Конспект занятия по ФЭМП №5 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП №5
в старшей группе
Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: учить детей составлять число 5 из двух меньших чисел.
Программное содержание: Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр; писать цифру 5; решать логическую задачу на установление несоответствия. Закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4; понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов. Знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; - названием текущего месяца – октябрь; крылатыми выражениями, в которых упоминается число 5. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.
Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки: 4 кружка, 5 кружков, цифры 4 и 5, десять красных и восемь синих кружков, теленок, козленок; раздаточный – рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; простые и цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети составляют число 5 из двух меньших чисел.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Заучивание стихотворения | «Цифра пять» | 2 мин |
2 | Упражнение | «Цифра 5ь» | 2 мин |
3 | Игра | «Отгадай и запиши» | 2 мин |
4 | Учимся писать | Цифру 5 | 2 мин |
5 | Упражнение | «Состав числа 5» | 2 мин |
6 | Игровое упражнение | «Посчитай и напиши» | 2 мин |
7 | Знакомство с названием месяца | «Октябрь» | 2 мин |
8 | Физкультминутка | «Ловкий Джек» | 2 мин |
9 | Игра | «Дорисуй зернышки цыплятам» | 2 мин |
10 | Знакомство с пословицами | В которых встречается число 5 | 2 мин |
11 | Игра | «Что перепутал художник» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Самоконтроль и самооценка выполненной работы | 2 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Организационный момент
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Все внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Математика нас ждёт,
Начинаем устный счёт: 1-2-3-4-5.
Будем весело считать.
II. Основная часть
1. Заучивание стихотворения И. Блюмкина
Кто так может закружиться,
Кто так может танцевать,
Кто так может прокатиться?
Ну, конечно, цифра пять!
2. Упражнение «Цифра 5»
Поставьте на доску картинки четыре кружка и пять кружков.
- Сколько кружков изображено на картинке? (Четыре.)
- Если предметов четыре, они обозначаются цифрой 4.
Поставьте рядом цифру 4.
- Сколько кружков изображено на другой картинке (Пять.)
- Как получилось пять кружков? (Было четыре кружка, добавили один – получилось пять.)
- Количество из пяти предметов обозначается цифрой пять.
Покажите цифру 5.
3. Игра «Отгадай и запиши» (задание 1)
- Отгадайте загадку:
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (Пять.)
- Как получилось число 5? (3 прибавить 2 будет 5.)
- Напишите цифры в квадраты соответственно тексту загадки (3 и 2), напишите в кружках знаки (+, =), обведите по точкам в квадрате цифру 5.
- Прочитайте запись решения задачи: 2 + + 3 = 5 (два плюс три равняется пяти).
4. Учимся писать цифру 5 (задание 1)
- Обведите цифру 5 по точкам, а затем напишите ее в каждой клеточке до конца строчки.
5. Упражнение «Состав числа 5»
Поставьте на доску картинки в следующем порядке: в верхнем ряду – четыре красных кружка и один синий; в среднем: три красных и два синих: в нижнем: один красный и четыре синих.
- Сколько кружков в верхнем ряду? (Четыре красных кружка и один синий – всего пять.)
- В среднем? (Три красных и два синих, а всего пять.)
- В нижнем? (Один красный и четыре синих – всего пять.)
Поставить на доску картинку козленка. Картинки с кружками лежат на столе у педагога.
- Помогите козленку поставить на доску в верхнем ряду два красных и три синих кружка; в среднем ряду – три красных и два синих; в нижнем ряду – четыре красных и один синий кружок.
- Сколько кружков в верхнем ряду? (Два красных и три синих кружка – всего пять кружков.)
- В среднем? (Три красных и два синих – всего пять кружков.)
- В нижнем? (Четыре красных и один синий – всего пять кружков.)
Поставьте на доску картинки теленок и цифру пять, под ними два красных и два синих кружка.
- Правильно ли теленок посчитал кружки? (Нет.)
- Почему? (Потому что два красных и два синих кружка будет четыре.)
- Сколько надо добавить кружков, чтобы их количество соответствовало цифре, которая рядом с теленком? (Один.)
Поставить на доску картинку синий кружок.
- Сколько кружков на доске? (Два красных и три синих – всего пять кружков.)
6. Игровое упражнение «Посчитай и напиши» (задание 2)
- Посчитайте листочки в верхнем и нижнем прямоугольнике и напишите соответствующие цифры под ними в квадратах.
- Какую цифру написали? (5.)
- Почему? (Потому что листочков поровну, по пять.)
- Листочки разного размера и расположены они на разном расстоянии друг от друга, но их все равно поровну.
7. Знакомство с названием месяца — октябрь
- Отгадайте загадку:
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)
- Так называется второй месяц осени. А как называется первый месяц осени. (Сентябрь.)
8. Физкультминутка «Ловкий Джек»
Дети образуют круг, в центре которого находится Джек. Все они произносят слова, а Джек выполняет соответствующие движения.
А вы знаете, что Джек —
Очень ловкий человек?
Посмотрите, как сейчас
Прыгнет он вперед пять раз.
Начинайте-ка считать:
Один, два, три, четыре, пять!
А теперь пять раз подряд
Прыгнет ловкий Джек назад.
Начинайте-ка считать:
Один, два, три, четыре, пять!
9. Игра «Дорисуй зернышки цыплятам» (задание 3)
- Дорисуйте зернышек столько, чтобы у каждого цыпленка их стало поровну, по пять.
- Запишите, сколько зернышек дорисовали.
- Прочитайте примеры: 1 + 4 = 5, 2 + 3 = 5, 4 + 1 = 5.
10. Знакомство с пословицами, в которых встречается число пять.
Прочитайте детям пословицы. (Можно выучить одну по желанию детей.)
- Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо.)
- Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.)
11. Игра «Что перепутал художник» (задание 4)
- Послушайте стихотворение:
На улице Бассейной
Один художник жил
И иногда рассеянный
Неделями он был,
Что-то, наверное, было не так
Что же напутал художник-чудак?
- Художник нарисовал картину «Осень». Рассмотрите ее, подумайте, все ли правильно нарисовал художник.
- Нарисуйте в прямоугольнике внизу столько кружков, сколько несоответствий вы нашли.
- Сколько кружков вы нарисовали? (Пять.)
- Почему? (Осенью елку не украшают, на санках не катаются, снеговиков не лепят, ландыши не растут, рыбу, сидя на облаке, не ловят.)
III. Заключительная часть
Самоконтроль и самооценка выполненной работы
Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.
Скажите детям, что эти цвета символизируют светофор: зеленый — все в порядке, можно переходить к следующей страничке; желтый — надо поработать над небольшим количеством ошибок; красный — материал усвоен недостаточно хорошо и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над этими заданиями.