Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" Раздел ФЭМП Тема "Золотой ключик" средняя группа
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" Раздел ФЭМП Тема "Золотой ключик" средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 44.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик – семицветик»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
Раздел ФЭМП
для детей средней группы
Тема: «Золотой ключик!»
Разработала: воспитатель
Баямова Юнера Музавировна
г. Когалым, 2021 г.
Тема: «Золотой ключик»
Возрастная группа: средняя.
Форма проведения: игровое занятие.
Форма организации образовательной деятельности: подгрупповая,
работа в парах, индивидуальная, самостоятельная.
Формы реализации детских видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкальная.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Закрепление формирования элементарных математических представлений у детей в различных видах деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
-Закрепить умение детей называть части суток, их последовательность;
-Закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал, цилиндр, прямоугольник;
-Закрепить умение считать на слух и обозначать количество числом кружочков;
-закрепить прямой и обратный счет в пределах 8, знание порядкового счета в пределах 8;
-Закрепить представление детей о прямоугольнике, его свойствах, умение использовать свойства сторон прямоугольника, пользоваться словами «широкий», «узкий».
Развивающие:
-Развивать мыслительные операции, умение анализировать, внимание, память;
-Развивать умение работать в парах, договариваться и приходить к единому мнению;
-Развивать детскую инициативу, познавательный интерес.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, умение понимать и выполнять поставленную задачу;
- Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи;
-Воспитывать желание играть и заниматься сообща;
-Доставить детям радость, интерес.
Методы и приёмы:
Наглядный: использование информационно-коммуникативных технологий - аудиозапись, голубь с письмом, ковер с заплатками, иллюстрации – герои сказки «Приключения Буратино»,
Словесный: беседа с детьми в ресурсном круге, вопросы, ответы, словесные указания, пояснения, словесное поощрение, приветствие: «Улыбнись тому, кто справа, улыбнись тому, кто слева…», словесная игра: «Блиц опрос…», физкультминутка: «Два хлопка перед собой, два хлопка над головой…».
Практические: Дидактическая игра «Подбери форму», дидактическая игра: «Когда это бывает?», «Помоги цифрам найти свое место», оформление макета «Королевство математика», работа в парах.
Игровые: Игровое упражнение: «Построй мостик», «Посчитай и назови», хороводная игра: «Мирилка», физминутка.
Словарная работа:
Активизация словаря: утро, день, вечер, ночь, части суток, квадрат, круг,
прямоугольник, цилиндр, овал.
Обогащение словаря: Почтовый, голубь.
Закрепление: Зашить, починить, поставить заплатки.
Материал и оборудование:
-Декорации к игровому занятию – Ковер, заплатки – разной геометрической формы, Королевство математики, цифры, конверт с письмом от Буратино;
-Голубь – игрушка, золотой ключик – разрезной на части,
-Иллюстрации частей суток, магнитные цифры (1-8),картина с изображением реки.
- Аудиозапись со звуками голубя, перелет ковра - самолета.
Раздаточный материал:
Карточки с кружочками (1-8) на каждого ребенка, картинки «части суток» на каждого ребенка, карточка с изображением реки на каждого ребенка, фигуры прямоугольной формы и квадратной формы на каждого ребенка, карточки с цифрами(1-8)на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- Дидактическая игра: «Когда это бывает?»,
Дидактическая игра: «Назови части суток»,
Дидактическая игра: «Сосчитай и назови»,
Дидактическая игра: «Узнай и назови знакомую фигуру»
Учебно-методический комплект: основная образовательная программа МАДОУ «Цветик - семицветик», разработанная на основе примерной ОПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, с учётом ФГОС ДО.
