Конспект занятия по ФЭМП №7 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП №7
в старшей группе
Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: учить детей устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ознакомить со знаками «<», «>».
Программное содержание: Учить отгадывать математические загадки; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; выкладывать из счетных палочек треугольник, домик; рисовать треугольники в тетради в клетку; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6. Познакомить со знаками <, >. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки: шесть красных кружков, шесть синих кружков, шесть зеленых квадратов, знаки <, >, 3, 4, 5, 6 кружков, кот, три схемы для выкладывания палочками; раздаточный – счетный материал; рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; простые и цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети устанавливают соответствие между количеством предметов и цифрой; знакомы со знаками «<», «>».
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Упражнение | «Отсчитай предметы» | 4 мин |
2 | Игра | «Отгадай и запиши» | 2 мин |
3 | Упражнение | «Больше, меньше» | 3 мин |
4 | Игровое упражнение | «Напиши правильно» | 2 мин |
5 | Физкультминутка | «Считай и делай» | 1 мин |
6 | Выкладывание из счетных палочек» | «Квадрат, треугольник, домик» | 3 мин |
7 | Игра | «Считай, сравнивай, записывай» | 2 мин |
8 | Игра | «Рисуем треугольники» | 5 мин |
III | Заключительная часть | Самоконтроль и самооценка выполненной работы | 2 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Организационный момент
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём
- Молодцы, ребята, а сейчас приглашаю вас за столы.
II. Основная часть
- Упражнение «Отсчитай предметы»
Пригласите к доске ребенка и предложите ему выполнить задания. Карточки с кружками, квадратами лежат на столе у педагога.
- Поставь на доску пять красных кружков.
- Поставь под ними столько же синих кружков.
Уберите с доски все геометрические фигуры. Поставьте на доску картинку с пятью кружками.
Пригласите к доске другого ребенка.
- Поставь на доску соответствующее количество квадратов.
- Поставь на доску столько кружков, чтобы было на один кружок больше, чем квадратов.
- Сколько кружков поставил(а) и почему? (Шесть, потому что шесть на один больше, чем пять.)
Дайте задание выполнить аналогичные действия со счетным материалом.
- Игра «Отгадай и запиши» (задание 1)
- Послушайте стихотворение:
Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
— Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки,
Берегите, не теряйте,
Сколько всех? Пересчитайте.
-Напишите в квадрат, сколько бабушка-лиса связала рукавичек своим внучатам. (6.)
- Сколько рукавичек связала бабушка? (Шесть.)
- Упражнение «Больше, меньше»
Покажите детям знаки «больше», «меньше».
- Эти знаки похожи на клюв птички, который всегда смотрит на меньшее число.
Поставьте на доску картинку с тремя кругами, чуть подальше от нее – картинку с четырьмя кругами, внизу под ними поставьте картинки с пятью и шестью кругами, чуть подальше от них – картинка с котом. Картинки со знаками <, > лежат на столе у педагога.
- Помогите коту правильно поставить знаки «<», «>» между картинками.
- Прочитайте записи. (Три меньше четырех, а четыре больше трех; пять меньше шести, а шесть больше пяти.)
- Игровое упражнение «Напиши правильно» (задание 2)
- Сосчитайте геометрические фигуры и напишите внизу в квадрате соответствующую цифру.
- Посмотрите на знаки справа. Какой из этих знаков уже знаете? (Равняется.)
- Два других знака называются больше (>) и меньше (<). Острым концом значок всегда показывает меньшее число.
- Напишите знаки в квадраты между карточками, а затем прочитайте записи. (5 меньше 6, 3 меньше 4, 4 равняется 4.)
- Физкультминутка «Считай и делай»
Дети выполняют движения по тексту стихотворения:
Один — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место сесть опять.
- Выкладывание из счетных палочек квадрата, треугольника, домика
- Выложите из счетных палочек квадрат и треугольник.
- Чем похожи и чем отличаются эти фигуры друг от друга? (У них есть стороны и углы, только у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата их по четыре.)
- Переложите палочки так, чтобы получился домик.
Поставьте на доску схему.
- Составьте из пяти палочек два треугольника.
Поставьте на доску схему.
- Составьте из семи палочек два квадрата.
Поставьте на доску схему.
7. Игра «Считай, сравнивай, записывай» (задание 3)
- Посчитайте самолеты в квадрате и круге и запишите результат счета в квадраты.
- Сколько самолетов в квадрате? (Шесть.)
- Сколько самолетов в круге? (Шесть.)
- Одинаково ли они расположены? (Нет.)
- Что о них можно сказать? (Самолеты расположены по-разному, но их поровну, по шесть.)
8. Игра «Рисуем треугольники» (задание 4)
- Рассмотрите треугольники и, продолжив ряд, нарисуйте такие же.
- Чем треугольники отличаются друг от друга? (Размером. В верхнем ряду нарисован маленький треугольник, в среднем ряду — побольше, в нижнем — самый большой.)
III. Заключительная часть
Самоконтроль и самооценка выполненной работы
Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.
Скажите детям, что эти цвета символизируют светофор: зеленый — все в порядке, можно переходить к следующей страничке; желтый — надо поработать над небольшим количеством ошибок; красный — материал усвоен недостаточно хорошо и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над этими заданиями.