Конспект занятия по ФЭМП №18 в старшей группе Тема: «Порядковый счет; сравнение смежный чисел. Часть и целое. Квадрат»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Порядковый счет; сравнение  смежный чисел. Часть и целое. Квадрат»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП №18

в старшей группе

Тема: «Порядковый счет; сравнение  смежный чисел. Часть и целое. Квадрат»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Какой по счету? На котором по счету месте?

Программное содержание: Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету? на котором по счету месте? соотносить количество предметов с цифрой; сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линии сгиба; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; решать логические задачи на основе зрительного воспринимаемой информации. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Материалы и оборудование: демонстрационный – цифры от 1 до 10, десять красных кружков, бубен; раздаточный – счетный материал, три квадрата из бумаги размером 8*8, ножницы, рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет; простые и цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети умеют считать по порядку, правильно отвечают на вопросы: Сколько? Какой по счету? На котором по счету месте?

Структура занятия

I

Вводная часть

Коробочка с сюрпризом

3 мин

II

Основная часть

20 мин

1

Упражнение

«Назови пропущенные цифры»

2 мин

2

Игра

«Слушай и считай»

3 мин

3

Упражнение

«Сосчитай количество ударов»

3 мин

4

Игра

«Считай и пиши»

3 мин

5

Физкультминутка

«Зайцу холодно сидеть»

2 мин

6

Игра

«Сложи квадрат»

5 мин

7

Игра

«Слушай, смотри, думай»

2  мин

III

Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

2 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Коробочка с сюрпризом

- Посмотрите ребята, у меня есть вот такая коробочка и в ней, что-то лежит. Отгадайте, что находится внутри коробочки? (потрясти.) (Ответы детей.)

- Здесь предметы одинаковой длины, бывают разного цвета, сделаны из пластмассы. Мы иногда используем их на наших занятиях и в свободной деятельности.  

Открываю коробочку, показываю.  

- Да, здесь счетные палочки. Я предлагаю вам сегодня поиграть со счетными палочками, вы хотите, согласны?  

- Итак, задание. Нужно отгадать загадку, а отгадку выложите с помощью счетных палочек.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… (квадрат).

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ...(Треугольник.)

Треугольник сунул нос

В реактивный пылесос.

А без носа он, – о, боже! –

Стал на юбочку похожим.

Интереснее всего,

Как теперь зовут его. (Трапеция.)

Встал квадрат на уголок –

Ткнулся носом в потолок.

Вверх он рос еще дней пять.

Как теперь его назвать? (Ромб.)

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник.)

- Правильно, молодцы. 

II. Основная часть

  1. Упражнение «Назови пропущенные цифры»

Поставьте на доску цифры 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10. Пропущенные цифры 3,6, 9 лежат на столе у педагога.

- Назовите цифры, которых нет, и поставьте их в нужное место.

  1. Игра «Слушай и считай» (задание 1)

- Послушайте стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей?»:

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

- У скольких зверей побывал воробей? (У девяти.) 

Если дети затрудняются, предложить пересчитать зверей по рисунку.

- На каком по счету месте слон? (На четвертом.)

- На каком по счету месте медведь? (На восьмом.)

- На каком по счету месте носорог? (На шестом.)

- Раскрасьте оранжевым цветом животное на втором по счету месте. (Лиса.)

- Раскрасьте коричневым цветом животного на восьмом по счету месте. (Медведь.)

  1.  Упражнение «Сосчитай количество ударов»

Карточки с десятью кругами лежат на столе у педагога. Счетный материал лежит на столе у каждого ребенка.

Один ребенок выполняет задания у доски.

Постучите в бубен, а дети пусть сосчитают количество ударов и положат перед собой такое же количество геометрических фигур. Повторите несколько раз.

  1. Игра «Считай и пиши» (задание 2)

- Сосчитайте шарики на каждой елочке и запишите цифру под рисунком в квадрате.

- Сколько шариков на елке слева? (7.)

- Сколько шариков на елке справа? (8.)

- Сравните количество шариков на елках? (На елке слева шариков на один меньше, чем на елке справа, а на елке справа шариков на один больше, чем на елке слева.)

- Раскрасьте шарики на той елке, где их больше.  

  1. Физкультминутка «Зайцу холодно сидеть»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

  1. Игра «Сложи квадрат»

- Возьмите первый квадрат, сложите его так, чтобы получилось два треугольника. Разрежьте по линии сгиба.

http://perviydoc.ru/docs/5/4517/conv_1/file1_html_46c01825.jpg
- Возьмите второй квадрат, сложите его так, чтобы получилось четыре треугольника. Разрежьте по линиям сгиба.

http://perviydoc.ru/docs/5/4517/conv_1/file1_html_m7bb41c5d.jpg
- Сложите третий квадрат так, чтобы получилось восемь треугольников. Разрежьте по линиям сгиба.

http://perviydoc.ru/docs/5/4517/conv_1/file1_html_m6dbf28f1.jpg
- Выложите на столе треугольники так, чтобы снова получилось три квадрата.
- Квадрат больше треугольников.

  1. Игра «Слушай, смотри, думай» (задание 3)

- Сколько зайцев за забором? (2.)

- Сколько ушей у двух мышей? (4.)

- Запишите ответы в квадратиках.

III. Заключительная часть

Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Показать детям заранее приготовленную правильно выполненную работу и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП №3 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Дорисовка недостающих фигур»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку....

Конспект занятия по ФЭМП №7 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <, >, =; независимость числа от расположения предметов. Квадрат, треугольник»...

Конспект занятия по ФЭМП №11 в старшей группе Тема: «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет. Часть и целое. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в...

Конспект занятия по ФЭМП №14 в старшей группе Тема: «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»

Конспект занятия по ФЭМПв старшей группе «Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части»...

Конспект занятия по ФЭМП №16 в старшей группе Тема: «Знаки <, >; порядковый счет. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Знаки <, >; порядковый счет. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг»...

Конспект занятия по ФЭМП №20 в старшей группе Тема: «Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Дорисовка недостающих фигур»

Конспект занятия по ФЭМПв старшей группе «Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Дорисовка недостающих фигур»...