Технологическая карта
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Время |
I Этап Присоединительный этап (мотивационно-ориентировочный) | Стимулировать принятие элементов образовательнойзадачи. Создать интерес к содержанию предстоящейдеятельности. Актуализировать имеющийся опыт детей. Настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом. Создать заинтересованность предстоящей деятельностью (мотивационная основа деятельности). -Ребята, у нас сегодня гости. Давайте мы им подарим нашу улыбку и дружеское приветствие. Включается аудиозапись со звучанием «гуления» голубя, который приносит детям письмо от Буратино. Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Буратино! Я знаю, что вы очень умные и хорошие. Помогите мне, пожалуйста! Хитрая лиса Алиса и кот Базилио – похитили золотой ключик и спрятали его, в Королевстве Математики. Помогите мне его получить! - Вот так беда. Что же делать? -Сможем ли мы помочь Буратино отыскать золотой ключик? -Я согласна с вами, ребята, давайте отправимся в путешествие и поможем Буратино. -На чем можно отправиться в путешествие? Нас так много и деревня далеко…. -Хорошая идея! Но у нас проблема – ковер прогрызли мыши. Что делать? Молодцы! Становитесь в круг, мы отправляемся! Включается запись летящего ковра –самолета. | Дети свободно играют в игры. Приветствуют гостей. В хороводе поют песенку «Мирилку» и дарят друг другу улыбку. Разговор-диалог в круге. Рассуждения, предложения детей. Обсуждение выходов из проблемных ситуаций героев из проблемной ситуации. (На самолете, поезде, на автобусе, на ковре самолете) (показ ковра, рассматривание) Обсуждение выходов из проблемной ситуации. Приходят к мнению, что нужно поставить заплатки. Дидактическая игра: «Подбери заплатку» (1,2,3,4,5 – приготовились летать. Попадают в «Королевство математики» | 3 мин |
II Этап Основной (практический, реализация плана) | Активная форма образовательной деятельности (АФОД). Обращает внимание на оформление музыкального зала. -Вот, мы и в Королевстве математики! -Давайте знакомиться с жителями. Кто живет в этом домике? -Ребята, цифры так долго готовились к встрече с нами, что перепутали свои места в числовом ряду. Поможем найти свое место?
-Молодцы, справились, а вот и первая деталь от ключика. Замечает, что дорожка сворачивает. -Ой, а в какую сторону нам идти, чтобы попасть к следующему домику? Это задание требует внимания и тишины. Обращает внимание детей на стол с карточками. -Я возьму колокольчик и буду звенеть. Вы будете считать на слух, и показывать определенную карточку с кружочками. - Отлично, дети! Вот и вторая деталь от ключа у нас есть. -Я вижу вы устали. Давайте отдохнем и поиграем. -Вот беда, подойдите ребята, посмотрите, на нашем пути река. Следующий домик находится на другом берегу. Как перебраться? -Я согласна с вами! -Посмотрите внимательно, -Какой формы дощечку вы взяли? -Почему вы не взяли для строительства квадрат? -Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост? -Умники и умницы вы мои, справились, а вот и третья деталь от ключика у нас. -Предлагаю намного отдохнуть. Проведем разминку? Во время выполнения детьми работы звучит музыкальное сопровождение). Давайте, ребята, отправимся дальше, нас еще ждут испытания. Куда нам нужно свернуть, чтобы попасть к следующему домику? -Молодцы справились! -Как много здесь героев! Из какой они сказки? -Ребята, посчитайте, сколько здесь всего героев? -Назовите – кто стоит первый справа(слева), второй, последний? -Определите кто самый высокий, низкий? -Кто выше лисы Алисы, ниже Буратино? -А где стоит Карабас Барабас? -Кто справа от лисы Алисы? А слева? -Кто стоит между Буратино и Мальвиной? -Молодцы, ребята! Вот и последняя часть ключа у нас есть! Давайте соберем наш ключик, и отправим его Буратино. | Совместная деятельность детей по выполнению задания в АФОД. Рассматривают оформление зала. Эмоционально реагируют. Становятся свободным полукругом вокруг доски с изображенным числового домика. Дидактическая игра «Найди свое место в числовом ряду, и назови соседа числа». (Один ребенок работает на доске, остальные индивидуально) (На подносе деталь от золотого ключика) Оформление дорожки к домикам (столам, доске) Рассуждения, предложения детей. Свернуть налево. Дидактическая игра: «Сосчитай на слух и покажи карточку» Практическая деятельность. Находят нужную цифру и выставляют числовой ряд, оценивают результат. Физминутка Предполагается 3-4 индивидуальных ответа. Нужно построить мост. Один ребенок выполняет задание у доски, остальные самостоятельно. Дети по очереди перечисляют свойства квадрата и прямоугольника, говорят полным предложением. Вывод: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие. Словесная игра «Блиц опрос… Мы завтракаем утром, ужинаем….., обедаем…..? Ночь, а что за нею….? -Что следует за днем…? -Какие части суток вы знаете? -Когда просыпается солнце? Подбирают существительные: утром, днем, вечером, день, ночь и т.