Конспект занятия по ФЭМП №14 в старшей группе Тема: «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по ФЭМП

в старшей группе «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП №14

в старшей группе

Тема: «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить составлять число 8 из двух меньших чисел; упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах восьми.

Программное содержание: Упражнять в различии порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?. Учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; делить предмет на 2, 4 части. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки: козленок, по 12 красных и синих кружков, корабль, теленок, корова, петух, конь, бык, свинья, собака, овца, 2 картинки с отличиями; раздаточный – два бумажных круга диаметром 6—8 см, ножницы; рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; простые и цветные карандаши.

Планируемые результаты:  дети составляют число 8 из двух меньших чисел; различают количественный и порядковый счет в пределах восьми.

Структура занятия

I

Вводная часть

 Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

21 мин

1

Упражнение

«Число 8»

3 мин

2

Игра

«Подарки Деда Мороза»

3 мин

3

Упражнение

«Сколько животных?»

2 мин

4

Игра

«Дорисуй и напиши правильно»

3 мин

5

Физкультминутка

«Раз – согнуться!»

1 мин

6

Упражнение

«Найди отличия»

3 мин

7

Игра

«Учимся делить круг»

3 мин

8

Игра

«Назови правильно»

1 мин

9

Игра

«Раздели правильно»

2 мин

III

Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

3 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Организационный момент

- Сейчас давайте вспомним наше правило:

Каждый день всегда везде –

На занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим

И  тихонечко сидим.

  1. Основная часть
  1. Упражнение «Число 8»

Поставьте на доску картинку козленка. (Картинки с кругами лежат на столе у педагога.)

- Помогите козленку поставить на доску в верхнем ряду пять красных и три синих кружка; в среднем ряду – три красных и три синих кружка; в нижнем ряду – четыре красных и четыре синих кружка.

- Сколько кружков в верхнем ряду? (Пять красных и три синих – всего восемь кружков.)

- В среднем? (Три красных и пять синих – всего восемь кружков.)

- В нижнем? (Четыре красных и четыре синих – всего восемь кружков.)

Повторите задание с другим составом числа 8.

  1. Игра «Подарки Деда Мороза» (задание 1)

- Ребята, послушайте стихотворение В. Волиной:

Вот приехал Дед Мороз,

Всем подарки он привез.

Зайку — Галине

Мишку — Марине,

Соне — матрешку,

Коле — гармошку,

Толе — барабан,

Рите — сарафан,

Нине — сказки,

Римме — краски.

- Сколько детей получили подарки? (Восемь.)

Если дети затрудняются, предложите пересчитать игрушки.

- Раскрасьте третью по счету игрушку.

- Какую игрушку закрасили? (Матрешку.)

- Раскрасьте пятую по счету игрушку.

- Какую игрушку закрасили? (Барабан.)

- На каком по счету месте сарафан? (На шестом.)

- В каждый квадрат под игрушкой напишите соответствующую цифру.

  1. Упражнение «Сколько животных?»

Поставьте на доску картинку «Корабль», немного подальше картинки с животными.

- Сколько животных идет на корабль? (Восемь.)

- Как узнали? (Посчитали: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.)

- Персонажи сказки идут на корабль друг за другом. Если мы хотим узнать, как они идут по порядку, мы считаем так: первым идет теленок, второй – корова с колокольчиком, третьим – бык, четвертым – конь, пятой – свинья, шестым – петух, седьмой – собака, восьмой – овца.

- Кто идет шестым? (Петух.)

- Четвертым? (Конь.)

- На каком по счету месте бык? (На третьем.)

- На каком по счету месте свинья? (На пятом.)

- Кто идет восьмым? (Овца.)

  1. Игра «Дорисуй и напиши правильно» (задание 2)

- Дорисуйте рыбок в аквариумах так, чтобы их в каждом было поровну — по восемь.

- Напишите, сколько рыбок дорисовали в аквариумах.

- Прочитайте запись: 5 + 3 = 8, 3 + 5 = 8 (пять плюс три равняется восьми, три плюс пять равняется восьми).

  1. Физкультминутка «Раз — согнуться!»

Дети выполняют движения по тексту.

Раз — согнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть,

Семь, восемь — лень отбросим.

  1. Упражнение «Найди отличия»

Поставьте на доску 2 картинки. Картинки с кружками лежат на столе у педагога.

- Назовите 8 отличий между картинкой слева и картинкой справа.

По мере того, как дети будут называть отличия, ставьте на доску под картинками кружки. (Как вариант, можно поставить на доску картинки с кружками и убирать по одной по мере того, как дети будут называть отличия.)

На картинке слева: 1 – три елки, 2 – три грибка за пеньком, 3 – мишка сидит на траве, 4 – две звездочки на экране телевизора, 5 – у мишки нет бантика, 6 – за мишкой два грибка, 7 – есть солнышко, 8 – на елках нет шишек.

На картинке справа: 1 – две елки, 2 – два грибка за пеньком, 3 – мишка сидит на коврике, 4 – три звездочки на экране телевизора, 5 – у мишки есть бантик, 6 – за мишкой три грибка, 7 – нет солнышка, 8 – на елках шишки.

  1. Игра «Учимся делить круг»

Для выполнения задания понадобятся два бумажных круга диаметром 6—8 см, ножницы.

- Ребята, сложите круг пополам и разрежьте по линии сгиба. (Если дети затрудняются, покажите.) Получившаяся часть круга называется половиной круга, она всегда меньше, чем круг.

- Сложите круг на четыре части и разрежьте по линиям сгиба. (Если дети затрудняются, покажите.) Получившиеся части круга называются четвертью круга.

- Четверть круга больше или меньше круга? (Меньше.)

- Почему? (Потому что из целого круга получилось четыре части.)

- Из получившихся частей составьте два круга.

- Круг всегда больше его части

  1. Игра «Назови правильно» (задание 3) 

- Назовите то, что нарисовано на картинке. (Яблоко, пол-яблока, четверть яблока.)

  1.  Игра «Раздели правильно» (задание 4) 

- Разделите апельсин двумя линями так, чтобы каждому ребенку на картинке досталось поровну.

- На сколько частей разделили апельсин? (На четыре.)

- Почему? (Потому что на картинке нарисовано четыре ребенка.)

III. Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП №3 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Дорисовка недостающих фигур»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку....

Конспект занятия по ФЭМП №5 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием ...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших» в группе дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) старшей

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших» в группе дошкольного возраста (от 5 до...

Конспект занятия по ФЭМП №7 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»...

Конспект занятия по ФЭМП №11 в старшей группе Тема: «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в...

Конспект занятия по ФЭМП №16 в старшей группе Тема: «Знаки <, >; порядковый счет. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Знаки <, >; порядковый счет. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг»...