Конспект занятия по ФЭМП №11 в старшей группе Тема: «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП №11

в старшей группе

Тема: «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Программное содержание: Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; писать цифру 7; порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?; выкладывать из счетных палочек прямоугольник; рисовать прямоугольник в тетради в клетку; преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания; понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части; решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Знакомить с цифрой 7. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Материалы и оборудование: демонстрационный – яблоко, нож, мяч; картинки: цифры от 1 до 7, корова, свинья, бык, собака, семь кругов, шесть кружков, семь кружков, знаки +, =, петух и шесть курочек; раздаточный – счетный материал; три квадрата из бумаги размером 8*8, ножницы, рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; простые и цветные карандаши.

Планируемые результаты:  дети знакомы с цифрой 7.

Структура занятия

I

Вводная часть

«Убираем цифры»

3 мин

II

Основная часть

21 мин

1

Упражнение

«Цифра 7»

2 мин

2

Игра

«Отгадай загадку»

2 мин

3

Упражнение

«Математическая загадка»

2 мин

4

Письмо цифры

7

3 мин

5

Физкультминутка

«Назови скорее»

2  мин

6

Упражнение

«Целое и часть»

2 мин

7

Игра

«Слушай и считай»

2 мин

8

Игра

«Сложи квадрат»

2 мин

9

Выкладывание из счетных палочек

«Прямоугольник»

2 мин

10

Рисование

«Прямоугольник»

2 мин

III

Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

1 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть                                          

Вы проснуться все успели?

А теперь вперед, за дело.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Математика нас ждет.

- Сейчас на доске я буду выставлять цифры, а вы хором их называйте.

Выставляю на доске числа от 0-7.

Игра «Убираем цифры»

Педагог задаёт задачу про цифры, которые выставлены на доске, а каждый вызванный ребенок убирает с доски ту цифру, о которой идёт речь.

- Уберите цифру:

• которая стоит сразу после цифры 0 (1);

• которая стоит непосредственно перед цифрой 4 (3);

• которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);

• которая показывает, сколько глаз у человека (2);

• решить пример 5+1 и вычеркнуть ответ (6);

• которая показывает самую хорошую отметку в школе (5);

• которая является ответом задачи: у мальчика была 1 конфета, он её съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)

После этого на доске должна остаться цифра 7.

 - Какая цифра осталась на доске? (Семь.)

II. Основная часть

  1. Упражнение «Цифра 7»

Поставьте на доску 2 картинки: шесть кружков и семь кружков.

- Поставьте рядом с каждой карточкой цифру в соответствии с количеством кружков на ней.

- Сколько кружков изображено на первой картинке? (Шесть.)

- Числу 6 какая цифра соответствует?

Покажите цифру 6.

- Сколько кружков изображено на второй картинке? (Семь.)

- Как получилось семь кружков? (Было шесть кружков, добавили еще один – получилось семь.)

Покажите цифру 7.

Пригласите одного ребенка к доске. Картинки с кругами лежат на столе у педагога.

- Поставь на доску столько кругов, сколько обозначает цифра 7.

- Ребята, выполните аналогичное задание со счетным материалом.

  1. Игра «Отгадай загадку» (задание 1)

- Дети, отгадайте загадку:

Еж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда непоседа?»

«Запасаюсь я к зиме.

Видишь яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнес, одно несу».

Призадумался сосед,

Это много или нет?

- Сколько яблок заготовил еж? (7.)

- Как получить число 7? (К 6 прибавить 1 – будет 7.)

- Запишите условия задачи: 6+1.

  1. Упражнение «Математическая загадка»

Поставьте на доску картинку «Петушок и шесть курочек».

- Ребята, отгадайте загадку:

Ходит петушок,

Красный гребешок.

Шесть хохлаток тоже там.

Сколько всех? Скажите нам? (Семь.)

- Как получилось число семь? (К шести прибавили один, и получилось семь.)

- Выложите на доске решение загадки цифрами и знаками. (Знаки и цифры лежат на столе у педагога.)

- Прочитайте запись: 6+1=7. (Шесть плюс один равняется семи.)

  1.   Письмо цифры 7 (задание 2)

- Послушайте стихотворение И.Блюмкина:

Цифра семь, мои друзья,

Словно нос у корабля.

- Найдите цифры 7, и обведите их по образцу.

- Напишите цифру 7 сначала по точкам, а затем в каждой клеточке до конца строчки.

  1. Физкультминутка «Назови скорее»

Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает.

- Какое сейчас время года?

- Назови второй месяц осени.

- Назови число на один меньше 5.

- Назови третий месяц осени.

- Сколько частей в сутках?

- Сколько буде 2+2?

  1. Упражнение «Целое и часть»

Поставить на доску картинки: корова, бык, свинья, собака.

- Сколько животных на доске? (Четыре.)

- Как разделить одно яблоко, чтобы каждому животному досталось поровну?

Разрежьте яблоко на четыре части.

- Как можно назвать каждую дольку яблока? (Одна четвертая.)

- Что больше: целое яблоко или одна четвертая яблока? (Целое яблоко больше, чем одна четвертая яблока.)

  1. Игра «Слушай и считай» (задание 3)

- Отгадайте загадку:

На полке в ряд игрушки Танины стоят.

Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.

Рядом с лисой – зайка косой.

Следом за ними – еж и лягушка.

Сколько игрушек стоит у Танюшки? (Шесть.)

- Какая игрушка стоит на пятом месте? (Еж.)

- На каком по счету месте мишка? (На втором.)

- На каком по счету месте лягушка? (На шестом.)

- Какая игрушка на третьем месте? (Лиса.)

- Раскрасьте оранжевым карандашом игрушку, которая стоит на третьем по счету месте, коричневым – на втором, зеленым – на шестом.

- Сколько всего игрушек?

  1. Игра «Сложи квадрат»

На столе у детей три квадрата и ножницы.

- Сложите квадрат так, чтобы получилось два треугольника, и разрежьте его по линии сгиба.

- Что больше – квадрат или треугольник? (Квадрат больше, чем треугольник.)

- Сложите квадрат так, чтобы получилось два прямоугольника, и разрежьте по линии сгиба.

- Что больше квадрат или прямоугольник? (Квадрат больше, чем прямоугольник.)

- Сложите квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата, и разрежьте по линиям сгиба.

- Из получившихся фигур сложите три квадрата.  

  1. Выкладывание из счетных палочек прямоугольника

- Ребята, выложите из счетных палочек прямоугольник.

  1.  Рисование прямоугольника (задание 4)

- Как называются геометрические фигуры на рисунке? (Прямоугольники.)

- Какого размера прямоугольники? (Поменьше, побольше, самый большой.)

- Нарисуйте прямоугольники по образцу, продолжив каждый ряд до конца строчки.

III. Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.