д. Рассуждения, предложения детей. (Свернуть еще раз направо) Отвечают, рассуждают, опираясь на позитивный настрой. Диалоговое общение. Дети считают, определяют место, где стоит герой, сколько всего героев, определяют, что это сказка «Приключения Буратино» | 20 мин |
Физминутка. 2 хлопка над головой 2 хлопка перед собой 2 руки за спину спрячем И на 2-х ногах поскачем Мы руками все помашем Руку правую покажем Руку левую покажем 2 руки и 2 ноги – сколько вместе? Подскажи? (Хором: «Четыре!» | |||
Ресурсный круг. -Молодцы, ребята! Вот и последняя четвертая часть ключа у нас есть! Давайте соберем наш ключик, и отправим его Буратино. Ребята, Буратино рад, что получит свой ключик и в награду он приготовил нам подарки – интересные раскраски.
Звучит аудиозапись звуки «Полет ковра-самолета». -Слышите, ребята, пришло время возвращаться в детский сад! Выслушивает ответы детей. (Становятся на коврик) | Рассуждения, предложения детей. Отвечают, рассуждают, опираясь на позитивный опыт. Диалоговое общение. Хороводная игра «Мирилка» Вместе мы одна семья Ты и я! Руку дай тому, кто слева, Руку дай тому, кто справа, Мы одна семья. Тому, кто справа улыбнись, Тому, кто слева улыбнись. Теперь по кругу ты шагай, с друзьями весело шагай… Ресурсный круг. /стоят в кругу на ковре/ | ||
III Этап Заключительный (Рефлексия) | Подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями -Ребята! Где мы сегодня побывали? Кому мы помогли? Вам понравилось наше путешествие? -Что было самым интересным? -Какие были затруднения при выполнении заданий? -Какое задание вам больше всего понравилось? Ребята, Буратино рад, что получит свой ключик и в награду он приготовил нам подарки – интересные раскраски, а сейчас пора нам отправляться в группу. | Высказывают свои мысли, рассуждения.
Предполагается 3-4 индивидуальных ответов. Возвращаются в группу. | 2 мин |
Самоанализ
непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
раздел «ФЭМП» на тему «Золотой ключик»
для детей средней группы
НОД на тему: «Золотой ключик» построено и проведено по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел ФЭМП в соответствии с тематическим планированием.
На занятии присутствовало 18 детей.
Учебный материал соответствует требованиям основной образовательной программы дошкольного учреждения. Структура занятия отвечает задачам обучения, воспитания и возрастным особенностям данной группы.
Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то организованная образовательная деятельность была построена по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения.
Мой опыт работы в детском саду показывает – что одно из важных условий успешного развития детского мышления – это разнообразие в работе с детьми. Так как игра в дошкольном возрасте – это один из основных и любимых видов деятельности детей, то я строю воспитательно-образовательную деятельность в группе в игровой форме.
В чем это заключается?
Для начала я создала в группе все условия для проведения занятия. Я организовала развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Данное занятие было построено от начала и до конца в игровой форме.
Разрабатывая конспект НОД, я прежде всего учитывала особенности развития детей средней группы, индивидуальные возможности каждого ребенка. Для этого я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения мероприятия, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Выбранные мною методы и приемы так заинтересовали детей, что они погрузились в мир игры с первых минут. Новизна обстановки, необычное начало, красивые разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора – все это помогло не допустить в детскую образовательную деятельность однообразия и скуки. Обеспечило живость и непосредственность детского восприятия.
