Конспект занятия по ФЭМП №11 в старшей группе Тема: «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП №11
в старшей группе
Тема: «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Программное содержание: Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; писать цифру 7; порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?; выкладывать из счетных палочек прямоугольник; рисовать прямоугольник в тетради в клетку; преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания; понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части; решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Знакомить с цифрой 7. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Материалы и оборудование: демонстрационный – яблоко, нож, мяч; картинки: цифры от 1 до 7, корова, свинья, бык, собака, семь кругов, шесть кружков, семь кружков, знаки +, =, петух и шесть курочек; раздаточный – счетный материал; три квадрата из бумаги размером 8*8, ножницы, рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; простые и цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети знакомы с цифрой 7.
Структура занятия
I | Вводная часть | «Убираем цифры» | 3 мин |
II | Основная часть | 21 мин | |
1 | Упражнение | «Цифра 7» | 2 мин |
2 | Игра | «Отгадай загадку» | 2 мин |
3 | Упражнение | «Математическая загадка» | 2 мин |
4 | Письмо цифры | 7 | 3 мин |
5 | Физкультминутка | «Назови скорее» | 2 мин |
6 | Упражнение | «Целое и часть» | 2 мин |
7 | Игра | «Слушай и считай» | 2 мин |
8 | Игра | «Сложи квадрат» | 2 мин |
9 | Выкладывание из счетных палочек | «Прямоугольник» | 2 мин |
10 | Рисование | «Прямоугольник» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Самоконтроль и самооценка выполненной работы | 1 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Математика нас ждет.
- Сейчас на доске я буду выставлять цифры, а вы хором их называйте.
Выставляю на доске числа от 0-7.
Игра «Убираем цифры»
Педагог задаёт задачу про цифры, которые выставлены на доске, а каждый вызванный ребенок убирает с доски ту цифру, о которой идёт речь.
- Уберите цифру:
• которая стоит сразу после цифры 0 (1);
• которая стоит непосредственно перед цифрой 4 (3);
• которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);
• которая показывает, сколько глаз у человека (2);
• решить пример 5+1 и вычеркнуть ответ (6);
• которая показывает самую хорошую отметку в школе (5);
• которая является ответом задачи: у мальчика была 1 конфета, он её съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)
После этого на доске должна остаться цифра 7.
- Какая цифра осталась на доске? (Семь.)
II. Основная часть
- Упражнение «Цифра 7»
Поставьте на доску 2 картинки: шесть кружков и семь кружков.
- Поставьте рядом с каждой карточкой цифру в соответствии с количеством кружков на ней.
- Сколько кружков изображено на первой картинке? (Шесть.)
- Числу 6 какая цифра соответствует?
Покажите цифру 6.
- Сколько кружков изображено на второй картинке? (Семь.)
- Как получилось семь кружков? (Было шесть кружков, добавили еще один – получилось семь.)
Покажите цифру 7.
Пригласите одного ребенка к доске. Картинки с кругами лежат на столе у педагога.
- Поставь на доску столько кругов, сколько обозначает цифра 7.
- Ребята, выполните аналогичное задание со счетным материалом.
- Игра «Отгадай загадку» (задание 1)
- Дети, отгадайте загадку:
Еж спросил ежа-соседа:
«Ты откуда непоседа?»
«Запасаюсь я к зиме.
Видишь яблоки на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть отнес, одно несу».
Призадумался сосед,
Это много или нет?
- Сколько яблок заготовил еж? (7.)
- Как получить число 7? (К 6 прибавить 1 – будет 7.)
- Запишите условия задачи: 6+1.
- Упражнение «Математическая загадка»
Поставьте на доску картинку «Петушок и шесть курочек».
- Ребята, отгадайте загадку:
Ходит петушок,
Красный гребешок.
Шесть хохлаток тоже там.
Сколько всех? Скажите нам? (Семь.)
- Как получилось число семь? (К шести прибавили один, и получилось семь.)
- Выложите на доске решение загадки цифрами и знаками. (Знаки и цифры лежат на столе у педагога.)
- Прочитайте запись: 6+1=7. (Шесть плюс один равняется семи.)
- Письмо цифры 7 (задание 2)
- Послушайте стихотворение И.Блюмкина:
Цифра семь, мои друзья,
Словно нос у корабля.
- Найдите цифры 7, и обведите их по образцу.
- Напишите цифру 7 сначала по точкам, а затем в каждой клеточке до конца строчки.
- Физкультминутка «Назови скорее»
Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает.
- Какое сейчас время года?
- Назови второй месяц осени.
- Назови число на один меньше 5.
- Назови третий месяц осени.
- Сколько частей в сутках?
- Сколько буде 2+2?
- Упражнение «Целое и часть»
Поставить на доску картинки: корова, бык, свинья, собака.
- Сколько животных на доске? (Четыре.)
- Как разделить одно яблоко, чтобы каждому животному досталось поровну?
Разрежьте яблоко на четыре части.
- Как можно назвать каждую дольку яблока? (Одна четвертая.)
- Что больше: целое яблоко или одна четвертая яблока? (Целое яблоко больше, чем одна четвертая яблока.)
- Игра «Слушай и считай» (задание 3)
- Отгадайте загадку:
На полке в ряд игрушки Танины стоят.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Рядом с лисой – зайка косой.
Следом за ними – еж и лягушка.
Сколько игрушек стоит у Танюшки? (Шесть.)
- Какая игрушка стоит на пятом месте? (Еж.)
- На каком по счету месте мишка? (На втором.)
- На каком по счету месте лягушка? (На шестом.)
- Какая игрушка на третьем месте? (Лиса.)
- Раскрасьте оранжевым карандашом игрушку, которая стоит на третьем по счету месте, коричневым – на втором, зеленым – на шестом.
- Сколько всего игрушек?
- Игра «Сложи квадрат»
На столе у детей три квадрата и ножницы.
- Сложите квадрат так, чтобы получилось два треугольника, и разрежьте его по линии сгиба.
- Что больше – квадрат или треугольник? (Квадрат больше, чем треугольник.)
- Сложите квадрат так, чтобы получилось два прямоугольника, и разрежьте по линии сгиба.
- Что больше квадрат или прямоугольник? (Квадрат больше, чем прямоугольник.)
- Сложите квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата, и разрежьте по линиям сгиба.
- Из получившихся фигур сложите три квадрата.
- Выкладывание из счетных палочек прямоугольника
- Ребята, выложите из счетных палочек прямоугольник.
- Рисование прямоугольника (задание 4)
- Как называются геометрические фигуры на рисунке? (Прямоугольники.)
- Какого размера прямоугольники? (Поменьше, побольше, самый большой.)
- Нарисуйте прямоугольники по образцу, продолжив каждый ряд до конца строчки.
III. Заключительная часть
Самоконтроль и самооценка выполненной работы
Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.