Конспект занятия по ФЭМП №7 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП №7

в старшей группе

Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить детей устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ознакомить со знаками «<», «>».

Программное содержание: Учить отгадывать математические загадки; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; выкладывать из счетных палочек треугольник, домик; рисовать треугольники в тетради в клетку; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6. Познакомить со знаками <, >. Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки: шесть красных кружков, шесть синих кружков, шесть зеленых квадратов, знаки <, >, 3, 4, 5, 6 кружков, кот, три схемы для выкладывания палочками; раздаточный – счетный материал; рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; простые и цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети устанавливают соответствие между количеством предметов и цифрой; знакомы со знаками «<», «>».

Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Упражнение

«Отсчитай предметы»

4 мин

2

Игра

«Отгадай и запиши»

2 мин

3

Упражнение

«Больше, меньше»

3 мин

4

Игровое упражнение

«Напиши правильно»

2 мин

5

Физкультминутка

«Считай и делай»

1 мин

6

Выкладывание из счетных палочек»

«Квадрат, треугольник, домик»

3 мин

7

Игра

«Считай, сравнивай, записывай»

2 мин

8

Игра

«Рисуем треугольники»

5 мин

III

Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

2 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

 Организационный момент

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём 

Молодцы, ребята, а сейчас приглашаю вас за столы.

II. Основная часть

  1. Упражнение «Отсчитай предметы»

Пригласите к доске ребенка и предложите ему выполнить задания. Карточки с кружками, квадратами лежат на столе у педагога.

- Поставь на доску пять красных кружков.

- Поставь под ними столько же синих кружков.

Уберите с доски все геометрические фигуры. Поставьте на доску картинку с пятью кружками.

Пригласите к доске другого ребенка.

- Поставь на доску соответствующее количество квадратов.

- Поставь на доску столько кружков, чтобы было на один кружок больше, чем квадратов.

- Сколько кружков поставил(а) и почему? (Шесть, потому что шесть на один больше, чем пять.)

Дайте задание выполнить аналогичные действия со счетным материалом.

  1. Игра «Отгадай и запиши» (задание 1)

- Послушайте стихотворение:

Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы:

— Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки,

Берегите, не теряйте,

Сколько всех? Пересчитайте.

-Напишите в квадрат, сколько бабушка-лиса связала рукавичек своим внучатам. (6.)

- Сколько рукавичек связала бабушка? (Шесть.)

  1. Упражнение «Больше, меньше»

Покажите детям знаки «больше», «меньше».

- Эти знаки похожи на клюв птички, который всегда смотрит на меньшее число.

Поставьте на доску картинку с тремя кругами, чуть подальше от нее – картинку с четырьмя кругами, внизу под ними поставьте картинки с пятью и шестью кругами, чуть подальше от них – картинка с котом. Картинки со знаками <, > лежат на столе у педагога.

- Помогите коту правильно поставить знаки «<», «>» между картинками.

- Прочитайте записи. (Три меньше четырех, а четыре больше трех; пять меньше шести, а шесть больше пяти.)

  1. Игровое упражнение «Напиши правильно» (задание 2)

- Сосчитайте геометрические фигуры и напишите внизу в квадрате соответствующую цифру.

- Посмотрите на знаки справа. Какой из этих знаков уже знаете? (Равняется.)

- Два других знака называются больше (>) и меньше (<). Острым концом значок всегда показывает меньшее число.

- Напишите знаки в квадраты между карточками, а затем прочитайте записи. (5 меньше 6, 3 меньше 4, 4 равняется 4.)

  1. Физкультминутка «Считай и делай»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Один — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место сесть опять.

  1. Выкладывание из счетных палочек квадрата, треугольника, домика

- Выложите из счетных палочек квадрат и треугольник.

- Чем похожи и чем отличаются эти фигуры друг от друга? (У них есть стороны и углы, только у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата их по четыре.)

- Переложите палочки так, чтобы получился домик.

Поставьте на доску схему.

- Составьте из пяти палочек  два треугольника.

Поставьте на доску схему.

- Составьте из семи палочек  два квадрата.

Поставьте на доску схему.

7.        Игра «Считай, сравнивай, записывай» (задание 3)

- Посчитайте самолеты в квадрате и круге и запишите результат счета в квадраты.

- Сколько самолетов в квадрате? (Шесть.)

- Сколько самолетов в круге? (Шесть.)

- Одинаково ли они расположены? (Нет.)

- Что о них можно сказать? (Самолеты расположены по-разному, но их поровну, по шесть.)

8.        Игра «Рисуем треугольники» (задание 4)

- Рассмотрите треугольники и, продолжив ряд, нарисуйте такие же.

- Чем треугольники отличаются друг от друга? (Размером. В верхнем ряду нарисован маленький треугольник, в среднем ряду побольше, в нижнем самый большой.)

III. Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный. 

Скажите детям, что эти цвета символизируют светофор: зеленый — все в порядке, можно переходить к следующей страничке; желтый — надо поработать над небольшим количеством ошибок; красный — материал усвоен недостаточно хорошо и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над этими заданиями.