Например:
1.Встречая почтового голубя и читая письмо от Буратино, беседуя с детьми, использую художественное слово. Художественное слово (песенка-приветствие «Улыбнись тому, кто справа, улыбнись тому, кто слева», физминутка, словесная разминка «Блиц-опрос») объединило структурные части занятия, побуждало детей к активной речевой и мыслительной деятельности.
2.Сочетаю речевые ответы с практическими действиями (побуждаю детей рассказать и показать выполнения заданий – подобрать геометрическую форму для заплатки ковра самолета, расстановку цифр в числовом ряду, построить мостик через реку, закрепляя при этом свойства прямоугольника).
3.Чередую индивидуальные и хоровые ответы (Кто стоит справа (слева) от Карабаса Барабаса? Кто стоит между Буратино и Мальвиной? Кто выше(ниже) папы Карло, и т.д).
4.Каждый раз создаю новую ситуацию так, чтобы дети могли применить ранее полученные знания, сами искали новые решения.
Я использую игровые примы – обыгрывание предметов («Построй мостик»), «Посчитай на слух», ставлю перед детьми проблемную ситуацию: «Как можно помочь Буратино вернуть ключ?» Включаясь в предполагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровую задачу: «Выполним задания и найдем золотой ключик».
5.Динамическая пауза «Два хлопка перед собой, два хлопка над головой» органично вписывается и соответствует структуре занятия.
6.Напоминание детям о проделанной работе, в конце занятия, способствовало обучению подводить итог. (Где мы сегодня побывали? Кому помогали?) В целом занятие воспринимается как маленький сценарий на одну тему.
Большую роль на занятии я отвожу поощрению, даю положительную оценку выполнения заданий, подбадриваю, если что-то не получается, не скуплюсь на похвалу, обнимаю детей.
Во время занятия я старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над ними. Содержание словесных, дидактических и малоподвижных игр, заданий соответствовало цели и задачам НОД. Степень сложности соответствовала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были организованы, внимательны, и заинтересованы. Обучение и закрепление знаний осуществлялось незаметно для детей.
На данном занятии, как и на всех своих занятиях, я активно использую здоровье сберегающие технологии: смену статичных и динамичных поз, физминутку.
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленной цели.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные мною методы обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания, навыки.
Программные задачи занятия выполнены, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в образовательной области "Познание" (ФЭМП) в старшей группе №10 "Непоседы"
Занятие организовано в игровой форме, программа содержания соответствует возрасту детей. На занятии формируется у детей умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов (числом) и...
Конспект НОД по образовательной области "познание" (ФЭМП) в саршей группе №10 Интеграция образовательных областей по программе "Детский сад 2100" тема "Путешествие с Незнайкой"
Цель: Обобщение и закрепление элементарных математических представлений и конструктивных способностей у детей старшего возраста. Образовательные задачи: Закрепить умения детей объединять предметы ...
Конспект НОД в образовательной области «Познание» (ФЭМП) в средней группе.
Программные задачи: Познакомить детей с прямоугольником , учить различать прямоугольник и квадрат .Формировать умение соотносить количество предметов с числом.Соверш...
Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «Скоро в школу»
Цели и задачи:Образовательные: Формировать навыки прямого и обратного счета в пределах первого десятка, продолжать формировать представление о школеРазвивающие: развивать логическое мышление, память, ...
Конспект НОД в образовательной области«Познание» (ФЭМП) в средней группе.
Программные задачи:Познакомить детей с прямоугольником , учить различать прямоугольник и квадрат .Формировать умение соотносить количество предметов с числом.Совершенствовать навыки счета в пределах 4...
Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «В космос дружно полетим»
Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «В космос дружно полетим»...
Конспект открытого мероприятия образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «Космическое путешествие».
Конспект открытого мероприятия по ФЭМП в подготовительной группе...