Конспект занятия по ФЭМП №14 в старшей группе Тема: «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по ФЭМП
в старшей группе «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП №14
в старшей группе
Тема: «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: учить составлять число 8 из двух меньших чисел; упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах восьми.
Программное содержание: Упражнять в различии порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?. Учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; делить предмет на 2, 4 части. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки: козленок, по 12 красных и синих кружков, корабль, теленок, корова, петух, конь, бык, свинья, собака, овца, 2 картинки с отличиями; раздаточный – два бумажных круга диаметром 6—8 см, ножницы; рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; простые и цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети составляют число 8 из двух меньших чисел; различают количественный и порядковый счет в пределах восьми.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 21 мин | |
1 | Упражнение | «Число 8» | 3 мин |
2 | Игра | «Подарки Деда Мороза» | 3 мин |
3 | Упражнение | «Сколько животных?» | 2 мин |
4 | Игра | «Дорисуй и напиши правильно» | 3 мин |
5 | Физкультминутка | «Раз – согнуться!» | 1 мин |
6 | Упражнение | «Найди отличия» | 3 мин |
7 | Игра | «Учимся делить круг» | 3 мин |
8 | Игра | «Назови правильно» | 1 мин |
9 | Игра | «Раздели правильно» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Самоконтроль и самооценка выполненной работы | 3 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Организационный момент
- Сейчас давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда везде –
На занятиях, в игре,
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Основная часть
- Упражнение «Число 8»
Поставьте на доску картинку козленка. (Картинки с кругами лежат на столе у педагога.)
- Помогите козленку поставить на доску в верхнем ряду пять красных и три синих кружка; в среднем ряду – три красных и три синих кружка; в нижнем ряду – четыре красных и четыре синих кружка.
- Сколько кружков в верхнем ряду? (Пять красных и три синих – всего восемь кружков.)
- В среднем? (Три красных и пять синих – всего восемь кружков.)
- В нижнем? (Четыре красных и четыре синих – всего восемь кружков.)
Повторите задание с другим составом числа 8.
- Игра «Подарки Деда Мороза» (задание 1)
- Ребята, послушайте стихотворение В. Волиной:
Вот приехал Дед Мороз,
Всем подарки он привез.
Зайку — Галине
Мишку — Марине,
Соне — матрешку,
Коле — гармошку,
Толе — барабан,
Рите — сарафан,
Нине — сказки,
Римме — краски.
- Сколько детей получили подарки? (Восемь.)
Если дети затрудняются, предложите пересчитать игрушки.
- Раскрасьте третью по счету игрушку.
- Какую игрушку закрасили? (Матрешку.)
- Раскрасьте пятую по счету игрушку.
- Какую игрушку закрасили? (Барабан.)
- На каком по счету месте сарафан? (На шестом.)
- В каждый квадрат под игрушкой напишите соответствующую цифру.
- Упражнение «Сколько животных?»
Поставьте на доску картинку «Корабль», немного подальше картинки с животными.
- Сколько животных идет на корабль? (Восемь.)
- Как узнали? (Посчитали: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.)
- Персонажи сказки идут на корабль друг за другом. Если мы хотим узнать, как они идут по порядку, мы считаем так: первым идет теленок, второй – корова с колокольчиком, третьим – бык, четвертым – конь, пятой – свинья, шестым – петух, седьмой – собака, восьмой – овца.
- Кто идет шестым? (Петух.)
- Четвертым? (Конь.)
- На каком по счету месте бык? (На третьем.)
- На каком по счету месте свинья? (На пятом.)
- Кто идет восьмым? (Овца.)
- Игра «Дорисуй и напиши правильно» (задание 2)
- Дорисуйте рыбок в аквариумах так, чтобы их в каждом было поровну — по восемь.
- Напишите, сколько рыбок дорисовали в аквариумах.
- Прочитайте запись: 5 + 3 = 8, 3 + 5 = 8 (пять плюс три равняется восьми, три плюс пять равняется восьми).
- Физкультминутка «Раз — согнуться!»
Дети выполняют движения по тексту.
Раз — согнуться, разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
- Упражнение «Найди отличия»
Поставьте на доску 2 картинки. Картинки с кружками лежат на столе у педагога.
- Назовите 8 отличий между картинкой слева и картинкой справа.
По мере того, как дети будут называть отличия, ставьте на доску под картинками кружки. (Как вариант, можно поставить на доску картинки с кружками и убирать по одной по мере того, как дети будут называть отличия.)
На картинке слева: 1 – три елки, 2 – три грибка за пеньком, 3 – мишка сидит на траве, 4 – две звездочки на экране телевизора, 5 – у мишки нет бантика, 6 – за мишкой два грибка, 7 – есть солнышко, 8 – на елках нет шишек.
На картинке справа: 1 – две елки, 2 – два грибка за пеньком, 3 – мишка сидит на коврике, 4 – три звездочки на экране телевизора, 5 – у мишки есть бантик, 6 – за мишкой три грибка, 7 – нет солнышка, 8 – на елках шишки.
- Игра «Учимся делить круг»
Для выполнения задания понадобятся два бумажных круга диаметром 6—8 см, ножницы.
- Ребята, сложите круг пополам и разрежьте по линии сгиба. (Если дети затрудняются, покажите.) Получившаяся часть круга называется половиной круга, она всегда меньше, чем круг.
- Сложите круг на четыре части и разрежьте по линиям сгиба. (Если дети затрудняются, покажите.) Получившиеся части круга называются четвертью круга.
- Четверть круга больше или меньше круга? (Меньше.)
- Почему? (Потому что из целого круга получилось четыре части.)
- Из получившихся частей составьте два круга.
- Круг всегда больше его части
- Игра «Назови правильно» (задание 3)
- Назовите то, что нарисовано на картинке. (Яблоко, пол-яблока, четверть яблока.)
- Игра «Раздели правильно» (задание 4)
- Разделите апельсин двумя линями так, чтобы каждому ребенку на картинке досталось поровну.
- На сколько частей разделили апельсин? (На четыре.)
- Почему? (Потому что на картинке нарисовано четыре ребенка.)
III. Заключительная часть
Самоконтроль и самооценка выполненной работы
Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП №1 в старшей группе Тема: «Число и цифра 1. Большой, поменьше, маленький. ознакомление с названием месяца — сентябрь. Соединение рисунков»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 1»...

Конспект занятия по ФЭМП №3 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Дорисовка недостающих фигур»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку....

Конспект занятия по ФЭМП №5 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием ...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших» в группе дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) старшей
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших» в группе дошкольного возраста (от 5 до...

Конспект занятия по ФЭМП №7 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»...

Конспект занятия по ФЭМП №11 в старшей группе Тема: «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в...

Конспект занятия по ФЭМП №16 в старшей группе Тема: «Знаки <, >; порядковый счет. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Знаки <, >; порядковый счет. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг»...