Конспект занятия по ФЭМП №9 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0; знак -. Дорисовывание геометрических фигур. Ознакомление с названием месяца – ноябрь»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по ФЭМП

в старшей группе «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0; знак -.  Дорисовывание геометрических фигур. Ознакомление с названием месяца – ноябрь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП №9

в старшей группе

Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0; знак -.  Дорисовывание геометрических фигур. Ознакомление с названием месяца – ноябрь»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр.

Программное содержание: Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр; решать логическую задачу на основе зрительного воспринимаемой информации; писать цифру 0; дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Знакомить со знаком «минус»; с цифрой 0. Закреплять знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь), познакомить с названием последнего месяца осени – ноябрь; навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки: цифры 1, 2, 3, 5, 6 теленок, петушок, один кружок, два кружка, три кружка, знаки +, -, =, кошка нарисованная из геометрических фигур; раздаточный – счетный материал; рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; простые и цветные карандаши.

Планируемые результаты:  дети умеют решать математическую задачу и записывать решение с помощью знаков, цифр.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Игра

«Исправь ошибку»

2 мин

2

Ознакомление со знаком «минус»

Решение задач

3 мин

3

Ознакомление с цифрой

0

3 мин

4

Упражнение

«Математический знак»

4 мин

5

Физкультминутка

«Теремок»

1  мин

6

Игровое упражнение

«Дорисуй листья на деревьях»

3 мин

7

Игра

«Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры»

2 мин

8

Упражнение

«Сколько фигур»

1 мин

9

Игра

«Преврати геометрические фигуры в предметы»

3 мин

III

Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

2 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть                                          

Организационный момент

- Сейчас давайте вспомним наше правило:

Каждый день всегда везде –

На занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим

И  тихонечко сидим.

II. Основная часть

  1. Игра «Исправь ошибку»

Поставить на доску рядом следующие картинки: три кружка и цифра 2,два кружка и цифра 1, один кружок и цифра 3, теленок.

- Ребята, теленок считал кружки на карточках и рядом поставил цифры, обозначающие их количество. Правильно ли теленок посчитал кружки? (Нет.)

- Исправьте ошибки теленка и поставьте рядом с каждой картинкой соответствующую цифру.

- Какую цифру поставили рядом с картинкой, на которой изображен один кружок? (Цифру 1.)

- Два кружка? (Цифру 2.)

- Три кружка? (Цифру 3.)

  1. Ознакомление со знаком «минус» и решение задачи (задание 1)

- Сколько птичек сидит на верхней ветке? (4.)

- Сколько птичек на нижней ветке? (Ни одной.)

- Сколько птичек улетело с нижней ветки? (4.)

- Ребята, составьте задачу про птичек.

Если дети затрудняются, составьте ее сами.

- На ветке сидели четыре птички, а затем четыре улетели. Сколько птичек осталось на ветке? (Ни одной.)

- Если в задаче кто-то улетает, уходит, уезжает, то пишется знак -. (Он написан в правом уголке.) Послушайте стихотворение о знаке «минус».

Я — минус,

Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

А роль свою лишь выполняю.

- Запишите решение задачи: 4-4. На нижней ветке нет ни одной птички. Это можно записать цифрой 0.

  1. Ознакомление с цифрой 0 (задание 2)

- Послушайте стихотворение И.Блюмкина:

Цифру ноль ты раньше знал:

Это круг или овал.

- Найдите все цифры 0 и обведи их, как показано на рисунке.

- Обведите цифру 0 по точкам, а затем напишите в каждой клеточке до конца строчки.

  1. Упражнение «Математический знак»

Поставьте на доску картинки петушок, цифра 2, на небольшом от них  расстоянии – цифра 3, знак =, цифра пять. Картинки со знаками «+», и «-» лежат на столе у педагога.

- Помогите петушку правильно поставить математический знак.

- Какой знак поставили и почему? (Знак плюс, потому что два плюс три равно пяти.)

Уберите картинки и поставьте на доску картинку с цифрой 6, чуть подальше цифра 1, знак =, цифра 5.

- Помогите теперь петушку правильно поставить математический знак.

- Какой знак поставили и почему? (Знак «-», потому что шесть минус один равняется пяти.)

Дайте задание выполнить аналогичные действия со счетным материалом каждому ребенку.

  1. Физкультминутка «Теремок»

Кисти рук подняты до уровня шеи, концы пальцев соединены и изображают крышу.

Стоит в поле теремок,   Дети пальцы раздвигают в стороны.

На двери висит замок.    Пальцы переплетают в «замок».

Открывает его волк:    Движения сомкнутыми кистями влево-вправо.

Дерг-дерг, дерг-дерг.   Движения сомкнутыми кистями к себе, от себя.

Пришел Петя-Петушок      Пальцы размыкаются, 

И ключом открыл замок.     руки занимают исходное положение.

  1. Игровое упражнение «Дорисуй листья на деревьях» (задание3)

- Отгадайте загадку:

Черное поле белым стало.

А еще похолодало,

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

- Как называются два других осенних месяца. (Сентябрь, октябрь.)

- В каждом времени года три месяца.

- Назовите осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Нарисуйте столько листьев на деревьях, сколько их было в каждом осеннем месяце. (В сентябре много, в октябре поменьше, в ноябре мало.)

  1. Игра «Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры»

- Ребята, походите по группе и найдите предметы, которые похожи на геометрические фигуры. (Окна и двери, крышки у стола, книги, коробки похожи на прямоугольник, выключатели – на квадрат, а мячи, шары – на круг и т.д.) 

  1. Упражнение «Сколько фигур»

Поставьте на доску картинку кошки нарисованной из геометрических фигур.

- Сколько в нарисованной кошке прямоугольников? (Шесть.)

- Треугольников? (Три.)

- Кругов? (Два.)

- Квадратов? (Один.)

  1. Игра «Преврати геометрические фигуры в предметы» (задание 4)

-Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке. (Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал.)

- Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы. (Мяч, шарик, елка, дом, вагон, коляска, телевизор, зайка, рыбка.)

III. Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры, знакомство с названием месяца — ноябрь.

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры, знакомство с названием месяца — ноябрь....

Конспект занятия по ФЭМП образовательная область «Познание» по теме: «Число и цифра 5»

Конспект занятия по ФЭМП образовательная область «Познание» по теме: «Число и цифра 5»...

Конспект ОД по математическому развитию в старшей группе Тема: «Число и цифра 8»

Познакомить с образованием числа и цифрой 8;учить соотносить цифру с числом; уметь считать в пределах 8; закреплять временные представления: «утро - вечер», «день - ночь»...

Конспект занятия по ФЭМП №3 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Дорисовка недостающих фигур»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку....

Конспект занятия по ФЭМП №5 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием ...

Конспект занятия по ФЭМП №7 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»...