную цифру» (задание 2)

- Впишите в пустые квадраты пропущенные цифры, нарисуйте точки.

- Какую цифру написали между цифрами 4 и 6? (5.)

- Почему? (Потому что 5 больше 4, но меньше 6.)

- Между цифрами 5 и 7? ( 6.)

- Почему? (Потому что 6 больше 5, но меньше 7.)

- Между цифрами 7 и 9? (8.)

- Почему? (Потому что 8 больше 7, но меньше 9.)

- Между цифрами 8 и 10? (9.)

- Почему? (Потому что 9 больше 8, но меньше 10.)

- Сколько точек нарисовали в левом прямоугольнике? (4.)

- В правом прямоугольнике? (9.)

  1. Физкультминутка со стульчиками

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу. Движения по тексту стихотворения:

Один-два – все вставайте,

Три-четыре – приседайте,

Пять-шесть – повернитесь,

Семь-восемь – улыбнитесь.

Девять-десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

  1. Упражнение «Число 10»

Поставьте на доску картинку цапля и загадайте детям загадку:

Цапля серая шагала,

Лягушат себе искала.

Девять прыгали в листве,

А один сидел на кочке.

Сколько лягушат всего?

Отвечайте! Только точно. (Десять.)

- Как получилось число десять? (К девяти прибавили один, и получилось десять.)

- Выложите на доске решение загадки цифрами и знаками.

Картинки с цифрами и знаками лежат на столе у педагога. Один ребенок работает у доски, другие – со счетным материалом.

- Прочитайте запись: 9+1=10. (Девять плюс один равняется десяти.)

  1. Игра «Примеров много, а ответ один» (задание 3)

- Нарисуйте в пустых квадратах геометрических фигур столько, чтобы при сложении их стало 10.

- Прочитайте записи. (5 треугольников + 5 треугольников = 10; 7 квадратов + 3 квадрата = 10; 1 кружок + 9 кружков = 10; 4 овала + 6 овалов = 10.)

  1. Игра «Дорисуй недостающие фигуры» (задание 4)

- Дорисуйте в каждом ряду недостающую фигуру.

- Какую фигуру нарисовали во втором ряду? (Треугольник.)

- В третьем ряду? (Круг.)

- В четвертом ряду? (Трапецию.)

III. Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП №3 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Дорисовка недостающих фигур»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку....

Конспект занятия по ФЭМП №5 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием ...

Конспект занятия по ФЭМП №7 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»...

Конспект занятия по ФЭМП №9 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0; знак -. Дорисовывание геометрических фигур. Ознакомление с названием месяца – ноябрь»

Конспект занятия по ФЭМПв старшей группе «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0; знак -.  Дорисовывание геометрических фигур. Ознакомление с названием месяца – ноябрь»...

Конспект занятия по ФЭМП №11 в старшей группе Тема: «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в...

Конспект занятия по ФЭМП №14 в старшей группе Тема: «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»

Конспект занятия по ФЭМПв старшей группе «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»...

Конспект занятия по ФЭМП №16 в старшей группе Тема: «Знаки <, >; порядковый счет. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Знаки <, >; порядковый счет. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг»...